Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цели:; (Слайд2)
- различать звук и букву, гласные и согласные звуки;
- владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_zvonkie_i_gluhie.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Согласные звонкие и глухие(Слайд 1)
Цели:; (Слайд2)
- различать звук и букву, гласные и согласные звуки;
- владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции .
1. Организационный момент
- Отгадайте загадку
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно (звук)
Проверка Д/ З (Слайд №3, 4) Самопроверка.
1 ошибка-4, 2 ош.- 3,
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
2.Повторение.
И сколько вообще есть звуков?
Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?
- Сколько на свете звуков?
- Сколько в снегу – снежинок,
- Сколько в одежде – дождинок,
- Сколько в песке – песчинок.
- Сколько звуков у речи?
- Сколько струек у речки.
На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные.
- Чем отличается звук от буквы? (Слайд №5 )
- А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) .(Слайд № 5)
- Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
- Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
- (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный) Проверка.
- На какие группы делятся звуки речи?
(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
3.Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)
4. Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)
3. Работа над новым материалом
Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.
Попробуйте произнести звук д
Затем звук т
В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.(Слайд 6)
Вывод:
Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,
как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.
В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.
Сравним наше правило с правилом в учебнике с 110
4. Работа по учебнику
Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.
Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр 276.
Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится.
5. Озвончение и оглушение согласных
Учитель | В жизни трудящихся звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой или сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим эти проблемы. (А.Т. Арсирий) |
Учитель: (Слайд № 7) Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
(Слайд № 8) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
Шалаш был рядом с домом.
[ж] [з]
Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. (Слайд№10)
Вывод: прав № 3
- Перед вами на экране пословица.(Слайд11)
Ум и здоровье дороже всего.
Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. Перепишите пословицу в тетради. Внимание на экран! Подчеркните согласные.
Что можете сказать? (звонкие согласные) – охарактеризуйте согласные звуки.
Вывод: звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Цель: Какие звуки создают образ тишины в стихотворении Никитина?
Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится». - Определите тему текста (Ночная природа) - Какова на ваш взгляд его идея? |
(Показать красоту родной природы, её величие) |
- Как автор относится к своей родине? |
(с любовью, с восхищением, как к живому существу) Тихо ночь ложится Над рекой широкой, Светлые заливы Небо голубое Беззаботно спит. И. С. Никитин |
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить свои чувства? (Ночь ложится, луна глядится, небо глядит, село спит - олицетворения, зеркала озёр (метафора), небо голубое - эпитеты и др.) |
- Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание? |
(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной. Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и]) |
Учитель: Стилистический приём, заключающийся в повторении определённых согласных звуков (или сочетаний звуков) в том или ином речевом отрезке, называется аллитерацией. Вывод: звуки «подтверждают смысл слов». |
А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.
1 вариант
1. На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные;
Б) парные и непарные;
В) сильные и слабые
2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:
а ) писать, витрина, поклон;
б ) капот(у машины), лошадь, кипит.
3.Укажите звонкие согласные:
[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].
4. Сколько букв в русском алфавите?
А) 31;
Б) 32;
И) 33
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Коробка;
Б) дуб;
В) пруд;
Г) молодьба.
2 вариант
1.На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные;
Б) парные и непарные;
В) сильные и слабые
2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:
а ) говорил, поил, мешал;
б ) теснота, говор, повар.
3.Укажите глухие согласные:
[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].
4. Сколько звуков в речи?
А) 47;
Б) 60;
В) 42.
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Мороз;
Б) хоровод;
В) варежка;
Г) просьба.
«Хитрые вопросы»
- В каком слове сорок гласных? (сорока)
- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)
Цифровой диктант: 1- звонкий, 2- глухой.
Хоккей, волейбол, теннис, шашки, гимнастика, баскетбол, плавание, мотокросс, дзюдо.(2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1.)
Выставление отметок
Д/з
- Повторите теоретический материал по теме «Фонетика»;
- выпишите пословицы на тему «Труд», в которых встречается процесс оглушения, например: «Терпение и труд все перетрут";
- попробуйте сочинить сказку на тему: «Как обиделись гласные и ушли из страны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»
План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...
Конспект логопедического занятия в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Данное занятие посвящено устранению фонетико-фонематических недостаткову у детей....
Разработка урока согласно требованиям ФГОС в 9 классе
Этот материал рекомендую дпя проведения урока в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 4 класса на тему: "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Материал предназначен для обучающихся со сложной структурой дефекта...
Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)
Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)...