Открытый урок по русскому языку "Согласные звонкие и глухие" ( 5 класс )
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 5 классе | 238.5 КБ |
Презентация к открытому уроку по русскому языку в 5 классе | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Тема: Согласные звонкие и глухие
Учитель: Пономарева Елена Николаевна
5 декабря
2014 г.
Тема: Согласные звонкие и глухие
Эпиграф: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
К. Г. Паустовский
Цели:
1) образовательная:
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.
2) развивающая:
- развивать речевой слух школьников;
- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
- развивать навыки работы учащихся в коллективе.
3) воспитательная:
- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;
- формировать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.
Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. И сегодня урок русского языка у вас проведу я. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чтобы настроиться на серьёзную работу, предлагаю произнести следующие строки. ( Они на слайде )
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?
Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика ) ( Слайд )
- Какие бывают гласные?
- Они состоят только из? ( Голоса )
- Какие бывают согласные?
- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц )
- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )
3. Проверка домашнего задания. Игра « Весёлый аквариум»
( Интерактивная доска )
- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума. 1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только непарные твёрдые согласные, 2 аквариум – только непарные мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самого смелого рыбака.
1 ведро: щука, сайда, лещ. 2 ведро: тунец, пикша, рыбец.
Вывод: ( Слайд )
-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц] )
- Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] , [ щ’ ] , [й ’] )
3. Объяснение нового материала.
- Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )
- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?
( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)
- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).
- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),
( с).
- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).
- Какие из названных нами звуков состоят только из шума ? А какие из голоса и шума?
- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.
- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».
( Пишу на доске ).
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )
4. Новая тема.
- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.
( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер ) ( Слайд )
В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).
В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).
А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.
— А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?
( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.
5. Обобщение. ( Слайд )
В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней — обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).
Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?
( В образовании звонких согласных участвует голос, глухие же образуются без голоса.).
- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.
- Посмотрите на слайд. ( Слайд ).
- На голубом фоне изображены непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).
- На жёлтом фоне изображены непарные звонкие ( сонорные ) согласные –
(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.
6. Работа с учебником.
- Сравним наше правило-дом с правилом в учебнике на стр. 130.
7. Закрепление. Упр. 284.
- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.
Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.
Дом – том Почка – бочка Шалость – жалость Доска - тоска
Балка – палка Горка – корка Колос – голос Точка - дочка
Тело – дело Злой – слой Жар – шар Слить - злить
Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.
Физкультминутка ( Слайд )
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
Чтобы плечики размять,
Надо их покрепче взять.
Раз – два – три – четыре – пять
Всем нам весело играть!
А теперь пора садиться
И прилежно всем учиться!
8. Знакомство с фонетическими явлениями озвончение и оглушение.
Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.
(Слайд ) Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
(Слайд ) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
Вывод: глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд ) - Чтобы не ошибиться в правописании проверяемой согласной, какое правило должны знать? Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р : дуб- дубы, круг- круглый), дорожка – дороженька. 9. Закрепление знаний в формировании умения различать в речи явления оглушения и озвончения. Комментированное письмо. - Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит. Сделаем это задание так, как показано на слайде. Сказка – [с] – сказать – оглушение Косьба – [з́] – косить – озвончение Ошибка – [ п] – ошибочный - оглушение Мороз – [ с] - морозы – оглушение Снег – [к] - снега – оглушение Варежка – [ш] – варежечка – оглушение Сторожка – [ ш ] - сторожить - оглушение Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения. (Проверка на слайде). - Составьте предложение о зиме, используя любое слово из данного диктанта. ( Проверяю несколько человек ) 10. Орфограмма «Непроизносимые согласные». - Предлагаю вспомнить ещё одно правило, связанное с согласными звуками. Вашему вниманию предлагаю загадки: СЛАЙД 1.День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. /сердце/ СЛАЙД 2.Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит. /солнце/ СЛАЙД 3.Сделал шаг - стал ростом выше. Так "дорос" до самой крыши. А потом назад пошел - К росту прежнему пришел. /лестница/ - Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной. - Что это за буквы? /Звуки этих букв при произношении не произносятся, т.е. выпадают. - Подумайте, когда это происходит? ( При встрече, стечении 3 согласных звуков один может выпадать: рдц, лнц, стн ) - какое правило мы должны вспомнить при написании непроизносимой согласной? Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. 11. Упражнение на нахождение слов с непроизносимым согласным. - А теперь проверим себя, записав такие предложения. Подчеркните в словах непроизносимые согласные. Работу выполняем самостоятельно. Затем обменяемся тетрадями, проверим написанное друг у друга. Выставляем оценки. Проверяем ( спрашиваю по 1 человеку от ряда ). Самопроверка на слайде. 1 ряд. Мороз и солнце; день чудесный! 2 ряд. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин) 3 ряд. И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов) 12. Произносительные нормы устного литературного языка ( Слайд) - Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков. - На слайде представлены слова: что, чтобы, конечно, скворечник, яичница, пустячный. Кто догадался, в чём особенность произношения этих слов? - На месте буквенного сочетания чт произносится звуковое [шт]. - В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания. ЧН – произносится как [ Ч̕ Н ] в большинстве слов русского языка. Но это сочетание может произноситься как [ ШН ] или[ Ш ̕ Н ]. Некоторые слова с этими сочетаниями в современном русском литературном языке имеют двоякое произношение, например. Було [ Ч̕ Н] ная и було [ ШН ]. А вот произношение прилагательного сердечный зависит от смысла. Если мы имеем в виду друга, то скажем СЕРДЕ [ ШН ] НЫЙ, а если имеем в виду лекарство, то произнесём СЕРДЕ [ Ч̕ Н] ЫЕ капли. ( Слайд ) - Давайте проверим, правильно ли вы произносите такое буквенное сочетание. ( Интерактивная доска ) |
13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )
- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят
- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).
- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)
- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).
- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.
14. Пазл «Фонетическая головоломка» ( Интерактивная доска )
- Вам нужно по данной транскрипции отгадать слово.
- Что такое транскрипция? ( Запись слова звуками )
Кто знает, кому поставлен этот памятник? Кириллу и Мефодию, двум учёным монахам, братьям, которые изобрели славянский алфавит. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Братья на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, послания и богослужебные тексты.
14. Подведение итогов.
- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.
- Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?
- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)
- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)
- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )
15. Домашнее задание.
Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )
16. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Но необычным образом. Покажите мне своё настроение.
- У каждого из вас на столе лежит 2 облака. Одно – голубое ( мне всё очень понравилось, я всё понял ), другое – синее ( у меня возникли затруднения при изучении этой темы. )
Выберите облачко, которое подходит к вашему настроению. И покажите мне его. ( Дети показывают, а в это время я прикрепляю к доске одно большое солнце и говорю )
- Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Вы порадовали меня устными и письменными ответами, дружной работой на уроке! И поэтому я хочу поделиться с вами своим настроением. А оно у меня – солнечное! Я дарю это солнышко - радости всем вам! И хочу чтобы на нашем небосклоне познания всегда была солнечная погода и только голубые облака. А тёмных синих тучек не было совсем!
17. Спасибо за урок! Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
[ ч' ], [ щ' ], [ й' ] Ударные и безударные Фонетика голоса [ ж ], [ ц ], [ ш ] Какой раздел науки о языке изучает звуки речи Гласные звуки бывают и состоят только из Согласные бывают Твёрдые и мягкие Звонкие и глухие Не имеют парных звуков какие твёрдые согласные Не имеют парных звуков какие мягкие согласные
Проверка домашнего задания Только твёрдые [ Ж ] , [ Ш ] , [ Ц ] Только мягкие [ Ч ̕ ] , [ Щ ̓ ] , [ Й ̕ ]
К.Г. Паустовский «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»
Цель урока: Знать: звонкие и глухие согласные, образование звонких и глухих согласных. 2 . Уметь: различать звонкие и глухие согласные, характеризовать согласные звуки.
РОЗА ШКАФ КОМПЬЮТЕР
Дом, где живут согласные шум + голос [ б ] [ б ’] [ в ] [ в ’] [ г ] [ г ’] [ д ] [ д ’] [ ж ] [ з ] [ з ’] [ п ] [ п ’] [ ф ] [ ф ’] [ к ] [ к ’] [ т ] [ т ’ ] [ ш ] [ с ] [c’] голос + шум только шум
Не имеют парных звуков Непарные глухие согласные [ х ], [ х ’ ], [ ц ], [ ч ’ ], [ щ ’ ] Непарные звонкие (сонорные) согласные голос преобладает над шумом [ л ], [ л ’], [ м ], [ м ’ ], [ н ], [ н ’ ], [ р ],[ р ’], [ й ’]
Работа с учебником
Физкультминутка
Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах: Са д ы Са д Поса д ка [ са д ы ] [ са т ] [ паса т к а ] Оглушение Звонкие согласные заменяются парными им глухими согласными в позиции перед глухим согласным и на конце слова.
Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква С в словах: Про с ить Про с ьба [ пра с ’ ит ’ ] [ про з ’ б а ] Озвончение Глухой согласный может заменяться парным звонким в позиции перед звонкими согласными
Ска з ка – [с] – сказать – оглушение Ко … ьба – Оши … ка – Моро … – Сне … – Варе … ка – Сторо … ка – Комментированное письмо Ко с ьба – [ з́ ] – косить – озвончение Оши б ка – [п ] – ошибочка - оглушение Моро з – [ с ] - морозы – оглушение Сне г – [ к ] - снега - оглушение Варе ж ка – [ ш ] – варежечка - оглушение Сторо ж ка – [ ш ] - сторожить - оглушение
Непроизносимые согласные СЕРДЦЕ СОЛНЦЕ ЛЕСТНИЦА РДЦ ЛНЦ СТН
Самостоятельная работа Подчеркните в словах непроизносимые согласные. 1 ряд Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )
Самостоятельная работа Обменяйтесь тетрадями , проверив написанное друг у друга. 1 ряд Мороз и сол н це; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелес т ный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поз д но вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвас т ливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )
Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Чт о – [ шт ] Чт обы – [ шт ] Коне чн о – [ шн ] Скворе чн ик – [ шн ̓ ] Яи чн ица – [ шн ̓ ] Пустя чн ый – [ шн ]
Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Варианты произношения слов Було [ Ч̕ Н ] ная и було [ ШН ] ная ЗАПОМНИ Серде [ ШН ] ый друг НО Серде [ Ч̕ Н ] ые капли
Приём звукописи Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? К.Д. Бальмо́нт
Приём звукописи Аллитера́ция стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи.
Поиграем? Фонетический пазл
Итог урока - О каких согласных мы говорили сегодня на уроке? - Чем отличаются звонкие от глухих? - Назовите парные по звонкости/глухости согласные. - Назовите непарные глухие? Непарные звонкие? - С какими фонетическими процессами мы познакомились? - Какие орфограммы повторили? Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется такой фонетический приём выразительности?
Домашнее задание Стр. 130, выучить таблицу, упр.286 ( письменно )
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"
Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."
Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...
Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)
Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится. На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...
Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП
Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....
- Мне нравится (1)