Календарно-тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе Т. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_russkiy_yazyk.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Вид урока. | Тема урока. | Дата |
1. | Вводный урок | Русский язык как развивающееся явление. I триместр | |
2(1) | повторительно-обобщающий | Повторение пройденного в V - VI классах. (9 ч. + 2 ч.) Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор. | |
3(2) | повторительно-обобщающий | Лексика и фразеология. | |
4(3) | повторительно-обобщающий | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
5(4) | повторительно-обобщающий | Словообразование и орфография. | |
6(5) | урок-практикум | Морфемный и словообразовательный разбор. | |
7(6) К | урок контроля. | Административный диктант. (№ 1). | |
8(7) | урок коррекции знаний | Анализ административного диктанта. | |
9(8) | повторительно-обобщающий | Морфология и орфография. | |
10(9) | урок-практикум | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | |
11(1)К | урок развития речи | Р.р. Контрольное сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44) (№ 1) | |
12(2)К | урок развития речи | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине И.Бродского «Летний сад осенью». | |
13(1) | урок усвоения новых знаний | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Причастие. (21 ч. +4 ч.) Причастие как часть речи. | |
14(1) | урок развития речи | Р.р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль речи. | |
15(2) | комбинированный урок | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |
16(3) | урок усвоения новых знаний | Понятие о причастном обороте. | |
17(4) | урок-практикум | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | |
18(2) | урок развития речи | Р.р. Описание внешности человека. | |
19(3) | урок развития речи | Р.р. Подготовка к домашнему (обучающему) сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы». | |
20(5) | урок усвоения новых знаний | Действительные и страдательные причастия. | |
21(6) | урок усвоения новых знаний | Краткие и полные страдательные причастия. | |
22(7) | комбинированный урок | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
23(8) | комбинированный урок | Действительные причастия прошедшего времени. | |
24(9) | комбинированный урок | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. | |
25(10) | комбинированный урок | Страдательные причастия прошедшего времени. | |
26(4)К | урок развития речи | Контрольное выборочное изложение (по упражнению 130) (№ 1) | |
27(11) | комбинированный урок | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | |
28(12) | урок усвоения новых знаний | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
29(13) | комбинированный урок | Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | |
30(14) | урок усвоения новых знаний | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
31(15) | комбинированный урок | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
32(16) | комбинированный урок | Употребление страдательных причастий в тексте. Морфологический разбор причастия. | |
33(17) | урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
34(18) | урок закрепления изученного | Практическая работа "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". | |
35(19)К | урок контроля | Контрольный диктант по теме "Причастие". №2 | |
36(20) | урок усвоения новых знаний | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
37(21) | урок-игра |
Обобщение материала по теме "Причастие". | |
38(1) | комбинированный урок | Деепричастие. (7 ч. + 1 ч.) Деепричастие как часть речи. | |
39(2) | урок усвоения новых знаний | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
40(3) | урок-практикум | Практическая работа "Выделение деепричастных оборотов на письме". | |
41(4) | комбинированный урок | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. II триместр | |
42(5) | комбинированный урок | Деепричастия несовершенного вида. | |
43(1) | комбинированный урок | Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Подготовка к обучающему сочинению по картине С. Григорьева. | |
44(6) | урок развития речи | Р.р. Написание обучающего сочинения по картинге С. Григорьева «Вратарь». | |
45(7) | урок контроля | Административный диктант или контрольный диктант по теме "Деепричастие" №3. | |
46(1) | комбинированный урок | Наречие. (24 ч. + 5 ч.) Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. | |
47(2) | урок усвоения новых знаний | Смысловые группы наречий. | |
48(3) | урок-практикум | Смысловые группы наречий. | |
49(4) | комбинированный урок | Степени сравнения наречий. | |
50(5) | урок закрепления изученного | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. | |
51(1) | урок развития речи | Рр Обучающее сочинение по картине И. Попова «Первый снег». | |
52(2) | урок развития речи | Рр Написание обучающего сочинения по картине И. Попова «Первый снег». | |
53(6) | урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. | |
54(7) | урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. | |
55(8) | комбинированный урок | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | |
56(9) | урок усвоения новых знаний | Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е. | |
57(10) | урок усвоения новых знаний | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | |
58(11) | урок усвоения новых знаний | Буквы О и А на конце наречий. | |
59(12) | урок контроля | Проверочный диктант по пройденным темам. | |
60(13) | урок усвоения новых знаний | Дефис между частями слова в наречиях. | |
61(14) | урок закрепления изученного | Дефис между частями слова в наречиях. | |
62(15) | урок-практикум | Дефис между частями слова в наречиях. | |
63(16) | урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
64(17) | урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
65(18) | урок-практикум | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
66(3) | урок развития речи | Р.р. Описание действий. | |
67(19) | урок усвоения новых знаний | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
68(20) | повторительно-обобщающ. | Обобщение по теме "Наречие" | |
69(21) | повторительно-обобщающ. | Практикум по теме "Наречие". | |
70(4) | урок развития речи | Рр Обучающее сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья». | |
71(5) | урок развития речи | Рр Написание обучающего сочинения по картине Е.М. Широкова «Друзья». | |
72(22) | повторительно-обобщающ. | Подготовка к контрольному диктанту по теме"Наречие". | |
73(23) | урок контроля | Контрольный диктант по теме "Наречие". №4. | |
74(24) | урок коррекции знаний | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
75(1) | урок усвоения новых знаний | Категория состояния. (3 ч. + 2 ч.) Категория состояния как часть речи. | |
76(2) | урок-практикум | Употребление слов категории состояния в художественной речи. | |
77(3) | повторительно-обобщающий | Обобщение по теме "Категория состояния" | |
78(1) | урок развития речи | Рр Обучающее изложение с элементами сочинения. | |
79(2) | урок развития речи | Рр Написание обучающего изложения с элементами сочинения. | |
80(1) | комбинированный урок | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Предлог. (8 ч. + 1 ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. | |
81(2) | урок усвоения новых знаний | Непроизводные и производные предлоги. | |
82(3) | урок-практикум | Употребление производных предлогов в речи. Текстообразующая роль. | |
83(4) | комбинированный урок | Простые и составные предлоги. Дефис в предлогах. Морфологический разбор предлогов. | |
84(5) | урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | |
85(6) | урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание производных предлогов III триместр | |
86(1) | урок развития речи | Рр Обучающее сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | |
87(7) | урок-практикум | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | |
88(8) | урок-игра | Повторение изученного по теме «Предлог». | |
89(1) | комбинированный урок | Союз. (13 ч. + 2 ч.) Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. | |
90(2) | комбинированный урок | Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. | |
91(3) | урок-практикум | Употребление сочинительных и подчинительных союзов в предложении. Текстообразующая роль. | |
92(4) | комбинированный урок | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
93(5) | урок усвоения новых знаний | Сочинительные союзы. | |
94(6) | урок усвоения новых знаний | Подчинительные союзы. | |
95(7) | урок-практикум | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. | |
96(1) | урок развития речи | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». | |
97(2) | урок развития речи | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения «Книга – наш друг и советчик». | |
98(8) | урок усвоения новых знаний | Слитные и раздельные написания союзов. | |
99(9) | урок закрепления изученного | Слитные и раздельные написания союзов. | |
10010) | урок-практикум | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | |
101(11) | повторительно-обобщающий | Обобщение по темам "Союз" и «Предлог». Подготовка к диктанту. | |
102(12) | урок контроля | Контрольный диктант по темам "Предлог" и "Союз". №5. | |
103(13) | урок коррекции знаний | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
104(1) | урок усвоения новых знаний | Частица. (15 ч. + 3 ч.) Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частицы в предложении. | |
105(2) | урок усвоения новых знаний | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | |
106(3) | урок усвоения новых знаний | Смысловые частицы. | |
107(1) | урок развития речи | Р.р. Обучающее сочинение по данному началу (упр. 364). | |
108(4) | урок закрепления изученного | Смысловые частицы. | |
109(5) | урок усвоения новых знаний | Раздельное и дефисное написание частиц. | |
110(6) | повторительно-обобщающий | Морфологический разбор частицы. | |
111(7) | комбинированный урок | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | |
112(8) | комбинированный урок | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | |
113(9) | комбинированный урок | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | |
114(10) | урок-практикум | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | |
115(2)К | урок развития речи | Контрольное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». (№ 2) | |
116(3)К | урок развития речи | Написание контрольного сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Поддень». | |
117(11) | комбинированный урок | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | |
118(12) | повторительно-обобщающ. | Обобщение по теме "Частица". Подготовка к диктанту. | |
119(13)К | урок контроля | Административный контрольный диктант №6. | |
120(14) | урок коррекции знаний | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
121(15) | Р е з е р в | ||
122(1) | урок усвоения новых знаний | Междометие. Звукоподражательные слова. (4 ч.) Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | |
123(2) | урок усвоения новых знаний | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | |
124(3) | урок усвоения новых знаний | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | |
125(4) | урок-игра | Обобщение по теме "Междометие. Звукоподражательные слова". | |
126(1) | повторительно-обобщающ. | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ. (9 ч. + 2 ч.) Разделы науки о языке. | |
127(1) | урок развития речи | Контрольное изложение. (№ 2) | |
128(2) | урок развития речи | Написание контрольного изложения. | |
129(2) | повторительно-обобщающ. | Текст. Стили речи. | |
130(3) | повторительно-обобщающ. | Фонетика. Графика. | |
131(4) | повторительно-обобщающ. | Лексика и фразеология. | |
132(5) | повторительно-обобщающ. | Морфемика. Словообразование. | |
133(6) | повторительно-обобщающ. | Морфология. | |
134(7) | повторительно-обобщающ. | Орфография. | |
135(8) | повторительно-обобщающ. | Синтаксис. Пунктуация. | |
136(9) | урок-обобщение | Итоги учебного года. |
«Согласовано» «Согласовано»
Протокол заседания ШМК Заместитель директора по УР
историко-филологической _________________Н.М. Бебешина
от «__»__________2010 г. «__» __________2010 г.
№_____________________
Список использованной литературы:
Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы.
Москва ,«Просвещение», 2007 год.
Учебник: «Русский язык» 7 класс
Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.
Москва ,«Просвещение» ,2007 год.
УМК:
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». Москва, «Просвещение» 2008 год
Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку 7 класс». Москва, «Просвещение», 2006 год.
С.И.Львова «Практикум по русскому языку 7 класс». Москва, «Просвещение», 2006 год.
Контрольные диктанты- 6
Контрольные сочинения- 2
Контрольные изложения-2
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы ».Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) ввиду изменения количества часов, выделяемых на изучение русского языка в 7 классе. Базовый уровень программы для 7-ых класса составляет 170 часов. Планирование уроков составлено на 136 часов в соответствии с новым учебным планом школы (БУП 2004 г.), исходя из этого количество часов, отведенных для изучения следующих разделов ( «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Повторение изученного в 7 классе») , было сокращено.
Цель курса: свободное владение русским языком, развитие речи, мышления, воображения школьника, развитие способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства» языка, воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи преподавания русского языка:
А) Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
Б) Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований), овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Основное содержание (разделы) программы по русскому языку 7-ого класса:
- Русский язык как развивающееся явление;
- Повторение пройденного в 5-6 классах;
- Морфология (Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Звукоподражательные слова.). Орфография. Культура речи;
- Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русому языку за курс 7-ого класса.
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
–проводить морфологический разбор частей речи, изученных в 7классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты ( стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
города Чехова Московской области
«Утверждаю»
Заместитель по УР_________Н.М. Бебешина
«____»_____________________ 2010 год
Календарно- тематическое планирование уроков
л и т е р а т у р ы
7-б класс
Учитель Широкова М. С.
2010-2011 учебный год
№ урока | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся. | Тема урока. | Дата |
1. | Беседа. Тестирование. | I триместр Введение – 1 час. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | |
2 (1) | Рассказ учителя. Беседа. | Устное народное творчество – 4 часа. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | |
3 (2) | Рассказ учителя. Беседа. | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | |
4 (3) | Урок внеклассного чтения. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. | |
5(4) | Рассказ учителя. Беседа. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. Собиратели пословиц. | |
6(1) | Рассказ учителя. Беседа. | Из древнерусской литературы – 3 часа. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | |
7(2) | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. | |
8(3) | Урок развития речи. | Подготовка к сочинению на одну из тем: № 1
| |
9(1) | Рассказ учителя. Практикум. | Из литературы XVIII века – 2 часа. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. | |
10(2) | Рассказ учителя. Беседа. | Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времён в своём стремленьи…». «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | |
11(1) | Рассказ учителя. Беседа. | Из русской литературы XIX века – 30 часов. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | |
12(2) | Рассказ учителя. Беседа. | А.С.Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | |
13(3) | Беседа. Практикум. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. | |
14(4) | Урок развития речи. | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». № 2 | |
15(5) | Беседа. | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» – произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | |
16(6) | Практикум. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | |
17(7) | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | |
18(8) | Беседа. Практикум. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне..». Образы гусляров и образ автора. | |
19(9) | Практикум. | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. | |
20(10) | Урок контроля. | Контрольная работа (тест) по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | |
21(11) | Рассказ учителя. Беседа. | II триместр Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | |
22(12) | Обучение устному рассказу. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое. | |
23(13) | Урок развития речи. | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Авторская оценка образа Тараса Бульбы». № 3 | |
24(14) | Рассказ учителя. Беседа. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.. Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора. | |
25(15) | Урок развития речи. | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение сочинению стихотворения в прозе(классное сочинение). | |
26(16) | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода. | |
27(17) | Урок внеклассного чтения. | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. | |
28(18) | Урок внеклассного чтения. | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | |
29(19) | Рассказ учителя. Беседа. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. | |
30(20) | Комбинированный урок. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». №4 | |
31(21) | Урок контроля. Литературный ринг. | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | |
32(22) | Рассказ учителя. Беседа. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношения детей и взрослых. | |
33(23) | Беседа. | Главный герой повести Л.Н. толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | |
34(24) | Рассказ учителя. Беседа. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | |
35(25) | Урок развития речи | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Толстого и И. Бунина №5 | |
36(26) | Рассказ учителя. Беседа. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных порокв. Смысл названия рассказа. | |
37(27) | Практикум. | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | |
38(28) | Беседа. | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | |
39(29) | Урок внеклассного чтения. | Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | |
40(30) | Практикум | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста.. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века №6 | |
41(1) | Рассказ учителя. Беседа. | Из русской литературы XX века – 21 час. М.Горький. Слово о писателе. «Детство» Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | |
42(2) | Беседа. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. IIIтриместр | |
43(3) | Практикум. | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | |
44(4) | Урок внеклассного чтения. | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | |
45(5) | Рассказ учителя. Беседа. | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор. Роль фантастических картин. | |
46(6) | Урок внеклассного чтения. | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие всему живому. | |
47(7) | Рассказ учителя. Беседа. Урок-размышление. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | |
48(8) | Рассказ учителя. Беседа. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | |
49(9) | Урок внеклассного чтения. Урок-размышление. | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова. Подготовка к сочинению. | |
50(10) | Урок развития речи. | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей XX века). №7 | |
51(11) | Рассказ учителя. Практикум. | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы. Способы создания поэтических образов. | |
52(12) | Урок контроля. | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. №2 | |
53(13) | Урок внеклассного чтения. | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны. | |
54(14) | Рассказ учителя. Беседа. | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова. | |
55(15) | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению №8 | |
56(16) | Урок внеклассного чтения. | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | |
57(17) | Урок-концерт. | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. | |
58(18) | Рассказ учителя. Беседа. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое. | |
59(19) | Урок внеклассного чтения. | Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | |
60(20) | Рассказ учителя. Беседа. | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | |
61(21) | Урок внеклассного чтения. | Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности. | |
62(1) | Рассказ учителя. Беседа. | Из литературы народов России. – 1 час. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. | |
63(1) | Рассказ учителя. Беседа. | Из зарубежной литературы. – 10 час. Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики. | |
64(2) | Рассказ учителя. Практикум. | Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | |
65(3) | Практикум. | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | |
66(4) | Рассказ учителя. Беседа. | О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | |
67(5) | Урок внеклассного чтения. | Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | |
68 | Беседа. | Подведение итогов. Рекомендации для чтения во время летних каникул. |
«Согласовано»
Протокол заседания ШМК
историко-филологической
от «__»__________2010 г.
№_____________________
Программа для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов ( базовый уровень)
под редакцией В.Я.Коровиной.
Москва «Просвещение» 2007 год.
Учебник:
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев.
Москва ,«Просвещение», 2008 год.
УМК:
И.В.Золотарева «Поурочные разработки по литературе 6 класс».
В.Е.Красовский « Литература. Энциклопедия школьника». Москва, «Эксмо» ,2006 год.
Н.Е. Кутейникова «Уроки литературы » 7 класс. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Классные сочинения – 1
Домашние сочинения-8
Контрольные работы -2
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высоким нравственным идеалом и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержание, историзма, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образование – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими высокие нравственные чувства у читающего человека.
Задачи преподавания литературы:
- воспитание любви к чтению и изучению литературы;
- формирование потребности читать настоящую литературу;
- воспитание литературного вкуса;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
- создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
- становление правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Основное содержание (разделы) курса:
- Устное народное творчество
- Древнерусская литература («Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет»)
- Русская литература XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин)
- Русская литература XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, М.Е. Салтыком-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.П. Чехов)
-Литература XX века (М. Горький, В.В. Маяковский, Л.Н. Андреев, А.П. Платонов, Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматов, Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, А.Т. Твардовский, Д.С. Лихачёв, М. Зощенко)
- Зарубежная литература (Роберт Бёрнс, Джордж Гордон Байрон, О.Генри, Рей Брэдбери)
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т.е. помогать постижению произведения искусства.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Учащиеся должны уметь:
1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01. Русский языкгруппа ТА-121...