Написание рецензии и анализа текста В.В. Солоухина "Росное утро"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Юлия Анатольевна Вишнякова

Дан урок по различению жанров: рецензии, анализа, эссе, очерка; практическое составление фрагментов рецензии текста и полный его анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение изученного по теме: «Рецензия как литературный жанр»

Особенности композиции. Написание фрагментов рецензии в 10 классе.

Цель:

1. Определить суть написания рецензии, особенности этого жанра;

2. Закрепить навык различения и написания рецензии, эссе, отзыва и очерка.

Ход урока:

  1. Даются определения жанров (в форме истолкования учащимися и семантической справки). Запись на доске определений этих жанров открывается после беседы с учащимися. Напоминаются особенности композиции рецензии.
  2. Работа над составлением рецензии и анализа текста В.В.Солоухина «Росное утро»
  1. Знакомство  с текстом «Росное утро» (художественное чтение учителем);
  2. Краткая справка об авторе и его творчестве (дается учащимися);
  3. Анализ текста (определяется и формулируется тематика, идейное содержание, проблематика, показываются художественные средства: оценочная лексика, градация, синтаксический параллелизм, анафора, метафоры, эпитеты, оксюморон (работа в групповом задании); стиль и тип речи);
  4. Учащимися формулируется конфликт сюжета – дисгармония урбанизированного человека с природой, невнимание к истинной красоте мира;
  5. Учащиеся записывают положительные и отрицательные аспекты текста;
  6. Учащимися записываются рассуждения по проблеме текста. Заранее предупреждаются ошибки в тексте (к примеру, правильное логическое членение, недопустимость повторов отдельных слов, использование синонимов к слову писатель (автор, художник, мастер слова, соавтор, собеседник и др.) и  его действиям: изображает, говорит, отмечает, подчеркивает, размышляет, рисует, выражает, показывает, утверждает и др.  
  1. Зачитываются и оцениваются отдельные рецензии учащихся.
  2. Домашнее задание: написать рецензию к прочитанной научно-популярной книге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание рецензии и анализа текста В.В. Солоухина "Росное утро"

Дан урок с целью написания фрагментов рецензии и полного анализа текста....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста».

Технологическая карта составлена на основе личностно-ориентированного подхода в соответсвие с федеральным  государственным образовательным стандартом втрого покоелния....

Текст Е.А. Лаптева для написания рецензии.

На примере этого текста пошагово рассказываю учащимся, как работать над рецензией....

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....

РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"

РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"...