Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

 Алевтина Ивановна Чичкакова

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". Структура урока: 1. стадия вызова 2. стадия осмысления смысла 3. стадия рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9_klasse_po_russkomu_yazyku.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе по русскому языку

Тема: использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Цели урока:

А) образовательная: подготовка к экзамену посредством прорешивания заданий в формате ГИА

Б) развивающая: развитие предметных компетенций учащихся;

В) воспитательная: воспитание любви к родному языку, а также заинтересованности в успешной  сдаче ГИА

Задачи:

1.заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ГИА;

2.формирование ЗУН посредством выполнения упражнений в формате ГИА;

3.формирование навыка написания экзаменационного сочинения.

Тип урока: урок-консультация к ГИА

Форма урока: урок-диалог

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, элементы ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, выявление уровня готовности к уроку)

2. Стадия вызова

«Ребята, сегодняшний урок хочу начать с просмотра небольшого отрывка из известного кинофильма. Итак, смотрим» (фильм «Операция Ы…», эпизод сдачи экзамена)

после просмотра фильма

«Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Да, конечно, об экзамене. Ребята, скоро вас ждет экзамен по русскому языку, ГИА, для кого-то это очень страшное слово, для кого-то не очень, но не нужно бояться экзамена. Это всего лишь ваша проверка знаний. И хотелось бы нашу подготовку к ГИА превратить в более приятное время препровождения, чтобы для каждого из вас экзамен стал праздником. Давайте, посмотрим на это слово…

  А)  «ГИА» - составление кластера

(ГИА-фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация…и т.д.)

Б) заполнить таблицу «Знаю-хочу повторить – повторил» (1 и 2 столбик)

3. Стадия осмысления

«Ребята, так давайте же начнем подготовку прямо сейчас»

1.Фонетическая разминка (тесты из презентации)

2. Двойной дневник

У вас на столах лежат тексты. Работа с текстом (по А. Лиханову)

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?

- А1-А2 вопросы по тексту

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования          ответа на вопрос: «Почему дети называли свою учительницу «мама Надя»?»

  1. Потому что они знали её уже десять лет, которые она работала в школе.
  2. Потому что она написала о них статью в газету.
  3. Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.
  4. Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной..

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «острое» (предложение 12).

  1. хорошо режущее или колющее        3) едкое, пряное        
  2. отличающееся остроумием        4) сильно ощущаемое

3. Инсерт

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

v

+

-

?

Я это знал(а)

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно, непонятно, нужно разобраться

Словосочетание - синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи. Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова) и по смыслу или только по смыслу.

Словосочетаниями не являются:

-сочетание подлежащего и сказуемого;

-сочетание самостоятельного и служебного слов;

-однородные члены предложения.

В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже или в числе и падеже.

Управление – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному

Примыкание – это подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречие, деепричастие,  инфинитив).

 4. Картинки (составить самостоятельно, работа в парах) из презентации.

 5. Эссе (часть С)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

1. Находим ключевые слова

2. Определяем задачу:   рассказать о способах связи слов  в словосочетании

3. Вспоминаем теорию

  • Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
  • Способы выражения связи между словами:

    в подчинительных: окончания и предлоги

4. Находим примеры в тексте

Образец сочинения

Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

           Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в».

           Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».

3. Стадия рефлексии

- Заполнить 3 столбик в таблице ЗХУ.

- синквейн «ГИА»

1. ГИА

Сложный, покоримый

Заставляет, учит, увлекает

ГИА для меня праздник

Проверка знаний

2.ГИА

Несложный, нестрашный

Настраивает (на работу), учит, расширяет(кругозор)

ГИА-это проверка знаний

Праздник

-  Лист самооценки

- Домашнее задание: по тексту А. Лиханова составить 5 вопросов по части В ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

План-конспект урока по английскому языку с использованием технологии критического мышления

Тема: TravellingЦель: Развитие навыков чтения, регулятивных умений.Задачи:1. Образовательная:   научиься читать тексты с извлечением детальной информации.2. Воспитательная: - ...

Методическая разработка урока английского языка с использованием технологии критического мышления "Основные мировые религии"

Содержание урока «Основные мировые религии» в 9 классе направлено на формирование следующих метапредметных результатов образования и универсальных учебных действий:1)...

Применение технологий критического мышления при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.

Выступление на областном семинаре с целью поделиться с коллегами опытом работы при подготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению....