Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Данный урок представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". Структура урока: 1. стадия вызова 2. стадия осмысления смысла 3. стадия рефлексии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_klasse_po_russkomu_yazyku.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе по русскому языку
Тема: использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка при подготовке к ГИА
Цели урока:
А) образовательная: подготовка к экзамену посредством прорешивания заданий в формате ГИА
Б) развивающая: развитие предметных компетенций учащихся;
В) воспитательная: воспитание любви к родному языку, а также заинтересованности в успешной сдаче ГИА
Задачи:
1.заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ГИА;
2.формирование ЗУН посредством выполнения упражнений в формате ГИА;
3.формирование навыка написания экзаменационного сочинения.
Тип урока: урок-консультация к ГИА
Форма урока: урок-диалог
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, элементы ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, выявление уровня готовности к уроку)
2. Стадия вызова
«Ребята, сегодняшний урок хочу начать с просмотра небольшого отрывка из известного кинофильма. Итак, смотрим» (фильм «Операция Ы…», эпизод сдачи экзамена)
после просмотра фильма
«Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Да, конечно, об экзамене. Ребята, скоро вас ждет экзамен по русскому языку, ГИА, для кого-то это очень страшное слово, для кого-то не очень, но не нужно бояться экзамена. Это всего лишь ваша проверка знаний. И хотелось бы нашу подготовку к ГИА превратить в более приятное время препровождения, чтобы для каждого из вас экзамен стал праздником. Давайте, посмотрим на это слово…
А) «ГИА» - составление кластера
(ГИА-фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация…и т.д.)
Б) заполнить таблицу «Знаю-хочу повторить – повторил» (1 и 2 столбик)
3. Стадия осмысления
«Ребята, так давайте же начнем подготовку прямо сейчас»
1.Фонетическая разминка (тесты из презентации)
2. Двойной дневник
У вас на столах лежат тексты. Работа с текстом (по А. Лиханову)
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) | Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? |
- А1-А2 вопросы по тексту
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети называли свою учительницу «мама Надя»?»
- Потому что они знали её уже десять лет, которые она работала в школе.
- Потому что она написала о них статью в газету.
- Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.
- Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной..
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «острое» (предложение 12).
- хорошо режущее или колющее 3) едкое, пряное
- отличающееся остроумием 4) сильно ощущаемое
3. Инсерт
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
v | + | - | ? |
Я это знал(а) | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно, непонятно, нужно разобраться |
Словосочетание - синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи. Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова) и по смыслу или только по смыслу.
Словосочетаниями не являются:
-сочетание подлежащего и сказуемого;
-сочетание самостоятельного и служебного слов;
-однородные члены предложения.
В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже или в числе и падеже.
Управление – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному
Примыкание – это подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречие, деепричастие, инфинитив).
4. Картинки (составить самостоятельно, работа в парах) из презентации.
5. Эссе (часть С)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
1. Находим ключевые слова
2. Определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании
3. Вспоминаем теорию
- Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Способы выражения связи между словами:
в подчинительных: окончания и предлоги
4. Находим примеры в тексте
Образец сочинения
Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в».
Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».
3. Стадия рефлексии
- Заполнить 3 столбик в таблице ЗХУ.
- синквейн «ГИА»
1. ГИА
Сложный, покоримый
Заставляет, учит, увлекает
ГИА для меня праздник
Проверка знаний
2.ГИА
Несложный, нестрашный
Настраивает (на работу), учит, расширяет(кругозор)
ГИА-это проверка знаний
Праздник
- Лист самооценки
- Домашнее задание: по тексту А. Лиханова составить 5 вопросов по части В ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование технологий критического мышления
Обобщение опыта работы с использованием технологии критического мышления...
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...
План-конспект урока по английскому языку с использованием технологии критического мышления
Тема: TravellingЦель: Развитие навыков чтения, регулятивных умений.Задачи:1. Образовательная: научиься читать тексты с извлечением детальной информации.2. Воспитательная: - ...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
Методическая разработка урока английского языка с использованием технологии критического мышления "Основные мировые религии"
Содержание урока «Основные мировые религии» в 9 классе направлено на формирование следующих метапредметных результатов образования и универсальных учебных действий:1)...
Применение технологий критического мышления при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Выступление на областном семинаре с целью поделиться с коллегами опытом работы при подготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению....