"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
статья по русскому языку (7 класс) по теме
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет получить новые образовательные результаты - предметные и метапредметные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо»
I. Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования описаны предметные результаты изучения предметной области «Филология» (русский язык), которые должны отражать «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования»
Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной.
С одной стороны, задача современного урока состоит не в накапливании информации учащимися, а в освоении ими способов действий, которые дети смогут применить в разных областях знаний и в жизненных ситуациях: умение ставить перед собой цель, планировать собственную деятельность, анализировать промежуточный и итоговый результат, оценивать итоги собственной деятельности, с другой, педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно.
Выявляется противоречие между необходимостью в творчески активной личности, способной систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и отсутствием методологической базы для системной работы, направленной на формирование креативного мышления обучающихся.
II. Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности современного учителя к реализации технологий, ориентированных на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе.
Цель – создание условий для формирования креативного мышления обучающихся.
Это позволит решить многие задачи:
- обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся
-реализовать дифференцированный и индивидуальный подход
-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Современного семиклассника чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьѐзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
III. Современная школа должна для устранений противоречия создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся и внедрять новые методики, приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику. Технология развития критического мышления является одним из таких условий. Она нацелена на получение новых образовательных результатов – не только предметных, но и метапредметных (умение учиться), личностных (развитие гражданских и социальных компетенций; адаптационнных механизмов; личностной позиции учащихся):
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
В процессе использования этой технологии у учащихся вырабатываются навыки работы с текстом, повышаются результаты учебной деятельности.
Результаты учебной деятельности учащихся за последние три года
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015(1 четв) |
Качество знаний | 66% | 69% | 71% |
IV. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний
I. Вызов:
актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения
II. Осмысление содержания:
получение новой информации, осмысление новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения
III. Рефлексия:
размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, рождение нового знания, выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»)
Многими учителями замечено, что отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им самим целей, подразумевая, что эти цели будут приняты учащимися как собственные. ТРКМ предусматривает необходимость дать возможность самому ученику поставить цели обучения. Что мы усваиваем лучше всего, ту информацию, о которой мы что - то знаем. Когда легче принять решение, когда мы делаем то, что согласуется с имеющимся опытом.
На стадии вызова важно:
свободное высказывание своей точки зрения без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;
фиксация всех высказываний;
сочетание индивидуальной и групповой работы для актуализации собственных знаний и знакомства с альтернативными (некоторым учащимся легче озвучить свои мысли в группе, чем сразу учителю).
Роль учителя на стадии вызова заключается в том, чтобы стимулировать учащихся к актуализации того, что они уже знают по изучаемой теме, фиксации и систематизации информации. При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации.
На стадии осмысления содержания учащиеся вступают в контакт с новой информацией. В процессе реализации этой стадии главная задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес учащихся в продвижении от «старого» знания к «новому». Для осмысления содержания можно зачитывать наиболее сложные места параграфа, отмечать важное, больше использовать приемы стимулирования внимания (проблемные вопросы, интересные факты, иллюстрации, схемы).
В процессе индивидуальной работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.
На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится собственным знанием, побудителем для расширения информационного поля,
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Этап | Приём | Описание приёма |
«Вызов» | «Корзина идей» | Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ребята знают об изучаемой теме. |
«Верные и неверные утверждения» | Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными | |
«Ключевые слова» | Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. | |
«Осмысление» | «Кластер» | Кластер - универсальный приѐм. Он отлично подходит для любой стадии урока. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием |
«Инсерт» | Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. При работе с текстом в данном приѐме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». | |
«Таблица – ЗХУ» | Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. | |
«Эссе» | Это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы | |
«Рефлексия» | «Синквейн» «Таблица – ЗХУ» «Кластер» | Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. |
План реализации технологии РКМЧП на уроках русского языка
в 7 классе
№ Урока по ктп | Тема | Задание | Этап, приём | Планируемый результат |
15 | Р/Р Публицистический стиль | Работа с текстами | Рефлексия, «Кластер» | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
43 | Повторение изученного о причастии. | привести примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. С. Пушкина). Проанализировать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к языку прозы. | Вызов, «Корзина идей» | оценивание усваиваемого содержания, осознание качества и уровня усвоения |
47 | Понятие о деепричастии | Найти в повести Н. В. Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи | Осмысление, «Кластер» | построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
55 | Повторение по теме «Деепричастие» | Работа на компьютере, работа по карточкам и перфокартам | Осмысление, «Инсерт» | оценивание усваиваемого содержания, осознание качества и уровня усвоения |
58 | Наречие как часть речи. | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | Вызов, «Инсерт» | построение логической цепи рассуждений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
86 | Самостоятельные и служебные части речи | прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, выделить служебные части речи | Осмысление, «Кластер» | построение логической цепи рассуждений; |
128 | Междометие | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | «Корзина идей», «ЗУХ» | построение логической цепи рассуждений; |
V. Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов:
a) учителем должен быть освоен методический инструментарий (совокупность методов и приемов, характерных для технологии «Критического мышления») и применен на практике;
б) для этого необходимо прохождение курсовой подготовки;
в) требуется оснащение кабинета (документ-камера, интерактивная доска, проектор);
г) необходима организация работы методических объединений, семинаров, мастер-классов, направленных на реализацию технологии развития критического мышления;
д) изучение нормативных документов;
е) технология развития критического мышления может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Использованная литература.
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии
3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
4. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. ―Русский язык‖, 2009, №7.
5. Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...
«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).
Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов данной технологии , фрагменты ...
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. ...
Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
материалы к методобъединению...
Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
Технология критического мышления через чтение и письмона уроках английского языка...