"Самостоятельные и служебные части речи" (по учебнику Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зайцева Людмила Анатольевна

Материал содержит подробную технологическую карту урока (по ФГОС) с приложениями и презентацию по теме урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi.zip290.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Тема урока:  «Самостоятельные и служебные части речи»

Класс: 5 А

Дидактические материалы: учебник русского языка для 5 класса (М.М. Разумовская, С. И. Львова и др., М.: Дрофа,               2013)

Тип урока:         открытие  и первичное закрепление новых знаний

Продолжительность: 40 минут

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление  о самостоятельных и служебных частях речи.

 Предметные задачи урока:           

  1. Научить  распознавать самостоятельные и служебные части речи;
  2. Определять признаки частей речи.

Метапредметные задачи урока:

    1. Способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;

    2. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Планируемый результат:

Предметные умения:

Осознают принципы отнесения частей речи к самостоятельным и служебным. Опознают части речи по их морфологическим и грамматическим признакам.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу (саморегуляция)

-планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей (планирование)

-выполнять учебное действие,  в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге (слушать и слышать собеседника);

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Познавательные:

-систематизировать  и представлять информацию в виде сообщения;

-самостоятельно выделять и формулировать цели;

-выделять существенные признаки.

Личностные результаты:

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач урока.

Оборудование:  

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • презентация, компьютер;
  • раздаточный материал для работы в группах;
  • материал для осуществления самооценки и рефлексии.

Межпредметные связи:

  • Литература
  • Информатика и ИКТ
  • Математика

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примеча-

ния

Время  

I.Проблематизация, актуализация, мотивация

Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности

II. Организация практической работы

Задача:

поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности.

1.Организационный момент. 

Организует  приветствие  и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя.

 

Оценивают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Эмоциональный настрой

1

1.1 Актуализация опорных знаний.

  Сегодня мы с вами отправимся в королевство Грамматики, и сейчас я предлагаю вам послушать сказку. (распечатанный вариант текста сказки на рабочих столах)

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся:

1)организует чтение грамматической сказки

2) по её содержанию проводит беседу

1.2. Фронтальная беседа:

  1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?
  2. Что изучает раздел «Морфология»?
  3. Выпишите из последнего предложения части речи в столбик, отступив строку для темы урока.

1.3 Формулировка темы, целей и задач урока.

Подводит к точной формулировке темы урока, помогает обучающимся сформулировать цели и задачи.

-Посмотрите на интерактивную доску (слайд 2)

 -На какие две части делятся записанные вами части речи?

- Все ли части речи отображены на слайде?

- Почему междометие не попало на слайд?

- Вы, наверное, уже поняли, что тема сегодняшнего нашего урока –

 

- А как вы думаете, какие задачи нам

 предстоит решить?

2.1 Лингвистический эксперимент

- А сейчас вам предлагается поучаствовать в лингвистическом эксперименте:  выполнить предложенные задания и сделать выводы (4 группы)

 1 группа – те, кто на предыдущем уроке получил зелёный жетон,

 2 – жёлтый,

3 – синий,

4 – красный (ребята выполняли разноуровневые задания)

(задания для групп см. в приложении)

Организует групповую работу, связанную с определением грамматического, лексического и морфологического значений слов; синтаксической функцией

2.2. Представление результатов групповой работы (слайды 3-6)

Обобщает, связывает информацию.

1)Читают сказку, отвечают на вопросы

2)Выписывают названия частей речи

Осуществляют актуализацию полученных знаний

Классифицируют речевой материал

Через анализ языкового материала (работа с мультимедийной таблицей) формулируют тему, цели и задачи урока

Отвечают на вопросы.

(самостоятельные и служебные)

(Нет междометия)

(гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)

Самостоятельные и служебные части речи» (записывают в тетради)

(Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных. Вспомнить признаки известных частей речи.)

Группы  распределяют роли, анализируют предложенные материалы, опираясь на вопросы-подсказки. Участвуют в обсуждении задания в группе. Систематизируют  и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи.

Готовятся к представлению результатов групповой работы.

Руководители каждой группы сообщают  о результатах проделанной работы. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют  свои ответы

ЛУУД

Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.

КУУД

Приобретают навык участия в диалоге.

РУУД

Совершенствуется действие целеполагания.

РУУД, КУУД

Планируют своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей.

Контролируют порядок выполнения задания, время выполнения. 

КУУД

Формируются навыки публичного выступления.

ПУУД

Систематизируют  и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи.

РУУД

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

4

3

3

8

Физкульминутка

    Ребята, а сейчас мы немного отдохнём. Предлагаю зарядиться энергией для дальнейшей работы. Внимание на интерактивную доску.

2

Виды помощи:

направляющая: инструкции, консультация учителя

Мотивация на этапе практической деятельности

2.3. Самостоятельная индивидуальная работа (первичное закрепление) (5 мин)

- Распределите предложенные слова в таблицу (раздаточный материал, карточка 2) 

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! 

Организует  самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Делает обобщения. (слайд 7)

   Молодцы!  Баллы в листах оценки позволяют говорить о том, что вы «видите» части речи, умеете их разграничивать.

1)Принимают учебную задачу. Выполняют самостоятельную работу в тетрадях (индивидуально)

2) Самопроверка и сравнение с эталоном (слайд 7)

Самооценивание работы: Выставление оценок  в оценочный лист (критерии на столе)

ЛУУД

Проявляют познавательный интерес к практической работе.

5

2.4. Этап контроля (тест) 

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону 

Оказывает консультационную помощь.

Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки.

 Осуществляют самооценку и оценку действий напарника.

ЛУУД

Проявляют познавательный интерес к практической работе.

6

2.4 Составление кластера (во время выполнения теста «сильной» группе предлагается составить кластер)

Предлагает составить кластер. Обратная связь

Обобщение учителя:

 - Всё то, о чём мы сегодня с вами говорили, ребята экспертной группы попытались обобщить в кластере, который вы видите на интерактивной доске. (Обсуждение)

 - В дальнейшем наши знания о частях речи будут углубляться и совершенствоваться. Мостиком к этому будет выполнение домашнего задания.

-Прежде, чем перейти к домашнему заданию, я предлагаю вам закончить оформление ваших оценочных листов и сдать их руководителям ваших групп

Согласовывают усилия по составлению кластера, договариваются, приходят к общему мнению.

Заканчивают оформление оценочных листов.

КУУД

Формируются навыки публичного выступления.

ПУУД

Систематизируют  и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи.

РУУД

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат.

3

(представвление)

III. Обратная связь

Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами.

        3.1.Организация домашнего задания (задание дифференцировано).

 Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий:

1)упр. 129 (в учебнике)

2)составить карту государства «Части речи»

Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

ЛУУД

Сохраняют познавательный интерес к  пройденному  учебному материалу, способу его обобщения.

РУУД

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

«Домашнее задание»

2

3.2.  Организация рефлексивной деятельности.

- Мы с вами закончили работу. Каждый из вас пусть заглянет внутрь себя, прислушается … и попробует закончить   высказывание.

Заканчивают  высказывания: (слайд 8)

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Могу себя похвалить…

ЛУУД

Выражают свою позицию.

РУУД

Формируется самооценка

3

        3.3. Окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

"Самостоятельные и служебные части речи".

Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по...

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...