5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Меркулова Галина Сергеевна

Урок  изучения нового материала в 5 классе. 

Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингвистики. Морфология как один из разделов языка . Слова, объединенные в группы по каким- либо признакам, объединяются в одну часть речи. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Выявление отличий между ними. Перечисление известных учащимся частей речи. Работа с текстом. Распределение слов текста по частям речи. Коллективная, а затем самостоятельная работа. Формулировка учащимися полученных сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc53 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx328.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок изучения нового материала. 

Тема: Морфология. Самостоятельные  и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

- отработать навыки распределения слов по разным группам;

- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

   

  II. Изучение нового материала. Создание проблемной   ситуации.

Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».

Вопрос учителя:

- Что это за раздел?

Ответ ученика:

- Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Вопрос учителя:

- Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика:

- Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя:

- Что изучает каждый из разделов?

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания  и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя:

- Как называются эти группы?

Ответ ученика:

- Части речи.

Слайд 1

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

 Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

 Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

 Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

(Текст читает вслух 1 учащийся.)

Вопрос учителя:

- Назовите тему текста.

Ответ ученика:

- Части речи.

Вопрос учителя:

- Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ ученика:

- Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

Вопрос учителя:

- Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

Ответ ученика:

- Три.

III.«Открытие» детьми нового знания.

(На экране слова)

Слайд 3.

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

Вопрос  учителя:

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика:

- Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

    Верно. Те слова, которые записаны справа, называются

 (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя:

- А те, которые слева?

Ответ ученика:

- Служебные.

IV.  Этап осмысления.

Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя:

- Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика:

- Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

 Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

 (На экране  таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.

                                                  существительное

                                                  прилагательное

самостоятельные                    числительное

                                                  глагол

                                                  местоимение

                                                  наречие

                                       

                                                   предлоги

служебные                               частицы

                                                  союзы

междометия

 Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя:

- Приведите примеры из таблицы

Вопрос учителя:

- Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика:

 - Научный. Точность, лаконичность, отсутствие  средств выразительности.

V.Подведение предварительных итогов.

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения  в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

VI. Первичное закрепление.

Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте  (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

                                                    (В. Шефнер)

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика:

- К художественному.

Вопрос учителя:

- В чем его отличие от научного?

Ответ ученика:

- Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

 Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных  частей речи от служебных.

 Сделаем синтаксический разбор предложения:

 Слайд 6.

      Не привыкайте         к чудесам –       дивитесь        им,      дивитесь!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное,

осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Слайд 7.

VII.Самостоятельная работа учащихся.

Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

VIII.Подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики  части речи изучаются.

      IX.

Слайд 8.

Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфология. Самостоятельные части речи.

Слайд 2

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Слайд 3

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а. Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход; смотреть, синий, небо; звезды, сиять.

Слайд 4

существительное прилагательное самостоятельные числительное глагол местоимение наречие предлоги служебные частицы союзы междометия

Слайд 5

(Не) привыкайте (к) ч… десам – Д… витесь , им, д… витесь ! (Не) привыкайте (к) н…бесам, Гл… зами (к) ним т… нитесь Приглядывайтесь (к) обла … кам , Прислуш … вайтесь (к) птицам, Прикладывайтесь (к) родникам - Ничто (не) повт … рит .. ся . (За) мигом миг, (за) щагом шаг Вп …дайте (в) изумленье. Все будет так и все не так Через одно мгновенье . (В. Шефнер )

Слайд 6

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

Слайд 7

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь! (Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

Слайд 8

Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи

Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...

Урок русского языка в 7-м классе «Самостоятельные и служебные части речи»

Цели урока: систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навык...

Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи" ("Школа 2100")

Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.Конспект урока принадлежит сайту scool2100.com, презентация авторская и отражает основные этапа урока....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....