"Самостоятельные и служебные части речи".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) по теме

Шайдуллина Лариса Ульфатовна

 

 Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, построенные на материалах из произведений А.С.Пушкина. Для использования таблицы необходимо установить плагин для Power Point - iSpring Pro.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt879.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже . Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. Она, петь, он, русские сказки. Она, быть, верная, «подруга дней суровых», опальный, поэт. Яковлева Арина Родионовна

Слайд 3

Опа'льный, -ал,-ое. Находиться в опале. Опа'ла, -ы, ж. 1. В старину: немилость царя, князя, к кому-нибудь, а также наказание впавшему в немилость. Наложить опалу на кого-нибудь .2. Перен. То же, что немилость. Впасть в опалу. В опале у начальства кто-нибудь .

Слайд 4

Попробуйте составить предложения из данных слов В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК

Слайд 6

Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты? Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит. С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?

Слайд 7

Проверьте себя! Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 9

Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято? Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?

Слайд 11

Домашнее задание 1. Ответить на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи?» 2. Написать сочинение-миниатюру: «Зимнее утро», «Зимний вечер» (на выбор).



Предварительный просмотр:

Урок-презентация "Самостоятельные и служебные части речи".

7-й класс

Использование на уроках русского языка мультимедийных презентаций обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, построенные на материалах из произведений А.С.Пушкина.

Цели урока:

обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,

дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,

развитие письменной и устной речи учащихся.

Задачи урока:

обучающие:

обобщить знания о самостоятельных частях речи;

дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;

закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;

развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

развивать языковые и лингвистические компетенции;

способствовать формированию компонентов информационной культуры;

воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к русской литературе;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).

Знания, умения, навыки, полученные учениками в ходе урока:

усвоение материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи,

отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,

закрепление изученного материала по литературе.

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи” (Приложение)

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок посвящен общей теме: “День памяти А.С.Пушкина – 10 февраля” и построен на материалах из произведений поэта.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Памятная дата.

II. Основная часть урока

Слайд 3. Задания на повторение.

Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.

Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.

Она, петь, он, русские, сказки.

Она, быть, верная, “подруга дней суровых”, опальный, поэт.

Слайд 4. Работа с текстом.

Прочитайте получившийся текст.

Из каких частей речи состоят данные предложения?

Надпишите названия частей речи над словами.

Опа'льный, -ал,-ое. Находиться в опале.

Опа’ла, -ы, ж. 1. В старину: немилость царя, князя, к кому-нибудь, а также наказание впавшему в немилость. Наложить опалу на кого- нибудь.

2. Перен. То же, что немилость. Впасть в опалу.В опале у начальства кто-нибудь.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М,2003)

Слайд 5. Задания по новой теме.

Попробуйте составить предложения из данных слов:

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Слайд 6. Задания по новой теме.

Разбейте данные слова на три группы: предлоги, союзы, частицы. Слов какой части речи больше?

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как

Запишите группы слов в тетрадь

III. Работа с таблицей «Самостоятельные и служебные части речи»

IV. Работа с учебником. Чтение правила.

Слайд 7. Редактирование текста.

Прочитайте данный ряд слов.  Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты? Зимнее утро

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.

Запишите в тетрадь правильный вариант

Слайд 8. Самопроверка.

Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит;

 Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

Слайд 9. Задание по теме. Формулировка правила.

Выпишите сочетания “предлог + существительное”.

Сформулируйте: Для чего служат в предложении предлоги?

Слайд 10. Самопроверка.

Под небесами, на солнце, подо льдом.

Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.

Слад 11. Задание по теме. Формулировка правила.

Подчеркните грамматические основы предложений.

Какую роль в предложении выполняют союзы?

Слайд 12. Самопроверка.

Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит;

 Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.

Слайд 13. Задание по теме. Формулировка правила

Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?

“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?

Слайд 14. Самопроверка.

Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.

IV. Музыкальная минутка.

(Зимний вечер. Исп. Зара Долуханова. Муз. Н.  Метнера)

V. Работа с текстом (ст. 75 №41)

1.Озаглавте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Тема текста.

4.Основная мысль текста.

5.Вставить, где нужно, пропущенные буквы.

6.Выписать все служебные части речи.

Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского пр..стая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. Она действительно была настоящим музейным работником, хотя (не) было у нее никакой специальной п..дготовки. Она и грамоту-то узнала под старость, когда поступила работать в заповедник. Она тогда поняла, что служить в доме Пушкина и быть неграмотной – нельзя, что хранить пушкинский дом – это значит не только сберегать его, ценить, любить, но и понимать его и тех, кто приходит сюда.

В руках Александры Федоровны от природ.. была «живая вода». Под ее руками всё пр..ображалось и оживало. Заботлив..м дозором ходила она по усадьбе, по комнатам Пушкина, всегда знала, где, что и как. По утрам приведя музей в порядок,  любила она садит..ся в извечной позе русск..й крестьянки у окна кабинета и что-нибудь рукодельничала. Наверное, вот так же сидела у окна и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. Бывало, проходишь с г..стями по музею и слыш..шь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!». Действительно, она любила Пушкина и все пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской любовью.

Александра Фёдоровна всегда внимательно слушала наши рассказы о Пушкине, о его жизн.. в деревне, про приезды к нему друзей, про его одиночество, слёзы, муки, тоску-печаль.

Как и в Арине Родионовне, в тете Шуре сказывались самые хорошие черты пожилой русской женщины – добр..та, сердечность, любовь к ближнему.

После её ухода Михайловское словно осиротело. Долго не верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки.

(Рассказ учителя о селе Михайловское)

9 августа 1824 года Пушкин приехал в имение Михайловское, куда он был сослан по распоряжению императора. “В присутствии псковского губернатора коллежский секретарь Александр Пушкин дал подписку о том, что он обязуется жить безотлучно в поместье родителя своего, вести себя благонравно, не заниматься никакими неприличными сочинениями и суждениями, предосудительными и вредными общественной жизни, и не распространять оных никуда”.

Первые месяцы пребывания в Михайловском были особенно тяжелы Пушкину. Над поэтом был установлен двойной надзор: со стороны церковной власти за ним должен был следить настоятель Святогорского монастыря, со стороны светской — отец поэта Сергей Львович. В семье создались тягостные отношения. Сергей Львович распечатывал письма к сыну, обвинял его в безбожии, выражал опасение, что за сына и он будет наказан. Взбешенный поэт крупно поговорил с отцом и составил письмо  царю, прося перевести себя в одну из крепостей. Только благодаря вмешательству друзей это прошение не было отослано по адресу. К счастью, в ноябре 1824 года родители поэта с его сестрой и братом уехали. Пушкин остался один в Михайловском. В глуши сосновых лесов Псковской губернии расположилось село Михайловское. Липовая аллея подводит к усадьбе. Справа — огромное озеро с плоскими берегами, слева — другое, поменьше. Внизу по лугу извивается река Сороть. Пушкин жил в небольшом, одноэтажном доме своего деда Ганнибала. Кабинет поэта, как всегда, был очень скромно обставлен. Простая деревянная кровать с пологом, ободранный ломберный стол, на котором стояла вместо чернильницы помадная банка, два стула да полки с книгами — вот и все убранство рабочей комнаты Пушкина. Рядом жила няня. Остальные комнаты были заколочены.

Просыпался Пушкин рано и бежал купаться в студеную речку. Зимой принимал ледяную ванну. Все утро посвящал литературным занятиям, часто в постели. Нередко, прервав занятия, на коне или пешком совершал далекие прогулки (ходок он был неутомимый). Поэт рассказывал, что сцену у фонтана в трагедии “Борис Годунов” он создал во время одной из прогулок.

Обедал он поздно. “Вечером слушаю сказки, — писал он брату, — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Долгие часы длинных зимних вечеров проводил поэт в обществе своей старой няни Арины Родионовны.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.

VI. Итоги урока.

Слайд 15. Подведение итогов урока

Для чего используют служебные части речи?

1. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.

2. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.

3. Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.

VII. Домашнее задание.

  1. Ответить на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи?»

      2. Написать сочинение-миниатюру: «Зимнее    утро», «Зимний вечер» (на выбор).

Рефлексия деятельности на уроке:

По источнику познания на уроке использовались следующие методы:

словесный (диалог между учителем и учащимися);

наглядный (презентация);

практический (выполнение тренировочных заданий с экрана).

По уровням познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный (объясняю, иллюстрируя),

частично- поисковый (поиск различий между служебными и самостоятельными частями речи),

проблемный (восстановить стихотворение А.С.Пушкина),

репродуктивный (воспроизведение правила о роли служебных частей речи в словосочетании, предложении и тексте).

Литература

Русский язык. 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.М. Просвещение, 2008г.

Дидактические материалы по русскому языку 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс". М. Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Самостоятельные и служебные части речи

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы: "Части речи в русском языке"...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...