Правописание не с именами существительными. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ченкина Нина Борисовна

Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, составление таблицы по теме  урока, выработка алгоритма) . Работа с синонимами способствует обогащению речи. Обращение к пословицам приобщает к истокам национальной культуры, расширяет кругозор детей. Задание  определить слова, допускающие двойное написание, развивает логическое мышление и орфографическую зоркость  шестиклассников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока « Правописание не  с именами существительными»

Цели урока .1)  Обучающие : познакомить с правилами написания не с именами существительными, выработать алгоритм  применения правила;                                                                                            2) развивающие: развитие метапредметных  умений и навыков, обогащение словарного запаса учащихся;                                                                                                                                                                                                                       3) воспитательные: приобщение к национальным истокам, к фольклору.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Ход урока.                                                                                                                                                                                 I.                                                                                                                                                                                                                   У  (не)ряхи в квартире –(не)настье,                                                                                                                                              У (не)вежды – (не)лепость  в  уме.                                                                                                                                          (Не)приятель несёт лишь (не)счастье,                                                                                                                                                                                                                                                           Тайный  (не)друг опасней вдвойне.

Как вы понимаете смысл этого стихотворного текста?

Какие человеческие качества осуждает здесь  не? А как правильно написать слова с не?   Ваши предположения?

На экране –правильный вариант.  Учащиеся записывают текст.

У неряхи в квартире –ненастье,                                                                                                                                             У невежды –нелепость в уме.                                                                                                                                                                                                      Неприятель несёт лишь несчастье,                                                                                                                                                              Тайный недруг опасней вдвойне.

Попробуйте прочитать слова, отбросив  не. Где при этом нарушается смысл? Каков ваш первый вывод?       Как его оформить в виде таблицы? Сколько, на ваш взгляд, должно быть колонок в ней?  Работа с тетрадью по теории: дети вычерчивают таблицу. На доске – образец:    

                      Слитно

            Раздельно

1)

1)

2)

2)

  Примечание: заполняются графы только после выводов, сделанных учащимися.

Прочитаем две последние строки и подумаем, как можно заменить  существительные здесь.                                       Каков же следующий вывод?  

Когда же существительные с  не пишутся раздельно?                                                                                                                  

Рассмотрите следующие предложения. (На экране)

1.Не врагом, а союзником Руслана  был финн. 2. Не любовь к брату, а  зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет,  не  смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не  любовь к Людми-ле позвала его в путь.    

 О каком произведении здесь идёт речь?                                                                                                                                          Проанализируйте  два первых предложения. Почему  ваше внимание акцентируется на союзе а?                        Как оформить это наблюдение в таблице?

Рассмотрите два  последних предложения.                                                                                                                                                              Какой вывод  сделаете теперь?

Запишите его в таблице.                

Сличите с  образцом на экране.                

                      Слитно

            Раздельно

1) не употребляется без не.

1) есть союз а.

2) можно заменить синонимом.

2) ярко выражено отрицание (нет)

Как будем  рассуждать при выборе правильного  варианта?                                                                                                                  (Слитно:     без не смысл потерян ,                                                                                                                                                                  ищем синоним ;                                                                                                                                                                                          раздельно:  ищем  союз а или отрицание).                                                                        

II. Чтение параграфа в учебнике.

III. Списать с доски пословицы, раскрыв скобки и графически объяснив  написание.

1.Беда всегда (не)видимкой  подкрадывается. 2.(Не)задача – причина плача. 3.(Не)мощь никого не красит.4. (Не)вольник не богомольник.5.(Не)удаль, а расчёт к победе ведёт. 6. С (не)поседой   не долга беседа. 7.У того с законом (не)лады, кто не любит честные труды.

Самопроверка по эталону на экране. Объяснение написания.

Что вызвало затруднения?

1.Беда  всегда невидимкой подкрадывается.2.Незадача-причина плача. 3.Немощь никого не красит. 4.Невольник не богомольник. 5. Не  удаль, а расчёт к победе ведёт.6. С непоседой не долга беседа. 7. У того с законом нелады, кто не любит честные труды.

IV. Подберите синонимы к словам, записав их через чёрточку .  (Синонимы даны в сноске)                                                                                       1. Вражда -                                                                                                                                                                                          2.Лживость -                                                                                                                                                                                                   3. Бессилие -                                                                                                                                                                                    4.Слякоть -                                                                                                                                                                                         5.Крохотка -                                                                                                                                                                                      6.Болезнь -                                                                                                                                                                                                        7. Отказ -                                                                                                                                                                                                                                8.Выдумка -                                                                                                                                                                                                              9.Огромность -                                                                                                                                                                                              10.Нужность –                                                                                                                                                                                                11. Возмущение -                                                                                                                                                                                  12. Бессмылица -                                                                                                                                                                                      

Слова  для выбора: недуг, ненастье,нескладица, ненависть, невеличка, необъятность, неприятие,  небылица, неправдивость, негодование, необходимость, немощь.

V. Какие из подобранных вами слов могут писаться и слитно, и раздельно?

Запишите в два столбика  слова: в 1-й колонке слова, которые всегда  пишутся слитно, во 2-ю –слова, допускающие двойное написание.

Слитно.

 Двояко.

Неизвестность,  неопрятность, незабудка, непорядок, неприязнь, неодолимость, непослушание, неудача, непобедимость, неявка, нерадивость, неволя, нелюбовь, небрежность, неумение, неспособность, неуклюжесть, незнайка.                          

 Проверка по цепочке.

Составьте 2 предложения с любым словом , показав оба варианта написания.

VI.  Подведение итогов.

Выберите для самооценки  вашего состояния один  вариант из 2-х наборов слов и поднимите руку:

1-й: непонимание, неуверенность, неопределённость, неточность, неумение.

2-й: несложность, необходимость, неутомимость, несомненность.

Домашнее задание даётся исходя из возможностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями

Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...

Урок по русскому языку в 6-м классе "Правописание не с именами существительными"

Урок по русскому языку на тему: Слитное и раздельное написание не с именами существительными...

Использование ЭОР на уроках русского языка в 5 классе на примере темы «Правописание НЕ с именами существительными»

Урок русского языка в пятом классе (1 урок по теме), (прим.1).Тип урока: комбинированный.Базовый учебник: Разумовская М.М. и др., «Русский язык.5 класс»Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода. Задачами урока являются развитие коммуникативной компетенции, формирование лингвистической и языковой компетенции, развитие регулятивных умен...

Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Дидактические материалы по русскому языку  для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....