Правописание не с именами существительными. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, составление таблицы по теме урока, выработка алгоритма) . Работа с синонимами способствует обогащению речи. Обращение к пословицам приобщает к истокам национальной культуры, расширяет кругозор детей. Задание определить слова, допускающие двойное написание, развивает логическое мышление и орфографическую зоркость шестиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихотворный текст, пословицы помогают легче усвоить тему. | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока « Правописание не с именами существительными»
Цели урока .1) Обучающие : познакомить с правилами написания не с именами существительными, выработать алгоритм применения правила; 2) развивающие: развитие метапредметных умений и навыков, обогащение словарного запаса учащихся; 3) воспитательные: приобщение к национальным истокам, к фольклору.
Оборудование: экран, медиапроектор.
Ход урока. I. У (не)ряхи в квартире –(не)настье, У (не)вежды – (не)лепость в уме. (Не)приятель несёт лишь (не)счастье, Тайный (не)друг опасней вдвойне.
Как вы понимаете смысл этого стихотворного текста?
Какие человеческие качества осуждает здесь не? А как правильно написать слова с не? Ваши предположения?
На экране –правильный вариант. Учащиеся записывают текст.
У неряхи в квартире –ненастье, У невежды –нелепость в уме. Неприятель несёт лишь несчастье, Тайный недруг опасней вдвойне.
Попробуйте прочитать слова, отбросив не. Где при этом нарушается смысл? Каков ваш первый вывод? Как его оформить в виде таблицы? Сколько, на ваш взгляд, должно быть колонок в ней? Работа с тетрадью по теории: дети вычерчивают таблицу. На доске – образец:
Слитно | Раздельно |
1) | 1) |
2) | 2) |
Примечание: заполняются графы только после выводов, сделанных учащимися.
Прочитаем две последние строки и подумаем, как можно заменить существительные здесь. Каков же следующий вывод?
Когда же существительные с не пишутся раздельно?
Рассмотрите следующие предложения. (На экране)
1.Не врагом, а союзником Руслана был финн. 2. Не любовь к брату, а зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет, не смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не любовь к Людми-ле позвала его в путь.
О каком произведении здесь идёт речь? Проанализируйте два первых предложения. Почему ваше внимание акцентируется на союзе а? Как оформить это наблюдение в таблице?
Рассмотрите два последних предложения. Какой вывод сделаете теперь?
Запишите его в таблице.
Сличите с образцом на экране.
Слитно | Раздельно |
1) не употребляется без не. | 1) есть союз а. |
2) можно заменить синонимом. | 2) ярко выражено отрицание (нет) |
Как будем рассуждать при выборе правильного варианта? (Слитно: без не смысл потерян , ищем синоним ; раздельно: ищем союз а или отрицание).
II. Чтение параграфа в учебнике.
III. Списать с доски пословицы, раскрыв скобки и графически объяснив написание.
1.Беда всегда (не)видимкой подкрадывается. 2.(Не)задача – причина плача. 3.(Не)мощь никого не красит.4. (Не)вольник не богомольник.5.(Не)удаль, а расчёт к победе ведёт. 6. С (не)поседой не долга беседа. 7.У того с законом (не)лады, кто не любит честные труды.
Самопроверка по эталону на экране. Объяснение написания.
Что вызвало затруднения?
1.Беда всегда невидимкой подкрадывается.2.Незадача-причина плача. 3.Немощь никого не красит. 4.Невольник не богомольник. 5. Не удаль, а расчёт к победе ведёт.6. С непоседой не долга беседа. 7. У того с законом нелады, кто не любит честные труды.
IV. Подберите синонимы к словам, записав их через чёрточку . (Синонимы даны в сноске) 1. Вражда - 2.Лживость - 3. Бессилие - 4.Слякоть - 5.Крохотка - 6.Болезнь - 7. Отказ - 8.Выдумка - 9.Огромность - 10.Нужность – 11. Возмущение - 12. Бессмылица -
Слова для выбора: недуг, ненастье,нескладица, ненависть, невеличка, необъятность, неприятие, небылица, неправдивость, негодование, необходимость, немощь.
V. Какие из подобранных вами слов могут писаться и слитно, и раздельно?
Запишите в два столбика слова: в 1-й колонке слова, которые всегда пишутся слитно, во 2-ю –слова, допускающие двойное написание.
Слитно. | Двояко. |
Неизвестность, неопрятность, незабудка, непорядок, неприязнь, неодолимость, непослушание, неудача, непобедимость, неявка, нерадивость, неволя, нелюбовь, небрежность, неумение, неспособность, неуклюжесть, незнайка.
Проверка по цепочке.
Составьте 2 предложения с любым словом , показав оба варианта написания.
VI. Подведение итогов.
Выберите для самооценки вашего состояния один вариант из 2-х наборов слов и поднимите руку:
1-й: непонимание, неуверенность, неопределённость, неточность, неумение.
2-й: несложность, необходимость, неутомимость, несомненность.
Домашнее задание даётся исходя из возможностей класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями
Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...
Урок по русскому языку в 6-м классе "Правописание не с именами существительными"
Урок по русскому языку на тему: Слитное и раздельное написание не с именами существительными...
Использование ЭОР на уроках русского языка в 5 классе на примере темы «Правописание НЕ с именами существительными»
Урок русского языка в пятом классе (1 урок по теме), (прим.1).Тип урока: комбинированный.Базовый учебник: Разумовская М.М. и др., «Русский язык.5 класс»Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода. Задачами урока являются развитие коммуникативной компетенции, формирование лингвистической и языковой компетенции, развитие регулятивных умен...
Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Дидактические материалы по русскому языку для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....