Урок по русскому языку в 6-м классе "Правописание не с именами существительными"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Урок по русскому языку на тему: Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovalchik_konspekt_ne_s_sushchestvitelnymi.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Ковальчик Нина Михайловна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ 372

Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Цель:

Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написания и обозначать их графически;

повышать теоретический уровень знаний учащихся об имени существительном;

отрабатывать умения на писания не с различными частями речи; устранять пробелы в знаниях по данной теме; проконтролировать степень усвоения материала учащимися.

Развивающая:  развивать интерес учащихся к конкретной деятельности;

Способствовать развитию мышления, речи.

Воспитательные: формировать умение преодолевать трудности в усвоении темы;

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

Пробуждать чувство ответственности к своей работе.

Задачи урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, научить их правильно писать не с именами существительными;

расширить знания учащихся в области филологии;

формировать навыки написания не с различными частями речи.

Межпредметные связи: литература, культура речи.

Оборудование: учебник русского языка, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, слайды виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс 6

Технологическая карта урока

Планируемый результат

находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм, кластер

Межпредметные связи

Культура речи, литература

Ресурсы

Учебник , презентация по теме.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего

задания.

5 мин

1.Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

2 Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм)

 Рассказывают об имени существительном по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему)

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

2. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.

Работа с презентацией: Ученики читают пословицы и определяют, какие из них близки по смыслу. Далее учитель подводит учащихся к пониманию новой темы через выполнение ряда заданий.

1.Прочитайте пословицы

Что вы уже знаете о правописании не?

 2.А что новое вам предстоит узнать?

Итак, справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными», помогут вам знания о глаголе.  Прошу учащихся записать в тетрадь новую тему урока.

3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)».

4.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации).
Запишите в словарь эти слова и их лексическое значение.

Изучение нового материала.
6.Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? 

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

(Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина.

      В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева Ряха, аккуратистка в высшей степени.

      Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим?  

Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не?
Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?

7. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на  группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. Распределите роли:
1)руководитель группы (организатор работы в группе);
2)оформитель (тот, кто записывает ответ);
3)спикер (выступающий с ответом);
4)эксперт (оценивает работу в группе)
В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.

Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если — с красным, то в помощь тебе даётся учебник.
Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут.

1.Читаю вслух

В беде друг выручает, а недруг злорадствует.

Без труда не выудишь рыбку из пруда.

Не торопись словом, а торопись делом.

Дружба верна не лестью, а правдой

и честью.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (рассказывают правило написания не с глаголами)  формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 

3.Рассматривают лист:

В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно».
В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.
4. Рассуждают, кто такие «невежа, невежда» 

5.Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:
не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.
6. Потому что не употребляются без не

 ( Неряха, негодяй и др.).

- записывают в мыслительный лист первое правило

7. знакомятся с алгоритмом работы в группе

  1. Внимательно прочитайте задание
  2. Поделитесь с участниками группы своими мыслями по вопросу
  3. Запишите ответ в мыслительный лист (оформитель)
  4. Озвучьте ответ группы (спикер)
  5. Оцените работу группы в зависимости от участия в обсуждении (эсперт)

Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»

 Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой)

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в группе, паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

IV. Открытие новых знаний.

1. Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами.

– Сколько условий слитного написания не с существительными?

Сколько – раздельного?

– Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

– Как называется орфограмма?

– Каков её опознавательный признак?

  1. Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

  1. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.

  1. Упр. 242

развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно.

Взаимопроверка.

  1. Работа фронтальная (по цепочке)

Задание 1:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
  2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
  4. (Не)друг ты мне, а …
  5. (Не)воля ожидала его, а …

Задание 2:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.

  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
  1. Тест с самопроверкой

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.

2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.

VI. Итог урока.

 – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.

– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их.

– Какими словами вы могли бы их дополнить?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

- Оцените работу каждого в группе за урок

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

д/з    1 и 2 – на выбор

1. Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,

Сладкий, да не торт.
(Сахар).                        Круглая, а не месяц,

                                Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

2. Упр.237 ли 239.

3. ВСЕМ!!!   Подготовиться к словарному диктанту(словарь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Роль имен существительных в речи"

Урок по теме "Роль имён существительных в речи" проводится после изучения теоретических сведений об этой части речи. Фронтальная работа на уроке и работа в малых группах по реализации мини проекта в р...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

Конспект и презентация урока по русскому языку в 5 классе на тему "Род имен существительных"

Разработка содержит план-конспект и презентацию урока русского языка   в 5  классе на тему "  Род   имен  существительных ». Урок изучения нового ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имени существительного"

Урок предполагает актуализацию и закрепление знаний по теме "Род имени существительного". Урок построен в форме путешествия по станциям, которые соответствуют родам имени существительного. В качестве ...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"

Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей....

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Изменение имен существительных по падежам»

Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. Урок комбинированный. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Матер...