Урок по русскому языку в 6-м классе "Правописание не с именами существительными"
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Урок по русскому языку на тему: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalchik_konspekt_ne_s_sushchestvitelnymi.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Ковальчик Нина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ 372
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Цель:
Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написания и обозначать их графически;
повышать теоретический уровень знаний учащихся об имени существительном;
отрабатывать умения на писания не с различными частями речи; устранять пробелы в знаниях по данной теме; проконтролировать степень усвоения материала учащимися.
Развивающая: развивать интерес учащихся к конкретной деятельности;
Способствовать развитию мышления, речи.
Воспитательные: формировать умение преодолевать трудности в усвоении темы;
Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
Пробуждать чувство ответственности к своей работе.
Задачи урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, научить их правильно писать не с именами существительными;
расширить знания учащихся в области филологии;
формировать навыки написания не с различными частями речи.
Межпредметные связи: литература, культура речи.
Оборудование: учебник русского языка, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, слайды виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс 6
Технологическая карта урока
Планируемый результат | находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц. | - Личностные УУД | - Регулятивные УУД | - Коммуникативные УУД | - Познавательные УУД |
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. | пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования. | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. | Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | ||
Основные понятия | Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм, кластер | ||||
Межпредметные связи | Культура речи, литература | ||||
Ресурсы | Учебник , презентация по теме. | ||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин | 1.Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». 2 Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм) | Рассказывают об имени существительном по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему) | Познавательные УУД: 1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 2. Владеть разными видами чтения и аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания. Личностные результаты 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. |
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. | Работа с презентацией: Ученики читают пословицы и определяют, какие из них близки по смыслу. Далее учитель подводит учащихся к пониманию новой темы через выполнение ряда заданий. 1.Прочитайте пословицы Что вы уже знаете о правописании не? 2.А что новое вам предстоит узнать? Итак, справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными», помогут вам знания о глаголе. Прошу учащихся записать в тетрадь новую тему урока. 3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». 4.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу. Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Изучение нового материала. Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова. (Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина. В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева – Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим? Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не? 7. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. Распределите роли: Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если — с красным, то в помощь тебе даётся учебник. | 1.Читаю вслух В беде друг выручает, а недруг злорадствует. Без труда не выудишь рыбку из пруда. Не торопись словом, а торопись делом. Дружба верна не лестью, а правдой и честью. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. 2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (рассказывают правило написания не с глаголами) формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 3.Рассматривают лист: В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом. 5.Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его: ( Неряха, негодяй и др.). - записывают в мыслительный лист первое правило 7. знакомятся с алгоритмом работы в группе
Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой) | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). Коммуникативные УУД: 1. Задавать вопросы, работать в группе, паре. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Строить связное монологическое высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. 2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? – Каков её опознавательный признак? |
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
| Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). |
V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. |
развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Взаимопроверка.
Задание 1: Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
Задание 2: В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.
| Познавательные УУД: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями. | |
VI. Итог урока. | – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. – Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их. – Какими словами вы могли бы их дополнить? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? - Оцените работу каждого в группе за урок | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | |
VII. Домашнее задание. | д/з 1 и 2 – на выбор 1. Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже: Белый, да не снег, Мелкий, да не песок, Сладкий, да не торт. Жёлтая, а не солнце. 2. Упр.237 ли 239. 3. ВСЕМ!!! Подготовиться к словарному диктанту(словарь) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Роль имен существительных в речи"
Урок по теме "Роль имён существительных в речи" проводится после изучения теоретических сведений об этой части речи. Фронтальная работа на уроке и работа в малых группах по реализации мини проекта в р...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"
Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....
Конспект и презентация урока по русскому языку в 5 классе на тему "Род имен существительных"
Разработка содержит план-конспект и презентацию урока русского языка в 5 классе на тему " Род имен существительных ». Урок изучения нового ...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имени существительного"
Урок предполагает актуализацию и закрепление знаний по теме "Род имени существительного". Урок построен в форме путешествия по станциям, которые соответствуют родам имени существительного. В качестве ...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"
Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей....
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Изменение имен существительных по падежам»
Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. Урок комбинированный. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Матер...