Отрицательные местоимения.6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ченкина Нина Борисовна

Обращение к теме " А.С.Пушкин и устное народное творчество", к картине Н.Ге "Пушкин в Михайловском", а также использование народных сказок помогают решить не только сугубо учебную задачу, но и расширить кругозор шестиклассников, обогатить их культуру, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему «Отрицательные местоимения»

Цели: научить  правильному написанию  приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях,   слитному  и раздельному  написанию их; работать над расширением кругозора учащихся; прививать любовь к русскому народному творчеству.

На экране –репродукция картины    и текст.

Задание. Прочитать текст, подумать, какие из встретившихся в нём местоимений имеют отношение к теме урока.

images.yandex.ru                       Н.Н.Ге   «Пушкин в селе Михайловском»

Никто не станет  отрицать, что на формирование А.С.Пушкина как поэта огромное влияние  оказал русский фольклор, и особенно сказки, огромное количество которых знала няня Арина Родионовна.

     Трудно было молодому изгнаннику жить в Михайловском, вдали от друзей и знакомых. Не с кем поделиться творческими планами, некому поведать  о душевных  муках  здесь, «в глуши, во мраке заточенья»…  Никому  из дорогих людей нельзя приехать к опальному поэту: запрещено…

    И только поездки в Тригорское  да нянины сказки в  ранние  зимние сумерки скрашивали его существование. Ничто не могло сравниться  с блаженством этих вечерних минут! « Что за прелесть эти сказки! – писал затворник своему брату.-  Каждая есть поэма».

Беседа с классом.

  1. Какие же местоимения, на ваш взгляд, являются отрицательными?
  2. Как вы понимаете смысл термина?
  3. Как, по-вашему, образуются эти местоимения?
  4. Выпишите отрицательные местоимения, выделите приставку и поставьте ударение.
  5. Постарайтесь самостоятельно определить, почему в одних местоимениях мы пишем приставку ни- ,    в других  -  не- .

Чтение  § 72.   Как преобразовать материал параграфа в таблицу?

Самостоятельная работа.

Как заполнить графы таблицы?

                                         Работа с таблицей (Экран)

Проверьте себя. Внесите исправления в свои работы, а если не  получилось  заполнить самим графы, заполните сейчас  по образцу. (Экран)

                                           ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ   МЕСТОИМЕНИЯ

ОБРАЗУЮТСЯ  ОТ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ  С   ПОМОЩЬЮ  

                  ПРИСТАВОК

                    МОГУТ                  ПИСАТЬСЯ

                 НЕ -

НИ -

       СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО.

ПОД    УДАРЕНИЕМ .

БЕЗ УДАРЕНИЯ .

БЕЗ    ПРЕДЛОГА

ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ.

     

   НЕ’ О КОМ,

НЕ’ С КЕМ.

  НИКТО’,

 

НИ  У КОГО’.

 

НИЧТО,   НЕКОГО,

НЕКЕМ.

НИ ЗА ЧТО, НИ ОТ КОГО,  НЕ С КЕМ.

Упражнение 395 выполняется по цепочке.

А теперь давайте вспомним одну из самых первых своих сказок. Запишите в тетради  монолог Мышки из Сказки «Теремок»  ( Один ученик выполняет работу  под контролем учителя с обратной стороны крыла доски).

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Ни словечка мне в ответ…

Никого, наверно, нет?

Не у кого мне спросить,

Можно, нет ли здесь пожить!

Ох, никто меня не встретил,

Добрым словом не приветил!

Не с кем мне поговорить!

Скучно будет так ведь жить!

Проверка по образцу, выполненному на доске.

Запишите кратко продолжение сказки, используя   написанные на доске словосочетания и раскрывая скобки :

(не)чего и говорить;

 (н.)чем не не разольёшь;

(н.)какой зверь;

(н.) чего не мог  поделать;

(н.)( к) чему не привели.

Вернёмся к сказкам самого А.С.Пушкина. Запишите  цитаты из его произведений, постарайтесь отгадать, из какой сказки взята каждая из них. Графически объясните написание орфограмм  45, 46.

  1.  В город он повёл царя,

        Ничего не говоря.                                     («Сказка о царе Салтане»)

2.    Ничего не сказала рыбка,

       Лишь хвостом по воде плеснула

       И ушла в глубокое море.                         ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3     ……………………..….тут

       Люди добрые живут;

       Знать, не будет ей обидно.

       Никого меж тем не видно.                  («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4.     Не видать ничьих следов

        Вкруг того пустого места…                  («Сказка о мёртвой царевне…»)

  1.  И никто с начала мира

Не видал такого пира.                          (« Сказка о мёртвой царевне….»)        

  1. Ничего ты не получишь.

       Сам себя ты, грешник, мучишь.                   («Сказка о золотом петушке.»)

7     Настала ночь. Никто во граде

        Очей бессонных не смыкал.                      (« Руслан и Людмила»)

8       Делать нечего. С царевной

         Вот чернавка в лес пошла.                           («Сказка о мёртвой царенве…»)

9.   Всё тихо, никого здесь нет;

       Никто на девушку не взглянет…                 (« Руслан и Людмила»)    

На дом: § 72, упр. 397, записать предложения в 2 колонки: слитно/раздельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"

Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"

Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок  не- и ни-  в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как  одним из ...

Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...

Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях

Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях. Урок объяснения нового материала, разработан с учётом современных требований....

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"

Конспект урока русского языка в 6 классе, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений....

Отрицательные местоимения 6 класс

Презентация на тему:"Отрицательные местоимения"...