Отрицательные местоимения.6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Обращение к теме " А.С.Пушкин и устное народное творчество", к картине Н.Ге "Пушкин в Михайловском", а также использование народных сказок помогают решить не только сугубо учебную задачу, но и расширить кругозор шестиклассников, обогатить их культуру, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Используется материал из произведений А.С.Пушкина. | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему «Отрицательные местоимения»
Цели: научить правильному написанию приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях, слитному и раздельному написанию их; работать над расширением кругозора учащихся; прививать любовь к русскому народному творчеству.
На экране –репродукция картины и текст.
Задание. Прочитать текст, подумать, какие из встретившихся в нём местоимений имеют отношение к теме урока.
images.yandex.ru› Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском»
Никто не станет отрицать, что на формирование А.С.Пушкина как поэта огромное влияние оказал русский фольклор, и особенно сказки, огромное количество которых знала няня Арина Родионовна.
Трудно было молодому изгнаннику жить в Михайловском, вдали от друзей и знакомых. Не с кем поделиться творческими планами, некому поведать о душевных муках здесь, «в глуши, во мраке заточенья»… Никому из дорогих людей нельзя приехать к опальному поэту: запрещено…
И только поездки в Тригорское да нянины сказки в ранние зимние сумерки скрашивали его существование. Ничто не могло сравниться с блаженством этих вечерних минут! « Что за прелесть эти сказки! – писал затворник своему брату.- Каждая есть поэма».
Беседа с классом.
- Какие же местоимения, на ваш взгляд, являются отрицательными?
- Как вы понимаете смысл термина?
- Как, по-вашему, образуются эти местоимения?
- Выпишите отрицательные местоимения, выделите приставку и поставьте ударение.
- Постарайтесь самостоятельно определить, почему в одних местоимениях мы пишем приставку ни- , в других - не- .
Чтение § 72. Как преобразовать материал параграфа в таблицу?
Самостоятельная работа.
Как заполнить графы таблицы?
Работа с таблицей (Экран)
Проверьте себя. Внесите исправления в свои работы, а если не получилось заполнить самим графы, заполните сейчас по образцу. (Экран)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ | |||
ОБРАЗУЮТСЯ ОТ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК | МОГУТ ПИСАТЬСЯ | ||
НЕ - | НИ - | СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО. |
ПОД УДАРЕНИЕМ . | БЕЗ УДАРЕНИЯ . | БЕЗ ПРЕДЛОГА | ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ. |
НЕ’ О КОМ, НЕ’ С КЕМ. | НИКТО’,
НИ У КОГО’.
| НИЧТО, НЕКОГО, НЕКЕМ. | НИ ЗА ЧТО, НИ ОТ КОГО, НЕ С КЕМ. |
Упражнение 395 выполняется по цепочке.
А теперь давайте вспомним одну из самых первых своих сказок. Запишите в тетради монолог Мышки из Сказки «Теремок» ( Один ученик выполняет работу под контролем учителя с обратной стороны крыла доски).
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ни словечка мне в ответ…
Никого, наверно, нет?
Не у кого мне спросить,
Можно, нет ли здесь пожить!
Ох, никто меня не встретил,
Добрым словом не приветил!
Не с кем мне поговорить!
Скучно будет так ведь жить!
Проверка по образцу, выполненному на доске.
Запишите кратко продолжение сказки, используя написанные на доске словосочетания и раскрывая скобки :
(не)чего и говорить;
(н.)чем не не разольёшь;
(н.)какой зверь;
(н.) чего не мог поделать;
(н.)( к) чему не привели.
Вернёмся к сказкам самого А.С.Пушкина. Запишите цитаты из его произведений, постарайтесь отгадать, из какой сказки взята каждая из них. Графически объясните написание орфограмм 45, 46.
- В город он повёл царя,
Ничего не говоря. («Сказка о царе Салтане»)
2. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3 ……………………..….тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4. Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места… («Сказка о мёртвой царевне…»)
- И никто с начала мира
Не видал такого пира. (« Сказка о мёртвой царевне….»)
- Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь. («Сказка о золотом петушке.»)
7 Настала ночь. Никто во граде
Очей бессонных не смыкал. (« Руслан и Людмила»)
8 Делать нечего. С царевной
Вот чернавка в лес пошла. («Сказка о мёртвой царенве…»)
9. Всё тихо, никого здесь нет;
Никто на девушку не взглянет… (« Руслан и Людмила»)
На дом: § 72, упр. 397, записать предложения в 2 колонки: слитно/раздельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"
Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"
Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как одним из ...
Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"
Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...
Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях
Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях. Урок объяснения нового материала, разработан с учётом современных требований....
конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"
Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"
Конспект урока русского языка в 6 классе, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений....
Отрицательные местоимения 6 класс
Презентация на тему:"Отрицательные местоимения"...