Этап
урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения
Личностные (Л)
Познавательные (П)
Регулятивные (Р)
Коммуникативные(К) | Контроль результатов учебной деятель-ности |
Мотивация к учебной деятельности (самоопре-деление) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
-Давайте определим своё настроение, настрой на работу: выберите. Пожалуйста смайлик, который отображает ваше настроение. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку
Выбирают смайлик | Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. навыки.
П: осознают познавательную задачу.
Р: планируют необходимые действия |
Смайлик |
Актуализация
и проблем-ное учебное действие | Беседа по вопросам, формулирование темы и цели урока
Выборочное письмо у доски
Индивидуальные задания (на карточках, авторский ЦОР с выставлением оценки) | Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность по повторению орфограмм, помогает формулировать мысли учащихся, делать выводы
Про (Ни)чего
Жило-было (н..)чего,
(Не)умело (н..)чего,
(Не)хотело (н..)чего,
Взад-вперёд оно ходило
И (ни)(с)(кем) (не)говорило,
(н..)кого (не)замечало,
Лучше всех себя считало,
А про это (Н..)чего
И сказать –то
(Н..)чего!
- Перед вами стихотворение И.Михайловой. Как вы думаете, благодаря чему это стихотворение приобретает шуточный характер?
Задание: выпишите выделенные слова, распределяя их по частям речи, графически обозначьте изученные орфограммы.
Карточки: правописание Не с глаголами (один у доски).
Работа с ЦОРом (2-3 ученика) | Отвечают на вопросы
Формулируют собственные мысли
Осуществля-ют актуализацию знаний
Контроли-руют правильность ответов учащихся
Выполняют учебную задачу и индивидуальные работы | Л:имеют мотивацию к учебной деятельности
П:осуществляют актуализацию знаний, извлекают нужную информацию
Р:принимают и сохраняют учебную задачу
К:слушают других, отвечают на вопросы |
Устный ответ
Сверка с доской
Модельный ответ
Электронный тест |
Выявление места и причины затрудне-ния, определе-ние темы урока | Беседа по вопросам
Формулирова-ние темы урока | -Правило написания какого отрицательного местоимения вы ещё не изучали? Какие варианты написания возможны?
Попробуйте сформулировать тему урока в форме вопроса. Запишите тему в тетради на оставленной строке.
| Выдвигают предположение о теме урока | Л: желание осознать свои трудности П:выдвигать предположение о теме
К:пробуют грамотно формулировать тему
Р:осознают недостаточность своих знаний | Устные ответы |
Целепола-гание | Формулирова-ние цели урока
Физкульт-минутка | -Исходя из темы урока. Попробуйте поставить себе цель и сформулировать цель нашего урока
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели. | Осуществ-ляют самоконтроль понимания цели урока
Выполняют элементарные упражнения | Р: сохраняют учебную задачу
П:выдвигают предположение о цели и задачах урока
К:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга |
Устные ответы
Физичес-кие упражне-ния |
Построе-ние проекта выхода из затрудне-ний (введение нового материала) | Работа с опорным материалом, беседа по вопросам, формулирование правила
Закрепление правила | Учитель организует индивидуальную работу с опорным материалом
Отметьте знаком :«!» - я это знал, могу ответить на вопрос; «+» - новое для меня; «?» вызывает сомнение (технология «инсерт»)
Кое-кто
Кое-кого
Кое-чему
| Никто
Никого
нечего
| Кое у кого
Кое с кем
Кое о ком
| Ни у кого
Не с кем
Ни в какой
|
-Местоимения каких разрядов даны в опорном материале?
-Назовите общие и различные в их правописании.
-Попробуйте сформулировать правило раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
-Сравни свой вывод с формулировкой правила в учебнике.
Технология «Автор». Расскажи правило от лица автора учебника Технология «Оратор». Убеди своего собеседника в необходимости знания данного правила | Анализируют опорный материал
Во фронтальном режиме слушают ответы
Самостоятельно формулиру-ют правило
Контроли-руют правильность ответов одноклассни-ков | Л:желают приобретать новые знания и умения
П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализируют и сопоставляют информацию
Р:планируют необходимые действия совместно с учителем
К:воспринимают на слух ответы учащихся, сроят своё высказывание. |
|
Первичное закрепле-ние изучаемого материала | Выполнение задания, иллюстрирующего правило
Самостоятельная работа
Разноуровне-вые задания (выбирает ученик) | Учитель организует совместную деятельность по первичному закреплению знаний и умений
Комментированное письмо с использованием образца: некого – не у кого
Нечем, ничего, некому, никакой, никакому, ничьего.
Самостоятельная работа .
Задание1. От данных отрицательных местоимений образуйте все недостающие варианты и обозначьте орфограмму: никому – некому – ни к кому – не к кому . Некем, ни о чем, никакой, ничьего, никого, нечего.
Задание2 По образцу составьте и запишите предложения: не стремиться – Лентяй не стремится ни к чему – Ему не к чему стремиться.
Не беспокоиться, не надеяться, не соглашаться, не нуждаться.
Задание 3. Раскройте скобки, обозначьте орфограмму.
Ума, разума много, да рук (не)(к)(чему) приложить. Глуп совсем, кто (не)знается (ни)(с)(кем). Умом обносился и (ни)(с)(кем) не спросился. Глупому болвану (ни)(в)(чем) (не)будет талану. | Выполняют коллективно задание
Самостоятельно выбирают и выполняют задание | Л: самостоятельно ставят перед собой учебную задачу
П:осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют учебно-познавательные действия, приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
Р: самостоятельно планируют необходимые действия
К: формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самопроверка по эталону (на доске выполнят задание) |
Релаксация | Психологическая разгрузка
(динамиче-ская тематическая пауза) | Стихотворение «Приглашение улитке» Компетентностно-ориентированное задание: правила этикета, выбор примера, иллюстрирующего правило.
Выписать пример, иллюстрирующий правило, добавить 3-4 своих примера | Выбирают нужную информацию, отвечают на вопросы | Р: самостоятельно планируют необходимые действия
К:воспринимают на слух ответы учащихся, сроят своё высказывание.
Л:желают совершенствовать знания и умения | Сверка с модельным ответом (на листах распечатано) |
Включение в систему знаний и повторение изученного | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание своих результатов, выполнение разноуровне-вых заданий
(красный кружок – 1 группа, синий – 2, зелёный – 3) | Игра «Рыбалка» (работа по вариантам). «Вылови местоимение». 1 вариант - неопределённые местоимения через дефис, 2 – слитное написание отрицательных местоимений, 3 – раздельное написание отрицательных местоимений ( на доске три ведёрка, рыбки с местоимениями). Количество слов-рыбок соответствует количеству учеников.
Самостоятельная работа (разноуровневые задания)
Задание 1 группы: напишите мини –сочинение ( 5-6 предложений) с использованием отрицательных местоимений: никакой, ничей, нисколько, ни у кого, ни о каком, ни за чьим.
Задание 2 группы : составьте предложения, противоположные по смыслу. У всех в нашем классе есть нужные книги (Ни у кого в нашем классе нет нужных книг). Мне всегда есть с кем посоветоваться. В лагере я быстро привыкла ко всему.
Задание 3 группы (фрагмент из «Норки» - региональный компонент): вставьте необходимые по смыслу отрицательные местоимения, а также пропущенные буквы (распечатаны карточки)
У Норки по..вились пять норят. Таких мале..ких и ненасытных детёнышей (не) было (ни у кого). Норка (не) знала покоя (ни)когда: ни днём, ни ночью. Не зря тр..вожилась она. Знала, что за каждым шагом её сл..дил Колонок. (Не к кому ) было обрати..ся за советом. Всё ей ч..дились враги. (Ни с кем ) (не) могла Норка оставить своих детёнышей | Формулируют выводы, обосновыва-ют свою точку зрения | П: осуществляют отбор необходимой информации, приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
К: формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Р: самостоятельно планируют свои действия | Выполнение письменных упражнений
|
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа, монологические высказывания | Картинка (человечки на дереве) : закрасьте человечка (по высоте расположения), изображение которого иллюстрирует ваше сегодняшнее усвоения правила | Определяют своё эмоциональное состояние | Л: приобретают мотивацию к процессу образования
П: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретённых знаний, умение мотивированно организовывать свою деятельность
Р: оценивают свою работу | Листы обратной связи |