Урок по развитию речи Признаки весны
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока развития письменной речи в 6 классе школы VIII вида. Содержание урока направлено на развитие речи и обогащение активного словаря учащихся. Осознание роли прилагательных в тексте; развитие внимания, мышления, наблюдательности, орфографической зоркости, умения чувствовать, знать и любить природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_razvitiyu_rechi_priznaki_vesny.docx190.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи.

Класс: 6 «б», коррекционная школа VIII вида.

Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна

Тема урока: Признаки весны.

Цели урока:

закрепление умений оперировать прилагательными и употребление их в речи;

осознание роли прилагательных в тексте; развитие внимания, мышления, наблюдательности, орфографической зоркости, умения чувствовать, знать и любить природу.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Введение в тему урока.

1). Доброе утро, ребята!

Оно действительно сегодня доброе, посмотрите в окно!

- А какое сегодня число? Месяц?

- А какое время года сейчас на дворе? (Весна)

- Какой месяц начинает весну?

     Так вот символом нашего урока сегодня будет что? (показ сосульки) – Сосулька.

- А почему, как вы думаете, именно сосулька?

- Посмотрите на сосульку внимательно. Потрогайте. Какая она?

- Когда же появляются первые сосульки? (С наступлением весны, а именно в марте месяце, когда начинает припекать и сильнее греть солнышко).

-  Произнесите это слово по слогам – со-суль-ка

- А что делает сосулька? (капает)

Физминутка: встаньте, изобразите сосульку, как она тает, капает.

- Какой звук показывает на то, что она капает?    (ЛЬ)  

- Произнесите еще раз это слово с улыбкой, радостно.

сосулька

Так вот, ребята, тема нашего урока сегодня:

«Признаки весны»

- А что значит признаки? Какая часть речи обозначает признаки? (Имя прилагательное)

Задачи на уроке ( вывесить листок на доску и прочитать всем вместе).

ІІІ. Работа по теме урока.

2) - А как разговаривают сосульки, вы знаете? (кап-кап)

Сейчас давайте с вами вместе послушаем, какую же песенку поет весенняя капель.

(Музыка «Времена года» Чайковский).

После прослушивания – Какую же песенку поет нам капель?

(запись на доске)

песня

                                     звонкая                    веселая                задорная

- А еще про что нам она поет?

- А про то, что пришла весна.

- Какая весна? (Ранняя).

- Какие же еще признаки ранней весны вы знаете?

3) - Скажите, кто первый оповестил о весне – это         СОЛНЦЕ

Какое оно весной?

                                     яркое                     ласковое                веселое

- Хорошо.

- Кто еще кроме сосульки и солнышка сказал – оповестил о приходе весны?

4) -Птицы. А какие?

(Апликация: синица, воробей, ворона)

- Вы слышали когда-нибудь песенку синицы? Какая она в отличие от зимней?

Звонкая, радостная. Она радуется, что наступило тепло.

А воробьи? (чирикают громче, звонко, греются на солнышке)

- Может кто-нибудь знает стихотворение о весне?

(Чтение стихотворений наизусть)

- А сейчас послушайте рассказ В.Бианки о вороне (чтение рассказа).

- знаете ли вы, что самка ворона первою из всех птиц снесла первое яйцо. Ее гнездо – на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

-Беседа: Что вы узнали о вороне из этого рассказа? Почему самка не покидает гнезда?

5) Побывали в гостях у птиц. А какие же весенние хлопоты у зверей?

(показ аппликации зайца)

Рассказ «Зайчата».

      В поле еще снег, а у зайчихи уже родятся зайчата. Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами. Лежат смирненько, не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то. Проходит день, другой. Зайчиха давно про них забыла. А зайчатки все лежат. Вот бежит мимо зайчиха, но не их мама, а чужая. Зайчата к ней, накормила их и опять дальше. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Все равно,  свои они ей или чужие.

      Думаете, плохо зайчатам беспризорникам жить? Ничуть! Им тепло: у них шубка. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, - потом несколько дней сыт. А еще зайчат называют подснежниками.

      Как вы думаете почему? Кто догадается?

      А называют их так потому, что они рождаются под снегом.

6) Побывали в гостях у птиц, зверей. А теперь давайте заглянем в весенний лес. Какой лес?

(Стал темнее, у березы стволы белее. Тает снег на деревьях и на земле.)

- А где быстрее тает снег в лесу или на полях? Почему?

На деревьях набухают почки. (показать веточки вербы настоящие)

Что это? Верба.

Какие у нее цветы?

                                                 мягкие                                  пушистые

ІV. Подведение итогов.

7) Скажите, у кого в гостях мы сегодня на уроке побывали?

(у зверей, птиц, в лесу)

- А о чем вы узнали сегодня? (о признаках, о каких)

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

- Для чего мы их употребляем?

Задание: Составление устного рассказа по коллажу с использованием прилагательных. (вывесить коллаж на доску)

Устный рассказ по коллажу.

8) Теперь каждому из вас я дам такое задание:

2 ученика – написать о зайчатах (почему их называют подснежниками)

1 ученик – о вороне

1 ученик – о чем рассказала сосулька

2 ученика – по прилагательным, определить к какому признаку они относятся. Составить предложения.

1 ученик – о признаках весны по коллажу.

V. Итог урока.

Подведение итогов, выставление оценок.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 4 классе с элементами метода проектов. "Признаки начала весны".

 Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации о признаках весны с целью анализа, обобщения и представления.В ходе подготовки к уроку была организована поисковая деятельность...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Открытый урок по развитию речи "Весна пришла" 2 класс

Цель урока: Развитие у учащихся целостной картины весенней природы, систематизирование и  обобщение знаний детей. Обогащение словарного запаса. Формирование лексико- грамматического строя языка п...

Конспект открытого урока по развитию речи по теме "Весна. Скворец-вестник весны".

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и формирование коммуникативных умений» 4 класс Тема урока: Весна. Скворец-вестник весны.Цель: формирование учебной деятельности и к...

Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"

Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать  словарный зап...