Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Растения и животные весной»
план-конспект по теме

Данный урок проводился в 3 классе СКОШ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_i_zhivotnye_vesnoy.docx26.92 КБ
Office presentation icon prezentaciya_v_gosti_k_vesne.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 614

Открытый урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе «б» по теме: «Растения и животные весной».

Подготовила и провела

                                                                          учитель начальных классов

                                                     Тарасова Ольга Ивановна

Москва 2012 г.

Тема: Растения и животные весной.

Цель урока: познакомить учащихся с признаками весны.

Задачи:

образовательные: Углубить и расширить знания о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны.

развивающие: Развивать стремление к познанию окружающего мира, образное мышление, любознательности, речи. развивать познавательную активность и творческие способности, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение, вести диалог, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, развивать внимание, воображение, память, фантазию;

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям, чувство товарищества, взаимоуважения к одноклассникам, дисциплину, самообладание, выдержку, чувство любознательности в процессе учения; воспитывать чувство уверенности в своих возможностях.

Тип урока: комбинированный, с использованием различных видов ТСО.

Методы:

1. Основные:

  1. беседа;
  2. метод проблемного обучения;
  3. познавательная игра;
  4. практический метод.

2. Вспомогательные:

  1. иллюстрация;
  2. демонстрация;
  3. работа на карточках

Оборудование для учителя: 

Оборудование для учащихся: ОБОРУДОВАНИЕ:  Мультимедийный проектор,  карточки, учебник, геометрические фигуры со слогами.

ХОД УРОКА:

1. Рефлексия. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

(Звучит музыка.)

- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

(Карточки 1)

- Давай рассмотрим изображения человечков. Они не говорят, но ты наверняка отгадал их настроение. (грустное, спокойное.)

Слайд 2

- А теперь подумайте и скажите, каким должно быть настроение у последнего человечка. Нарисуйте его  на своих заготовках.

Слайд 3

        

- Мне хочется, чтобы в течение всего урока у вас было хорошее настроение! 

II. Сообщение темы урока.

1.Постановка проблемы.

-Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому я думаю, что вы  определите сами.

Слайд 4

 - Прочитайте  даты.

 10 апреля, 18 марта, 6 мая.

Слайд 5

. -Подумайте, что было сначала, что потом и расположите  даты в правильной    последовательности.

-Прочитайте, что получилось.

18 марта, 10 апреля, 6 мая.

-. Март, апрель, май – что это?

-Что вы можете рассказать об этих месяцах?

-Март, апрель ,май –месяцы весны.

Слайд 6

-Так к кому мы сегодня отправимся в гости?-Тема нашего урока

В гости к весне

 

2.Работа по теме. .

Ученик читает

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик  бегает по парте.

И по карте на стене.

Слайд 7

-А каком зайчике говорится?

-С каждым весенним днём солнце поднимается всё выше и выше , светит ярче, солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

-А какие чудеса творят солнечные зайчики, вы мне скажите, после того, как прослушаете звучание природы и посмотрите на экран. Будьте внимательны!

  (звучит аудиозапись Звуков весны, на доске демонстрируются

Слайд 8,9,10,11,12,13

слайды)

-Какие признаки наступившей весны вы услышали  в музыке, увидели на экране?

-Вы ответили по – разному. Получилось много мнений.

-Возникает вопрос?

-Какое главное изменение происходит в природе весной?

 -Какие есть предложения?

-Давайте попробуем выяснить.

-Почему снег стал  таять? (стало теплее)

-Почему прилетают птицы? (стало теплее)

-Почему распускается первый весенний  цветок – подснежник? (стало теплее)

-Почему просыпаются звери? (стало теплее)

-Значит, какое  изменение в природе весной самое главное?

Потепление

Слайд 14

Солнечный зайчик коснулся снега. Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять,

. Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его. Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)

*тает снег

*появляются проталины

*набухают почки

*распускаются первые цветы

*прилетают птицы

*просыпаются животные

Птицы весной.

Отгадайте загадку.

 

Слайд 15

Чёрный , проворныйКричит «Крак»

Червякам враг

Всех прилётных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся просто…..(грач)

-Как вы думаете почему мы заговорили об этой птице?

-Это вестник весны.. Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.

Слайд 16

 Грачи к нам прилетают первыми  в середине марта.  

Слайд 17

-Посмотрите и скажите, для какой птице построен этот дом?

-Опишите эту птицу7

-У него жёлтый клюв сам он весь  чёрный, но чёрный цвет его не тусклый, а с ярким металлическим отливом, который очень хорошо заметен на солнце.

Когда появляются птенцы скворец целый день летает из гнезда в гнездо и каждый раз возвращается с кормом для своих птенцов.

Слайд 18

Слайд 19

-Скворцы прилетают  в конце марта начала апреля, вместе с ними  возвращаются жаворонки, зяблики.

Слайд 20

-В середине апреля прилетают  дрозды,  водоплавающие птицы.

Прочитайте слоги на одинаковых  геометрических фигурах и узнаете какие птицы возвращаются  в конце апреля   в начале мая.

Слайд 21

КУ       КУШ       КА

 

ЛАС     ТОЧ    КА

Слайд 22

Кукушку

- Что вы знаете о кукушке?

Слайд 23

Кукушка птица насекомоядная и кто муже очень прожорливая.. А главное она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.

Ласточка

Ласточка очень заботливая мама.

Ласточка, улетая за добычей, привязывает иногда своих птенцов конским волоском. Один конец она наматывает на лапку птенцу, а другой прикрепляет к стенке гнезда.

Слайд 24

Весной у птиц в гнезде появляются птенцы.

Слайд 25

Не разоряйте птичьего гнезда,
так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится,
Храните дерево от топора
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!    

Физминутка.

Растения весной

Первым вылез

Слайд 26

Из землицыНа проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

-Почему так называется этот цветок?

- Это первоцвет.

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 121 .

Слайд 27

Вот весенние цветы,или первоцветы.

Их запомнить мы должны

Как весны примету.

Слайд 28

-Какие же ещё цветы являются первоцветами?

-Помните, что первоцветы очень хрупкие и нежные. Не стоит собирать букеты из этих цветов. Многие первоцветы занесены в Красную книгу.

Слайд 29

-Раз уж мы говорим о растениях, давайте посмотрим на нашу веточку. Что с ней произошло, как она изменилась?( неделю наблюдали какие изменения происходили с веточкой вербы)

Жизнь животных весной

.

-А  какие изменения происходят у зверей?

-У вас на столах лежат карточки, на одних нарисован лиса, а на других ёж, на них написан текст. Прочитайте его, а потом поделитесь  друг с другом интересным.

Ёж просыпается в апреле. Отряхнёт сор с колючек, языком брюшко полижет, и бежит  еду искать. Ёж животное ночное, но весной  целый день  занят поисками пищи.

В конце весны у лисы  появляются в норе лисята. Иногда их бывает больше десятка. Лисята очень похожи на волчат. Через две недели лисята начинают видеть, слышать, появляются первые зубы.

Слайд 30

-Какие же изменения происходят у ежа?

Слайд 31

-У лисы?

Слайд 32,33,34

-Давайте ещё посмотрим а что у других зверей (слайды).

III.Рефлексия.

-Викторина (викторина была взята из энциклопедии Кирилла и Мефодия)

 -Молодцы ребята вы справились с предложенными заданиями.

IV.Итог.

-Какое настроение у вас было на протяжении всего урока?

- А как выдумаете, почему у вас было хорошее настроение?

-Потому что мы говорили о весне!

-Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдают за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.

-Спасибо за урок!

Слайд 35

1. Рефлексия. Организационный момент.

Урок начинается со звучания музыки.

- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

  1. Физминутка

 Учитель проговаривает, дети выполняют движения за учителем:

- Крыльями шумят,

Прогнулись над водой,

Качают головой,

Прямо и гордо

Умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

- Какими птицами мы сейчас побывали?  (Лебедями)

Где их можно встретить?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира

Слайд 4

10 апреля, 18 марта, 6 мая

Слайд 5

18 марта 10 апреля 6 мая

Слайд 6

В гости к весне!

Слайд 14

п о т е п л е н и е весна Тает снег Проталины Набухают почки Распускаются первые цветы Прилетают птицы Просыпаются животные

Слайд 15

Грач

Слайд 16

Первая волна грачи середина марта

Слайд 18

Скворец

Слайд 19

Вторая волна март – начало апреля скворцы, жаворонки, зяблики

Слайд 20

Третья волна- середина апреля дрозды, водоплавающие птицы

Слайд 21

Четвертая волна примерно до 25 апреля большинство мелких птиц

Слайд 22

Кукушка

Слайд 23

Ласточка

Слайд 24

. Выводят птенцов.

Слайд 25

Не разоряйте птичьего гнезда, так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойнее тогда, Когда над рощей буря злится, Храните дерево от топора Оно, высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое. Не разоряйте птичьего гнезда!

Слайд 26

Первоцветы

Слайд 27

Подснежник

Слайд 28

В гости к весне!

Слайд 30

и он вылез из берлоги. Вода подмочила мишке ноги

Слайд 31

Лиса тепленькую шубку поменяла на легонькую шкурку

Слайд 32

Ежик вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.

Слайд 33

появляются волчатки У волчихи в лесной хатке

Слайд 34

Зайка беленький меняет костюм на серенький.

Слайд 35

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»

Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Животные" с использованием сенсомоторных тренажоров.

Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития. Используется для индивидуальной и подгрупповой форм работы. ...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...