Рабочая программа по русскому языку --- 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Колесник Елена Ивановна

программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов / авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский (М.: Просвещение, 2011), Русский язык.Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.- М: Просвещение,2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_-russkiy_yazyk_-8_klass.docx139.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов / авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский (М.: Просвещение, 2011), Русский язык.Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.- М: Просвещение,2011 Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений  /  Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина,О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. – 8-е издание. – М.: Просвещение. 20011.

Программа раскрывает содержание федерального компонента государственного стандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

Количество часов по учебному плану: 102, из них на развитие речи – 17, на контрольные работы – 13..

Общее количество часов в неделю: 3.

Программа по русскому языку составлена на основе Федерального  государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику Русский язык:

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к знаниям, умениям навыкам

по русскому языку за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать/понимать определение основных  изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию  прослушанного текста;
  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  • рецензировать устный ответ учащегося;
  • задавать вопросы по прослушанному тексту;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • слушать информацию теле-и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

ЧТЕНИЕ;

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, ;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

            ГОВОРЕНИЕ:

  • пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  • вести репортаж о школьной жизни;
  • строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  • составлять инструкции по применению того или иного правила;
  • принимать участие в диалогах различных видов;
  • адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п;

        письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  • создавать сочинение- описание архитектурного памятника,  сочинение- сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера  с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики  средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения- парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

    текст

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

        

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь  на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять
  • пользоваться разными видами толковых словарей;
  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила;
  • объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на знание, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
  • правильно строить предложения с обособленными членами;
  • проводить интонационный анализ простого предложения;
  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид контроля,
измерители

Домашнее

задание

Дата

проведения

план.

факт.

Русский язык в современном мире

1

Вводный урок о русском языке. Русский язык в современном мире.

1

Вводный

урок

Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, об отражении в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.

Уметь объяснять термины, называ-
ющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Лекция, беседа, работа с книгой

Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания
текста)

 2.09

2.09

2.09

Повторение изученного в 5–7 классах

2

Пунктуация

и орфография. Знаки препинания: знаки

завершения, разделения,

выделения

1

Урок повторения

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания.

Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные
знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, использование  которых определяет необходимость знаков препинания

Работа
с книгой, упражнения

§1, 2; упр. 11

 4.09

4.09

4.09

3

Знаки препинания в сложном предложении

1

Урок повторения

Типы сложных предложений и средства связи в них

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении.

Уметь определять тип сложного предложения, границы простых
предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предло-
жений

Работа
с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 3; упр. 20
(диктант)

 5.09

 5.09

7.09

4

Буквы н – нн

в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Урок повторения

Правописание
н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Знать правописание н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы.

Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

Работа
с книгой, упражнения, изложение
от 3-го лица
(упр. 27)

§ 4; упр. 25

 9.09

9.09

9.11

5

Слитное

и раздельное

написание не

с разными

частями речи

1

Урок повторения

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи;  графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 5; упр. 36
(сочинение-письмо другу)

 11.09

11.09

11.09

6

Контрольный

диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5–7 классах»

1

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 12.09

12.09

14.09

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

7

Основные

единицы синтаксиса. Текст как единица

синтаксиса

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Углубление представлений о новом разделе – синтаксисе
и пунктуации; основные еди-
ницы синтаксиса; различие
единиц языка по назначению; текст как единица языка

Знать основные разделы языка.

Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают
связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль

Работа с книгой, упражнения

§ 6, 7; упр. 42

 16.09

16.09

16.09

8

Предложение

как единица синтаксиса

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Основное свойство пред-
ложения; отличие слова и словосочетания
от предложения. Написание сжатого предложения

Знать об особом свойстве предложения (соотнесённости с фрагментами окружающей действительности), его
коммуникативной функции.
Уметь отличать слова, словосоче-
тания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний – предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изло-
жение

Работа с книгой, упражнения, сжатое изложение
(творческая
работа)

§ 8; упр. 50

 18.09

18.09

18.09

9

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово

в словосочетании; виды словосочетаний

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 9, 10;

упр. 62, 63

 19.09

19.09

21.09

10

Синтаксические связи слов в словосочетании

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание)

Знать виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Беседа, проблемные задания

§ 11; упр. 70; составить
самостоятельную работу по словосочетаниям для соседа по парте

 23.09

23.09

23.09

11

Синтаксический разбор словосоче-
тания

1

Урок

 усвоения

новых

знаний

План синтаксического разбора словосочетания

Знать план синтаксического разбора словосочетания.

Уметь  выполнять разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям

Самостоятельная работа, беседа, синтаксический

разбор

§ 12; упр. 72
(разобрать

2 словосо-
четания)

 25.09

25.09

25.09

12

Зачёт по теме «Словосо-
четание»

1

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать о строении словосочетаний, отношениях между компонентами словосочетания; отличиях словосочетания от слова и предложения; способах выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам

Зачёт

Контрольные вопросы

(с. 38); упр. 69

 26.09

26.09

28.09

Простое предложение

13

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

Урок
усвоения

новых

знаний

Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды

простого пред-ложения (дву-составные и односоставные

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные
по цели высказывания; находить

двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Беседа, рабо-
та с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация»

§ 13; упр. 75

 30.09

30.09

30.09

14

Порядок слов
в предложении. Интонация. Логическое ударение

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение

в предложении

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями

Беседа, проблемные задания, работа
с текстами, интонационный диктант

§ 14, 15;

упр. 83

 2.10

2.10

2.10

15–

16

Описание

памятника

культуры

(сочинение-описание

по картине)

2

Урок
развития речи

Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения

Знать признаки текста, особенности сочинения-описания.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа с текстом, творческая работа

§ 16

 3.10

7.10

3.10

7.10

5.10

7.10

Двусоставные предложения

17

Главные члены предло-

жения. Подлежащее

1

Комбини-

рован-

ный урок

Главные члены предложения.

Подлежащее и способы его выражения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего

Беседа, проблемные зада-

ния, работа
с текстами, опорные
схемы

§ 17; упр. 91

(сочинение

по картине

И. Шевандроновой «На террасе»)

 9.10

9.10

9.10

18

Сказуемое.

Простое

глагольное

сказуемое

1

Комбини-

рованный

урок

Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим

Знать основные способы выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица

§ 18, 19;
упр. 102
(сочинение
на тему «Чудный собор»)

 10.10

10.10

12.10

19–

20

Составное

сказуемое.

Составное

глагольное

сказуемое.

Составное

именное

сказуемое

2

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие составное сказуемое.

Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по со-ставу слов, по способу выражения лексического и грамматического
значений; стилистически различать  

простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица

§ 20, 21;
упр. 111, 106
(
р/р)

 14.10

16.10

14.10

16.10

14.10

16.10

21

Тире между подлежащим

и сказуемым

1

Комбини-

рованный

урок

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические

и пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)

Беседа, проблемные задания, работа
с текстами, опорные схемы, диктант

§ 22; упр. 116

 17.10

17.10

19.10

22

Контрольный

диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 21.10

21.10

21.10

Второстепенные члены предложения31.10

23

Роль второстепенных членов в предложении.
Дополнение

1

Комбинированный

урок

Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение:
прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов

Уметь находить в тексте второсте-пенные члены предложения, ставить вопросы, определять рольдополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных,
которыми выражены дополнения

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант

§ 24; упр. 130, 131

 23.10

23.10

23.10

24

Определение

1

Комбини-

рованный урок

Согласованные и несогласованные определения, способы

их выражения

Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления

Беседа, рабо-та с книгой, демонстрация  в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1,
«Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 25; упр. 139

 24.10

24.10

26.10

25

Приложение.

Знаки препинания при нём

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Приложение как разновидность определения

Знать понятие приложение.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений

Беседа, рабо-та с книгой, демонстрация в/ф «Син-
таксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 26; упр. 142

 28.10

28.10

28.10

26–

27

Обстоятель-ство

2

Комбини-

рованный урок

Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения)

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант

§ 27; упр. 159

 30.10

31.10

30.10

31.10

30.10

2.11

28

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

План разбора двусоставного предложения

Знать план разбора двусоставного предложения.

Уметь выполнять синтаксический разбор предложения

Тренинг

§ 28; упр. 160

 11.11

11.11

11.11

29–

30

Характеристика человека как вид текста. Групповой

портрет

2

Урок
развития речи

Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине

с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения

Знать признаки текста, особенности создания группового портрета (письменно), языковые особенности.

Уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме; отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы

Упражнения, составление плана, творческая работа

Упр. 163

 13.11

14.11

13.11

14.11

13.11

16.11

31

Повторение

по теме «Двусоставные предложения»

1

Урок повторения

и обобщения полученных

знаний

Систематизация знаний
по теме

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)

Тренинг

Контрольные вопросы

(с. 82–83);

упр. 169

 18.11

18.11

18.11

32

Контрольный

диктант по теме  «Двусоставные предложения»
с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 20.11

20.11

20.11

Односоставные предложения

33

Главный член одно-
составного предложения.

Назывные

предложения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь проводить наблюдение над
стилистическими возможностями односоставных предложений; находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени

Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация»

§ 30, 31;

упр. 172, 175

 21.11

21.11

23.11

34

Определённо-

личные предложения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предло-
жения

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе

Диктант
(упр. 183),
беседа, проблемные задания, работа
с книгой

§ 32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя опреде-лённо-личные предло-жения)

 25.11

25.11

25.11

35

Неопреде-лённо-личные предло-жения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предло-
жения

Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо-
личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односостав-

ными определённо-личными и неопределённо-личными.

Интеграция с уроком литературы: рассуждения на тему «Почему в рассказах  И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»

Беседа, проблемные задания, упражнения, работа
с книгой,
диктант

§ 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения

из 2-го дейст-

вия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

 27.11

27.11

27.11

36

Инструкция

1

Урок
развития речи

Особенности составления инструкции

Знать особенности составления инструкции.

Уметь составлять инструкцию,
используя в ней односоставные предложения

Упражнения, работа с учебником, тренинг

Упр. 197,§34

 28.11

28.11

30.11

37

Безличные предложения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знакомство
с безличными предложениями; с общими и от-личительными признаками
двусоставных

и безличных предложений, синонимичных по значению;

со способами выражения
сказуемых
в безличных предложениях

Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюру «Осенний дождь» с использованием безличных
предложений

Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь»

§ 35; упр. 205

 2.12

2.12

2.12

38

Рассуждение

1

Урок
развития речи

Обобщение
и расширение представления о таком типе
речи, как рассуждение; прямой и обратный
способы доказательств; тезис
и антитезис;
риторический вопрос

Знать тип речи – рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.

Уметь строить текст-рассуждение

с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Работа с текстами, опорный конс-пект, изло-
жение
(по тексту
К. Паустов-ского), мини-сочинение-рассуждение на тему «Слово делом крепи», диктант

Упр. 212

(сочинение-рассуждение по картине

К. Юона «Новая планета»)

 4.12

4.12

4.12

39

Неполные

предложения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений
в текстах художественных произведений

Знать особенности и функции
неполных предложений.

Уметь находить неполные предло-
жения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными
полными; различать неполные
двусоставные предложения и односоставные назывные.

Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания

§ 37; упр. 215

 5.12

5.12

7.12

40

Синтаксический разбор односостав-
ного предложения

1

Урок
усвоения

новых

знаний

План синтаксического разбора

Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения

Тренинг

§ 38; упр. 216

 9.12

9.12

9.12

41

Повторение

по теме «Односоставные предложения»

1

Урок повторения

и обобщения полученных

знаний

Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений

Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить односоставные предложения  в тексте, составлять предложения по схемам

Тренинг,
контрольные вопросы

Контрольные вопросы
(с. 101); упр. 220 (сочинение-наблюдение «Осенний вечер»);
упр. 221
(устный пе-
ресказ одной из частей текста, составление плана)

11.12

11.12

11.12

42

Контрольный

диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием

1

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

12.12

12.12

14.12.

43

Понятие
об ослож-нённом предложении. Понятие об однородных членах предло-
жения

1

Урок
усвоения

новых

знаний

Понятие об осложнённом предложении. Использование предложений с однородными членами в текстах и в речи

Знать об осложнённом предложении.

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию.

Интеграция с уроком литературы: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант
(упр. 234)

§ 39, 40;

упр. 230, 232

16.12

16.12

16.11

44

Однородные

члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

Комбинированный урок

Пунктуация
при однородных членах
предложения

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно использовать предложения с однородными
членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания

§ 41; упр. 239 (составить характеристику Лиз и Джесси по плану)

18.12

18.12

18.12

45

Однородные

и неоднородные определения

1

Комбинированный

урок

Различие однородных и неоднородных определений, оформление их пунктуационно

Знать правило: постановка знаков препинания при однородных определениях и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблем-ные задания, диктант
(упр. 247)

§ 42; упр. 246 (найти и вы-писать однородные и неоднородные определения,употреб-лённые

при описании внешности Н. Г. Гарина-Михайловского)

19.12

19.12

21.12

46

Однородные

члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Комбинированный

урок

Сочинительные союзы и знаки препинания
при них. Отсут-ствие запятой во фразеологических оборо-тах с повторяющимися союзами
и … и, ни … ни

Знать правила постановки знаков препинания при однородных
членах, связанных сочинительными союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 43; упр. 260

23.12

23.12

23.12

47

Изложение
(сравнительная характеристика)

с элементами сочинения

1

Урок
развития речи

Сравнительная характеристика двух женщин
(чем различаются мать и дочь)

Уметь составлять сравнительную
характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии
с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения;
излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме

Работа с текстом, творческая работа

Упр. 264
(написать сравнительную характеристику двух одноклас-

сников);

упр. 265
(составить памятку для спорщиков)

25.12

25.12

25.12

48–

49

Обобщающие

слова при

однородных

членах и знаки препинания при них

2

Комбинированный

урок

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); конструировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 44; упр. 274 (диктант)

26.12

13.01

26.12

13.01

28.12

13.01

50

Синтаксический и пунк-
туационный разбор предложения с однородными членами

1

Комбинированный

урок

План синтаксического и пунк-туационного
разбора

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными
членами

Тренинг

§ 45, 46;

упр. 277, 280

15.01

15.01

15.01

51

Повторение

по теме «Предложения
с однородными членами»

1

Комбинированный урок

Систематизация знаний
по теме; использование предложений с однородными и неоднородными
членами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях
с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, самостоятельно составлять предложения с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упраж- нения, проблемные
задания,
опорные
схемы и таб-лицы, сочи-
нение-отзыв «Осенние
дожди»

Контрольные вопросы

(с. 132);

упр. 286

 16.01

16.01

18.01

52

Диктант

(с грамматическим зада-нием)

1

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 20.01

20.01

20.01

53

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация
пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

Упр. 285

 22.01

22.01

22.01

54

Резервный урок

 23.01

23.01

25.01

Обособленные члены предложения

55

Понятие

об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки
препинания при них

1

Комбинированный

урок

Обособленные члены предло-жения, их роль в речи. Общие условия обособ-

ленияопреде-
лений

Знать, что такое обособление
(термин).

Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте

Упражнения, проблемные задания, опорные схемы

и таблицы.

Интеграция
с уроками
литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении

§ 47, 48;

упр. 294

 27.01

27.01

27.01

56–

57

Обособление согласованных распространённых
и нераспространённых определений

2

Комбинированный

урок

Общие правила

обособления
согласованных распростра-нённых и нераспростра-нённых определений

Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)

Рассказ,
беседа, работа с книгой, опорные
записи, кодированный
диктант,
выборочная работа на материале про-изведений
И. С. Турге-
нева

§ 48 (с. 141– 143);
упр. 298;

упр. 300

 29.01

30.01

29.01

30.01

29.01

1.02

58–

59

Рассуждение на дискуссионную тему
(упр. 302)

2

Урок
развития речи

Обобщение
и расширение представления о таком типе
речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис
и антитезис;
риторический вопрос

Знать тип речи – рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.

Уметь строить текст-рассуждение
с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Беседа, творческая работа

§ 49; упр. 306 (отредактировать предложения)

 3.02

5.02

3.02

5.02

3.02

5.02

60

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Правила обособления приложений

Знать правила обособления приложений.

Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением

Упражнения, проблемные задания, опорные схемы

и таблицы.

Интеграция
с уроками литературы: находить примеры обособлений в изуча-
емом художественном произведении

§ 50; упр. 310 (составить

и записать предложение,

включив в него перечисленные титулы роли различных членов предложения)

  6.02

6.02

8.02

61–

62

Обособленные обстоятельства.
Выделенные

знаки препинания при них

2

Комбинированный

урок

Условия обособления деепри-
частий и дее-причастных
оборотов

Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

Интеграция с уроком литературы: уметь выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме

Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 51;
упр. 319;

упр. 321 (выписать предложения с обособленными обстоятельствами,опреде-лениями, приложениями

  10.02

12.02

10.02

12.02

10.02

12.02

63–

64

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки

препинания при уточняющих членах предложения

2

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие об уточняющих членах предложения

Знать правило обособления уточня-
ющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие
члены предложения в тексте;
составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»

Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы
и таблицы, мини-сочинение «Изобре-тения наших дней»

§ 52;
упр. 325;

упр. 328

 13.02

17.02

13.02

17.02

15.02

17.02

65

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Планы разборов

Знать и уметьпроизводить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

Тренинг

§ 53, 54;

упр. 331, 333

19.02

19.02

19.02

66

Повторение

по теме «Предложения с обособленными членами»

1

Урок-зачёт

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими
членами.
Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения

Выборочная работа с текстами художественныхпроизведе-

ний, проблемные задания, упражнения, тестирование

Контрольные вопросы
(с. 162);
упр. 338 (продолжить описание шиповника, стараясь учесть стилистические особенности авторского описания)

20.02

20.02

22.02

67

Диктант

(с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения»

1

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 24.02

24.02

24.02

68

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Урок

работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация
пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

Упр. 340

 26.02

26.02

26.02

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

69–

70

Обращение. Назначение обращения

2

Комбинированный урок

Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распростра-нённые и нераспростра-нённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений

Уметь находить обращения в тек-сте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; пра-вильно ставить знаки препинания при обращении.

Интеграция с уроками
литературы: находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять роль обращений

Упражнения, тренинг,
практикум

§ 55-564; упр. 347 (выписать

из произведений художественной и пуб-лицистическойлитерату-ры примеры разных обращений);
упр. 355

(написать

поздравление

близкому

человеку

по плану)

 27.02

3.03

27.02

3.03

1.03

3.03

Вводные и вставные конструкции

71–

72

Вводные конструкции. Группы вводных слов
и вводных сочетаний слов

по назначению

2

Урок

усвоения

новых

знаний

Вводные слова

и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов

Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённое
отношение к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить
в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения
с учётом содержания стиля выска-
зывания

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения

§ 59, 60;

упр. 367, 369

 5.03

6.03

5.03

6.03

5.03

10.03

73–

74

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предло-жениях

2

Урок

усвоения

новых

знаний

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных соче-
таниях слов
и вводных
предложениях

Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов
и вводных предложениях

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант

(упр. 376),
выборочный диктант
(упр. 390)

§ 61, 62;

упр. 377, 386
(подготовиться к публичному выступлению)

 10.03

12.03

10.03

12.03

12.03

15.03

75

Междометия

в предложении

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Междометия – «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях

Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе
с обращением.

Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы
и сферу использования данных слов

Упражнения, тренинг,
практикум

§ 63; упр. 393

 13.03

13.03

17.03

76

Синтаксический и пунк-туационныйразбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Урок

Усвоения

новых

знаний

План синтаксического и пунк-туационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Упражнения, тренинг,практикум

§ 64; упр. 395, 398

 17.03

17.03

19.03

77

Повторение

по теме «Предложения
с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения

с обращениями. Междометия в предложении»

1

Комбинированный

урок

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Уметь применять изученные пра-
вила при решении грамматических
задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции
в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Контрольные

вопросы
(с. 189);

упр. 400
(письменно),

401 (устно)

 19.03

19.03

2.04

78

Диктант
(с грамматическим заданием) по теме «Предложения

с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

1

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка, основные правила орфографииУметь применять изученные орфограммы; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки

Контрольный диктант с грамма-тическим
заданием

 20.03

20.03

5.04

79

Анализ контрольной

работы.

Работа над
ошибками

1

Урок ра-боты над

ошиб-
ками

Анализ контрольной работы. Ликвидация
пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

Упр. 400, 401

 2.04

2.04

7.04

80–

81

Резервные

уроки

 3.04

7.04

3.04

7.04

9.04

12.04

Чужая речь

82

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интона-

цияпредупреж-дения и интонация пояснения в комментирующей части

Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь.

Уметь распространять комментиру-
ющую часть предложений с чужой
речью на основе данных схем

Упражнения, тренинг,
практикум

§ 65, 66;

упр. 402

 9.04

9.04

14.04

83

Прямая

и косвенная речь

1

Комбинированный урок

Отличие прямой речи
от косвенной

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью

Упражнения, тренинг,
практикум

§ 67, 68;

упр. 406

 10.04

10.04

16.04

84

Прямая речь

1

Комбинированный урок

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Уметь находить предложения
с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комменти-рующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская доч-ка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения

§ 69; упр. 412

 14.04

14.04

19.04

85

Диалог

1

Комбинированный

урок

Составление
диалогов

Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, творческая
работа

§ 70; упр. 417

 16.04

16.04

21.04

86

Рассказ

1

Урок
развития речи

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности

Знать особенности текста в жанре рассказа.

Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи
(упр. 419), озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ по данному началу

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания

Упр. 421

(сочинение-интервью)

 17.04

17.04

23.04

87

Цитата

1

Урок
усвоения новых
знаний

Способы передачи чужой речи. Цитата – дословная выдержка из чужой речи

Знать о способах передачи чужой
речи.

Уметь составлять и записывать
предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её
в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть пред-
ложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, рецензирование домашних творческих работ
(интервью)

§ 72; упр. 429

 21.04

21.04

26.04

88

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

1

Урок
усвоения новых
знаний

Образец (уст-ный и письменный) синтаксического и пунк-туационного
разбора предложений с чужой речью

Знать и уметь выполнять устный
и письменный разбор предложений с чужой речью

Тренинг

Упр. 431

 23.04

23.04

28.04

89

Повторение

по теме «Чужая речь»

1

Урок

повторения и систематизации полученных

знаний

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Упр. 433

  24.04

24.04

30.04

90

Диктант

(с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь»

1

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять само контроль, находить в работе грамматические ошибки

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 28.04

28.04

3.05

91

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Урок

работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация
пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

Упр. 426, 428

 30.04

30.04

5.05

92–

93

Резервные

уроки

 5.05

7.05

5.05

7.05

7.07

10.05

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

94

Синтаксис

и морфология

1

Комбинированный

Первичная
и вторичная
синтаксическая роль различных частей речи

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Упр. 435

 8.05

8.05

12.05

95–

96

Синтаксис

и пунктуация

2

Комбинированный

Систематизация знаний об  изученных языковых явлениях

Знать изученные языковые явле-
ния; условия постановки знаков
препинания.

Уметь пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста, анализировать словосочетания и простые предложения; пользоватьсясинтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи

Беседа, упражнения, самостоятельная
работа, творческая работа (
р/р: подробное изложение), орфо- графическая работа

Упр. 441

 12.05

14.05

12.05

14.05

14.05

17.05

97

Синтаксис

и культура
речи

1

Комбинированный

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуника-
тивный

Знать, что основа культуры речи – соблюдение норм русского литера-турного языка.

Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях
с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений

Тренинг,
работа со словарём, редактирование

текста

Упр. 448

 15.05

15.05

19.05

98

Синтаксис

и орфография

1

Комбинированный

Связь синтаксиса и орфографии

Знать основные нормы русского
языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме

Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения

Упр. 452

 19.05

19.05

21.05

99

Итоговая
контрольная работа

1

Урок
контроля

Проверка,
оценка и кор-
рекция знаний учащихся

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Тест, анализ текста

 21.05

21.05

24.05

100–

101

Итоговая
работа
по развитию

речи

2

Урок
развития речи

Комплексный анализ текста

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста; выполнять его комплексный анализ

Работа
по плану:

1) рассмотрение текста;

2) выразительное чтение;

3) обдумывание заголовка к тексту;

4) тема, основная мысль;

5) микротемы, план;

6) средства связи;

7) стиль речи, тип речи, жанр;

8) стилистические возможности

22.05

26.05

22.05

26.05

26.05

28.05

102

Резервный урок

28.05

29.05

28.05

29.05

31.05

Учебно-методический комплект:

1. Русский язык. 8 кл. [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова,  Т. А. Ладыженская,  А. Д. Дейкина,  О. А. Александрова ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2010.

2. Поурочные  разработки  по  русскому  языку  [Текст]  :  к  учебнику С. Г. Бархударова / Н. В. Егорова [и др.]. – М. : Экзамен, 2006.

3. Влодавская, Е. А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс [Текст] : к  учебнику  С. Г. Бархударова [и др.] «Русский язык. 8 класс» / Е. А. Влодавская. – М. : Экзамен, 2008.

4. Текучева, И. В. Тесты по русскому языку. 8 класс [Текст] / И. В. Текучева. – М. : Экзамен, 2006.

5. Контрольные  и  проверочные  работы  по  русскому языку [Текст] : к  учебнику  С. Г. Бархударова  [и др.]  /  Е. А. Влодавская «Русский язык. 8 класс». – М. : Экзамен, 2005.

6. Русский язык. Анализ текста. 8 класс [Текст] / Е. В. Сергеева. – М. :Эксмо, 2007.

7. Русский язык в таблицах. 5–9 классы [Текст] / С. Е. Крючков. – М. : Айрис-пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....