Рабочая программа по русскому языку, 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М.: Просвещение, 2009 г.
Данный вариант рабочей программы, базирующийся на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, отличается от авторской программы тем, что в нее дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: «Культура публичной речи», «Литературный язык и язык художественной литературы».
Количество учебных недель увеличено до 35, следовательно, данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Особенностью данной программы является ее практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._rus.11_kl._.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
города Новомосковска Тульской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор ______________ МОУ «СОШ № 20» МОУ «СОШ № 20»
Протокол № ___ _________________________ __________И.В. Ларина от «___» ______2013 г. «___»________________2013 г. Приказ №_________
о«___»______2013 г.
Рабочая программа
По русскому языку
Класс: 11А
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Иванова Е.В., учитель русского языка и литературы
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М.: Просвещение, 2009 г.
Данный вариант рабочей программы, базирующийся на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, отличается от авторской программы тем, что в нее дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: «Культура публичной речи», «Литературный язык и язык художественной литературы».
Количество учебных недель увеличено до 35, следовательно, данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Особенностью данной программы является ее практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку;
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание программы учебного курса
Синтаксис и пунктуация (36 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (9 ч.)
Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Культура публичной речи. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи (7 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Разговорный стиль (2 ч.)
Разговорная речь, сферы ее использования. Назначение. Признаки разговорной речи.
Общие сведения о языке (8 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Литературный язык и язык художественной литературы. Культура публичной речи.
Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение (8 ч.)
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические уроки | Практические (уроки-практикумы) | |||
1 | Синтаксис и пунктуация | 30 | 19 | 11 |
2 | Публицистический стиль речи | 9 | 6 | 3 |
3 | Художественный стиль речи | 7 | 3 | 4 |
4 | Сложное предложение | 14 | 8 | 6 |
5 | Разговорный стиль | 2 | 2 | |
7 | Повторение изученного | 8 | 8
| |
Итого | 70 | 44 | 26 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11А классе
№ | Тема | Тип | Элемент содержания | Требования к уровню понятий | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
1-2 | Синтаксис и пунктуация | Лекция | Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения | Знать основные единицы языка. Уметь выразительно читать текст | Конспект | ||
3-4 | Практикум | Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим | Знать трудные случаи согласования в числе | Тест | |||
5 | Практикум | Именительный и творительный падежи в сказуемом | Знать способы выражения составных сказуемых | Анализ текста | |||
6-7 | Практикум | Тире между подлежащим и сказуемым | Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым | Самостоятельная работа | |||
8 | Практикум | Управление в словах, близких по значению | Уметь видеть управление в словах | Тест | |||
9-10 | Контрольный | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация. Повторение» | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Контрольная работа | |||
11 | Комбинированный | Однородные члены предложения и пунктуация при них | Знать правила постановки знаков препинания | Зачет | |||
12-13 | Комбинированный | Знаки препинания при однородных членах | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах | Зачет | |||
14-15 | Комбинированный | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения | Конспект | |||
16-17 | Контрольный | Проверочная работа | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Проверочная работа | |||
18-19 | Комбинированный | Обособление определений | Уметь правильно ставить знаки препинания при обособлении | Составление схем | |||
20 | Лекция | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | Знать отличительные признаки обособленных определений от придаточных определительных | Конспект | |||
21 | Практикум | Приложение и их обособление | Знать правила постановки знаков препинания при обособлении приложений | Зачет | |||
22 | Практикум | Обособление обстоятельств | Знать правила постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств | Зачет | |||
23 | Практикум | Обособление дополнений | Знать правила постановки знаков препинания при обособлении дополнений | Зачет | |||
24-25 | Лекция | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях | Знать правила постановки знаков препинания при вводных словах и вставных колнструкциях | Конспект | |||
26-27 | Практикум | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи | Знать правила постановки знаков препинания при обращениях и междометиях | Работа по карточкам | |||
28 | Лекция | Порядок слов в предложении | Знать прямой и обратный порядок слов в предложении | Конспект | |||
29-30 | Контрольный | Итоговая контрольная работа | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Контрольная работа | |||
31 | Публицистический стиль | Лекция | Особенности публицистического стиля | Знать особенности публицистического стиля | Конспект | ||
32 | Практикум | Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности | Знать особенности публицистического стиля | Минисочинение | |||
33-34 | Лекция | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | Знать жанры публицистического стиля | Конспект | |||
35 | Семинар | Культура публичной речи. Устное выступление. Доклад. Дискуссия | Уметь выступать перед публикой | Доклад | |||
36-37 | Диспут | Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса» | Знать правила дискуссии. Уметь применять их | Сообщение | |||
38-39 | Р.р. | Урок развития речи | Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками | Уметь писать изложение публицистического стиля | Изложение | ||
40 | Художественн ый стиль | Лекция | Общая характеристика художественного стиля | Знать особенности художественного стиля | Конспект | ||
41-42 | Лекция | Литературный язык и язык художественной литературы. Виды тропов и стилистических фигур | Знать особенности художественного стиля | Конспект | |||
43-44 | Урок-практикум. | Сочинение-рассуждение по части С в формате ЕГЭ | Сочинение | ||||
45-46 | Урок развития речи | Изложение по тексту художественного стиля | Изложение | ||||
47 | Сложное предложение | Урок-практикум. | Повторение. Виды сложных предложений | Знать признаки сложных предложений | Таблица | ||
48 | Урок-практикум. | Пунктуация в сложносочиненном предложении | Знать основные группы ССП по значению и союзам | Самостоятельная работа | |||
49 | Урок-практикум. | Пунктуация в предложениях с союзом и | Уметь объяснять постановку знаков препинания в ССП | Работа по карточкам | |||
50-51 | Контрольный | Проверочная работа и ее анализ | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Проверочная работа | |||
52 | Лекция | Основные группы сложноподчиненных предложений | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным | Конспект | |||
53 | Урок-практикум. | СПП с придаточными изъяснительными | Знать отличительные признаки СПП с придаточными изъяснительными | Взаимопроверка | |||
54 | Урок-практикум. | СПП с придаточными определительными | Знать отличительные признаки СПП с придаточными определительными | Зачет | |||
55 | Урок-практикум. | СПП с придаточными обстоятельственными | Знать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельствен. | Зачет | |||
56 | Комбинированный | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | Уметь ставить знаки препинания в СПП с одним придаточным | Схема | |||
57 | Комбинированный | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | Уметь ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточным | Схема | |||
58 | Комбинированный | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП | Уметь ставить знаки препинания при сравнительных оборотах | Таблица | |||
59-60 | Контрольный | Контрольный диктант и его анализ | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Диктант | |||
61-62 | Разговорный стиль речи | Семинар (урок-практикум | Разговорная речь, сферы ее использования. Урок-семинар. Разговорный стиль речи | Уметь применять навыки разговорной речи | Семинар | ||
63-64 | Повторение | Комбинированный | Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | Уметь применять полученные знания о фонетике, графике и орфографии | Работа с перфокартами | ||
65-66 | Комбинированный | Повторение. Морфология и орфография | Уметь применять полученные знания о морфологии и орфографии | Работа с перфокартами | |||
67-68 | Комбинированный | Повторение. Словообразование и орфография | Уметь применять полученные знания о словообразовании и орфографии | Самостоятельная работа | |||
69-70 | Контрольный | Итоговая контрольная работа | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы | Контрольная работа |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместностиих употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональныхстилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др) в зависимости от коммуникативной задачи; - осознавать коммуникативную цель слушания текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- равития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной дечятельностьи; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка диктантов.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями.
В диктантах должно быть не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на ещё не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо - работает), «дулпо» (вместо - дупло), «мемля» (вместо - земля).
При оценке диктанта важно также учитывать характер ошибки. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании Ы и И после приставок; б) в случаях трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не... ; не что иное, как.) ; 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
ЗАМЕЧАНИЕ. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считают за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или при отсутствии орфографических ошибок, но при 4 пунктуационных. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
ПРИМЕЧАНИЕ. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнений дополнительных заданий, учитывается при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.
Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки
Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.
«1» — при большем количестве ошибок.
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Сочинение и изложение должны соответствовать следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; описательность изложения.
В характеристике речевого оформления сочинений и изложений отмечают разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок— орфографических, пунктуационных и грамматических. Так, для оценки «5»-допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка; «4»-допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки; «3»-допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки; «2»-допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок; «1»-имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических ошибок.
Основные критерии оценки за содержание и речь.
Оценка «5»: Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Оценка «4»: Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Оценка «3»: В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Оценка «2»: Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Оценка «1»: В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы... При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также сделанных учеником исправлениях.
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
Доля самостоятельности учащихся;
Этапы обучения;
Объем работы;
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в хода работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2» или «1».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Печатные пособия.
- Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 20011.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Русский язык. 10 класс: Поурочные планы (по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы») / Авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Тестовые задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов. / Сост.: Андросова В.В., Стогний Е.А. – Донецк: ПКФ «БАО», 2010.
- Барсукова Н.В. Подробный разбор знаний из учебника по русскому языку (Грамматика. Текст. Стили речи) для 10-11 классов. А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: ВАКО, 2007.
- Журналы «Русский язык в школе», 2009 год.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., 1990.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.
Мультимедийные пособия.
- Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
- Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Репетитор. Тесты по орфографии.
- Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.
- Сборник лучших словарей русского языка.
- Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....