Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
«Сложноподчиненные предложения. Основные группы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozheniya.docx | 175.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Слушатель курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» Дранкина Татьяна Николаевна
Конспект урока русского языка по теме:
«Сложноподчиненные предложения. Основные группы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений».
Выполнила учитель русского языка
и литературы МОШИ школы – интерната
с. Некрасовка Городской округ «Охинский»
Сахалинская область
Дранкина Татьяна Николаевна.
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП; повторить и систематизировать основные сведения о группах СПП, видах придаточных предложений.
- повторить расстановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Развивающие задачи: - развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; различать группы СПП, определять типы придаточных, расставлять знаки препинания.
Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум
Оборудование урока:
- раздаточный материал – тесты.
План урока:
1.Оргмомент. Объявление темы. Постановка целей и задач урока.
2. Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое
- Цифровой диктант
- Заполнение «слепой» схемы
- Определение типов придаточных предложений.
3. тест
4. Домашнее задание
5. Рефлексия и подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Вы уже познакомились в 9 классе с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные), СПП и ССП. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем тестирование, проверим, насколько прочно вы усвоили материал по теме.
2. Повторение и систематизация изученного:
а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
б) практическое:
- Задание 1. Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения с придаточным определительным?
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
- Задание 2. Заполните "слепую" схему. Вспомните, на какие группы делятся СПП?
Определительные | ? | обстоятельственные | |||||||
? Вспомним виды придаточных предложений: | Падежные вопросы | ? | |||||||
Виды придаточных | Отвечает на вопрос | Прикрепляется к главному | Примеры | ||||||
Союзами | Союзными словами | ||||||||
Изъяснительное | Косвенных падежей | Что, чтобы, как, как будто, ли | Что, когда, как, куда | Я увидел, что на небе радуга. | |||||
Определительное | Какой? | _____ | Который, что, где, какой, чей. | На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел. | |||||
Обстоятельственные | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, с тех пор как и т.д. | Куда, когда, откуда | Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. |
(Повторяется место придаточного по отношению к главному, выясняется роль союзов и союзных слов; знаки препинания в СПП).
Роль союзов и союзных слов.
- Как различить союз и союзное слово?
Главное и придаточное предложения связываются между собой с помощью союзов (простых и составных) или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий).
Подчинительные союзы простые (что, чтобы, как, как будто, словно, хотя и др.) и составные (потому что, оттого что, вследствие того что и др.) находятся в придаточном предложении, служат средством его подчинения главному или для связи одного придаточного с другим и не являются членами предложения:
Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский)
Союзные слова – местоимения (что, кто, какой, чей) и наречия (где, куда, откуда, когда) – также служат средством связи придаточного предложения с главным или другим придаточным.
Как и союзы, союзные слова располагаются в придаточном предложении. Являясь знаменательными частями речи, союзные слова выполняют синтаксическую функцию одного из членов предложения.
- Задание 3.
Определите тип придаточного предложения.
- Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
- Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
- В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
- Петухи дерутся, так что перья летят.
- Там, где растут розы, растут и шипы.
- Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
- Мне грустно, потому что я тебя люблю.
- Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
- Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
- Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ответ | Сте-пени | Време-ни | Опреде-литель-ное | Образа дейст-вия | Места | Изъясни-тельное | Сравне-ния | Причи-ны | Образа дейст-вия | Усло-вия | цели |
3. Тест
I вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В этих краях (1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать вес потаенные лесные тропы.
А) 1, 3; Б) 2; В) 3; Г) 2, 4.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Было ясно (1) что (2) если в течение ближайших дней мы не убьем какого-нибудь зверя (3) или не найдем людей (4) мы погибли.
А) 1, 2, 3, 4; Б) 1, 4; В) 1, 3, 4; Г) 1, 2, 4.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
а) В полутьме северной ночи, которая напоминала нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым.
Б) Мы вышли на дорогу, по которой двигались обозы.
В) Вдоль берега моря тянулись болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными веслами.
Г) Какой-то старичок вышел из шалаша, который стоял в углу огорода, и закричал на Герасима.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
9. Какая схема соответствует предложению: Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?
А. ( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [, ( ), ].
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
11. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?
А) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
Б) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
В) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы. |
Г) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
- Отметьте предложение, где нет ошибки в построении сложных предложений.
А) Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.
Б) Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.
В) Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Г) Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.
Д) Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.
I I вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У маленького круглого оконца (1) через (2) которое (3) можно было влететь в скворечник (4) устроена была деревянная полочка.
А) 1, 3; Б) 2; В) 1, 4; Г) 2, 4.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мама расстелила на траве скатерть (1) и сказала (2) что (3) пока мы не поедим (4) она нас никуда не отпустит.
А) 2, 4; Б) 2, 3, 4; В) 1, 2, 4; Г) 1, 2, 4.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?
А) Возле ветки в сугробе была норка, из которой шел парок.
Б) Огромная котловина, вокруг которой шло строительство замка, была окружена горами земли.
В) Концепция, которая была создана им вновь, требовала опытной проверки.
Г) Ездовой нерешительно топтался с шапкой в руках, из которой текла вода.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
9.Какая схема соответствует предложению: Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
11. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо поработал.
Б) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.
В) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.
Г) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.
- Отметьте предложение, где нет ошибки в построении сложных предложений.
А) Лиза, сама не зная почему, сказала ему, что жизнь не удалась, и все надо перестраивать, и она не в состоянии найти выход.
Б) Серафимович писал о своих первых рассказах, что "уже и тогда, правда смутно, я тянулся к классовому принципу".
В) На берегу кто-то развел огромный костер, дым от которого далеко тянулся над лесом, который виднелся вдалеке.
Г) Мы ясно слышали отголоски жестокого боя в той стороне, откуда, кажется, что только и могло придти подкрепление.
Д) Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения.
Проверка:
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Г | Г |
2 | Б | Б |
3 | Б | В |
4 | Б | А |
5 | Б | В |
6 | Б | Б |
7 | Б | В |
8 | А | А |
9 | Б | В |
10 | А | А |
11 | В | В |
12 | Г | А |
Критерии оценки:
12 баллов – «5»
10-11 баллов – «4»
9 баллов – «3»
4. Домашнее задание (смотри приложение)
5. Рефлексия и подведение итогов урока.
Какие основные группы СПП вы знаете?
Какие виды придаточных предложений вам известны?
Какие знаки препинания ставятся в СПП?
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...