Предложения двусоставные и односоставные.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Галич Любовь Алексеевна

На уроке звучат только произведения А.С.Пушкина. Цель урока: показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций, научить распознавать односоставные предложения, уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные.

Цель урока:

На доске, как эпиграф написаны слова:» Поэзия Пушкина – неиссякаемый  источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснётся к нему».

I .    Общая работа с классом.

-Почему именно эти слова я написала как эпиграф?( Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С. Пушкина и писать мы будем о нём.)

- Какие вопросы вы задаёте по записанному предложению? (Или : что в записанном предложении требует объяснения?)

Индивидуальные задания:

1 группа – разбирает по составу слова:   неиссякаемый, прикоснётся.

2 группа - разбирает предложение.

3 и 4 группы – имея перед глазами учебник 5-6 классов, обозначают орфограммы в словах неиссякаемый, в сказке, живую, прикоснётся.

Отвечают по одному из каждой группы; весь класс видит, что записанное предложение - двусоставное. После этого все читают «мудрые  мысли», выбирая только те предложения, в которых отсутствует подлежащее. Таких предложений много, мы же, учитывая эпиграф к уроку, записываем одно : «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

       II.  Вопросы по записанному снова задают учащиеся; подчёркиваем грамматическую основу    предложения и переходим к теме урока. Записав тему, отвечаем на вопросы:

               - На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

               - Как определить, двусоставное или односоставное предложение перед вами?

Записываем:

 Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Проводим лингвистический анализ текста. Учащиеся рассказывают, что они видят за несколькими строками поэта, подбирают синонимы к словам  бранить, блистать;  почему А.С. Пушкин называет красоту осени  тихой? И т.д.

- Какие строчки поэта об осени знаете вы? Запишите их и определите, двусоставное или односоставное предложение вы записали.

    Учащиеся записывают:

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад..

Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье..

Надо дождаться, чтобы было записано предложение с одним главным членом –подлежащим: это и станет «мостиком» ко второму положению урока ( в односоставном предложении может быть только подлежащее).Учащиеся читают наизусть и записывают строчки А. С. Пушкина, определяя тип предложения и роль таких предложений в речи:

   Швед, русский- колет, рубят, режет.

  Бой барабанный, клики, скрежет,

  Гром пушек, топот, ржанье, стон,

  И смерть, и ад со всех сторон.

Индивидуальные задания:

3 группа- находит орфограммы в глаголах.

4 группа- в прилагательных(имея справочную литературу учебник 5-6 классов)

1 и 2 группы- записывают свои примеры назывных предложений, например:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; Мороз и солнце; день чудесный!

III. Односоставные  предложения  могут быть как нераспространёнными, так и   распространёнными. Оно осмысляется при анализе уже записанных предложений.

IV.Закрепление.

  1. Общие задания:
  1. Найти  в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.
  2. Выступать по теме урока.
  3. Привести строчки А.С. Пушкина, подходящие к данной ситуации. Например:

«Вы проснулись в ясное, солнечное утро,и   на память приходят слова»(Мороз и солнце; день чудесный!)

       4)Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.

Такая работа проходит очень оживлённо ,потому что такое задание посильно всем ученикам ,оно сочетает общую работу с индивидуальной.

  1. Индивидуальная творческая работа ( для 2 и 2 групп) – создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений.

  1. Пушкин  - один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги..
  2. Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства..
  3. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и..

3и 4 группы получают листочки со стихами А.С.Пушкина; ученики должны через некоторое время выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

V. Домашнее задание:  выписать из « Капитанской дочки» пять  двусоставных предложений и пять односоставных, сделать синтаксический разбор двух предложений.

 

Resource id #3808

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения двусоставные и односоставные.

Данный урок является не именно  знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на наличие двусоставных и односоставных предложений в произв...

конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"

В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...

Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение

Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Двусоставные и односоставные предложения

Материал по подготовке к ОГЭ...

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...