Предложения двусоставные и односоставные.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
На уроке звучат только произведения А.С.Пушкина. Цель урока: показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций, научить распознавать односоставные предложения, уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с односоставными предложениями | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные.
Цель урока:
На доске, как эпиграф написаны слова:» Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснётся к нему».
I . Общая работа с классом.
-Почему именно эти слова я написала как эпиграф?( Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С. Пушкина и писать мы будем о нём.)
- Какие вопросы вы задаёте по записанному предложению? (Или : что в записанном предложении требует объяснения?)
Индивидуальные задания:
1 группа – разбирает по составу слова: неиссякаемый, прикоснётся.
2 группа - разбирает предложение.
3 и 4 группы – имея перед глазами учебник 5-6 классов, обозначают орфограммы в словах неиссякаемый, в сказке, живую, прикоснётся.
Отвечают по одному из каждой группы; весь класс видит, что записанное предложение - двусоставное. После этого все читают «мудрые мысли», выбирая только те предложения, в которых отсутствует подлежащее. Таких предложений много, мы же, учитывая эпиграф к уроку, записываем одно : «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
II. Вопросы по записанному снова задают учащиеся; подчёркиваем грамматическую основу предложения и переходим к теме урока. Записав тему, отвечаем на вопросы:
- На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?
- Как определить, двусоставное или односоставное предложение перед вами?
Записываем:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Проводим лингвистический анализ текста. Учащиеся рассказывают, что они видят за несколькими строками поэта, подбирают синонимы к словам бранить, блистать; почему А.С. Пушкин называет красоту осени тихой? И т.д.
- Какие строчки поэта об осени знаете вы? Запишите их и определите, двусоставное или односоставное предложение вы записали.
Учащиеся записывают:
Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад..
Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье..
Надо дождаться, чтобы было записано предложение с одним главным членом –подлежащим: это и станет «мостиком» ко второму положению урока ( в односоставном предложении может быть только подлежащее).Учащиеся читают наизусть и записывают строчки А. С. Пушкина, определяя тип предложения и роль таких предложений в речи:
Швед, русский- колет, рубят, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Индивидуальные задания:
3 группа- находит орфограммы в глаголах.
4 группа- в прилагательных(имея справочную литературу учебник 5-6 классов)
1 и 2 группы- записывают свои примеры назывных предложений, например:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; Мороз и солнце; день чудесный!
III. Односоставные предложения могут быть как нераспространёнными, так и распространёнными. Оно осмысляется при анализе уже записанных предложений.
IV.Закрепление.
- Общие задания:
- Найти в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.
- Выступать по теме урока.
- Привести строчки А.С. Пушкина, подходящие к данной ситуации. Например:
«Вы проснулись в ясное, солнечное утро,и на память приходят слова»(Мороз и солнце; день чудесный!)
4)Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.
Такая работа проходит очень оживлённо ,потому что такое задание посильно всем ученикам ,оно сочетает общую работу с индивидуальной.
- Индивидуальная творческая работа ( для 2 и 2 групп) – создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений.
- Пушкин - один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги..
- Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства..
- Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и..
3и 4 группы получают листочки со стихами А.С.Пушкина; ученики должны через некоторое время выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
V. Домашнее задание: выписать из « Капитанской дочки» пять двусоставных предложений и пять односоставных, сделать синтаксический разбор двух предложений.
Resource id #3808
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложения двусоставные и односоставные.
Данный урок является не именно знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на наличие двусоставных и односоставных предложений в произв...
конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...
Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение
Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Двусоставные и односоставные предложения
Материал по подготовке к ОГЭ...
Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс
Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...