конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку на тему
В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложений с одним главным членом, определяя грамматические признаки сказуемых.Объяснение проходит путем составления алгоритма. Контроль представлен в виде теста, что позволяет быстро проверить усвоенный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnos.pred_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двусоставные и односоставные предложения.
Цели:
- умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;
- развитие речевых навыков;
- воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
- углубить знания о типах односоставных предложений;
- уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;
- составить алгоритм действия для определения типа односоставного предложения;
- повысить культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
Оборудование: учебник Русский язык 10-11 кл. Н.Г.Гольцова, «Русское слово», М, 2008; полоски бумаги с напечатанными предложениями, карточки для составления алгоритма «Классификация односоставных предложений», сборники стихотворений А.С.Пушкина, тест.
1. Мы с вами, ребята, продолжаем повторять сведения о предложениях. Вспомните, что мы называем предложением? (Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически. Предложение имеет смысловую и интонационную завершенность). - На сегодняшнем уроке мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других. Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). - Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений? (Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена предложения). - Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения. Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?» 2. Исследовательская работа в группах. 3. Составление алгоритма. Односоставные предложения |
Определенно- личные Назывные (И.п.)
(1 , 2 лицо, ед. и мн.ч.)
Неопределенно- личные
(3лицо мн.ч.)
Обобщенно- личные
(2лицо, ед. и мн.ч.)
Безличные
(гл.ср.р., кат.состояния, инфинитив,
слово нет, слова нужно, надо, необходимо)
4. Упр. 341. (в устной форме)
- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными (1-5 пр.)
5. Ребята, перед вами лежат сборники стихотворений А.С.Пушкина. Прочитайте знакомое вам с детства стихотворение «Няне», выполнив лингвистический анализ.
- Укажите тип односоставных предложений, определяя грамматические признаки главных членов.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
- Назовите орфограммы, которые вам встретились в тексте, объясняя правописание слов.
- Какое значение в поэтическом тексте имеет слово всечасно? (ежечасно (устар. нареч.))
6. Вспоминаем книги.
ЗАДАНИЕ: перечислите названия произведений, состоящие из назывных предложений, в которых встречаются числительные. (ОТВЕТ: «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Первые радости» К.Федина, «Два капитана» В.Каверина, «Три сестры» А.Чехова, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина).
7. Тест (прилагается).
Итог урока: На сегодняшнем уроке мы говорили о двусоставных и односоставных предложениях, их различии. На примере поэтических текстов заметили, что односоставные предложения очень часто встречаются в текстах художественной литературы, т.к. они придают яркость речи.
сказуемое
подлежащее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Конспект урока "Виды односоставных предложений"
Конспект урока "Виды односоставных предложений"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...