Предложения двусоставные и односоставные.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Данный урок является не именно знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на наличие двусоставных и односоставных предложений в произведениях А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_dvusostavnye_i_odnosostavnye.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Предложения двусоставные и односоставные.
(Интегрированный урок русского языка и литературы по творчеству А.С.Пушкина)
Заляева Р.К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1, г. Арск Арского района Республики Татарстан
Тема урока « Предложения двусоставные и односоставные» считается новой для учащихся 8-ого класса, хотя в курсе 5-7 классов мы говорим о предложениях, в которых не бывает или подлежащего, или сказуемого, так как в речевой практике такие предложения встречаются часто. В качестве опережающего обучения я ввожу термин «Двусоставные и односоставные » еще в 5 классе, эти немногие известные сведения об односоставных и двусоставных предложениях активно используются на уроках. Поэтому данный урок является не именно знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на использование таких предложений в произведениях А.С. Пушкина.
ЦЕЛЬ:
-Совершенствование знаний о двусоставных предложениях;
знакомство с односоставными предложениями: с главным членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым; распространенные и нераспространенные;
- развитие навыков определения грамматической основы предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе стихов А.С.Пушкина.
-воспитание любви к природе и внимательного к ней отношения.
Оборудование:
- сборники стихотворений А.С.Пушкина;
- произведение К.Паустовского «Золотая роза».
ПЛАН
I. Актуализационная часть.
- Обратим внимание на эпиграф нашего урока:
«Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит « живую воду» всех, кто прикоснется к ней».
- Как вы понимаете это предложение? ( Читая стихи Пушкина, мы вновь удивляемся тому, как просто и понятно описывает окружающую среду, быт, характеры людей, точно подбирая каждое слово).
- Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и о его стихах).
- Хорошо, назовите и объясните, какие орфографические и пунктуационные трудности могут встретиться в этом предложении?
(Неиссякаемый – не, иссяк;
источник – чн;
прикоснется – кос;
как в сказке – сравнительный оборот;
придаточные предложения)
-Итак, мы будем говорить сегодня о творчестве Пушкина.
Один мудрец сказал:
« Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
И поэзия Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте сердцем.
- Но не только о сердце, но и о душе можно говорить, читая стихи великого поэта. Вот как говорит о Пушкине К.Паустовский (зачитывает заранее подготовившийся ученик):
« Пушкинские строки - не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще волшебство русской речи. Если можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались бы от него только несколько пушкинских строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в стихах Пушкина, как в магическом кристалле, собраны все необыкновенные качества нашей речи».
Значит, говоря о стихах Пушкина, можно говорить о сердце, душе, языке.
- Обратимся к Пушкинским строкам (записываем в тетради):
Фонтан любви! Фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою сладкой.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль …
(«Фонтану Бахчисарайского дворца»)
Словарная работа: отрадный – приносящий удовольствие, радость.
Задание по вариантам:
- выделить грамматические основы
- синонимы
- антонимы
- омонимы (словосочетания, объясняя значение слов)
- дополнения
- обстоятельства
- определения
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
- Мы выделили грамматические основы. На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?
( Односоставные и двусоставные)
- Как определить, двусоставное или односоставное предложение нам дано?
( Определяем наличие подлежащего и сказуемое, или только одного из них.)
Тема нашего урока: « Односоставные или двусоставные предложения».
- Запишем предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
(А.С.Пушкин)
- Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта? Подберите синонимы к слову бранить. (Ругать, выговаривать, отчитывать, порицать, журить.) Почему именно этот глагол берется в данном предложении? Почему красота осени тихая, смиренная?
Выделите односоставное предложение.
- Как вы думаете, почему именно строки об осени мы записали? Ведь у Пушкина много стихов о природе? (Осень – самая любимая пора поэта, она его вдохновляла).Действительно, вот как К.Паустовский пишет в своей повести «Золотая роза» о том, как воспринимал поэт осень (зачитывает заранее подготовившийся ученик).
«Осень - это прозрачность и холод, «прощальная краса» с ее четкостью далей и свежим дыханием.
Глаз привыкает к ясности осеннего пейзажа. Эта ясность постепенно завладевает сознанием, воображением, рукой писателя. Ключ поэзии и прозы бьет ледяной водой. Согревает урожай человеческих дум.»
Пушкин, по его словам, каждой осенью расцветал вновь. Каждую осень он молодел.
«Осень подходит, – писал Пушкин Плетневу. – Это – любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов нарастает».
…И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь, чувствую любовь,
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон - таков мой организм.
4. Запишем строчки из стихотворений А.С.Пушкина об осени и определим, двусоставные или односоставные предложения использованы в данных отрывках.
А) Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле. («19 октября».)
Б) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень».)
В) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. (« Осень».)
5. А что говорил он о других временах года?
Г) Ах, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (« Осень».)
Д) Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов… (« Евгений Онегин».)
Е) Зима. Что делать нам в деревне? (« 2 ноября».)
Ж) Мороз и солнце! День чудесный! ( «Зимнее утро».)
З) Какая ночь! Мороз трескучий;
На небе не единой тучи …
И) По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит. ( « Зимняя дорога».)
К) В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой…
ВЫВОД: Что вы можете сказать об этих односоставных предложениях?
Односоставные предложения имеют только один главный член предложения: или сказуемое, или подлежащее.
1. Зима.
2. Оглашено мое уединение.
3. Волшебная зима.
4. Рассыпалась клоками.
Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Найдите в записанных нами предложениях не- распространенные.
5.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
… Люблю ее снега…4 ( Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное).
6. ВЫВОД ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
7. ВЗАИМОПРОВЕРКА. РАБОТА ПО ПЕРФОКАРТЕ.
8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
« Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые , добрые чувства. Я беру томик А.С.Пушкина и …»
-Создать миниатюру с использованием односоставных и двусоставных предложений.
- А в это время коллективно выполняется следующая работа.
ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.
- На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит в бешеном танце. Ветер кричит и воет.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
- Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный!
Пора, красавица, проснись.
III. ИТОГ УРОКА.
Вспомним строчки из стихотворения М.Дудина:
« И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, оплаченные пушкинской судьбой».
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА « И СРАЗУ ВСПОМИНАЮ А.С.ПУШКИНА».
Рассказать о каком - либо эпизоде из жизни, когда вспоминаются строчки А.С.Пушкина.
Использованная литература:
- Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М: Просвещение, 1992.
- Паустовский К.Г. «Золотая роза».
- Пушкин А.С. Избранное. – М: Детская литература.1994.
Программа для общеобразовательных учебных заведений утверждена Министерством образования Российской Федерации.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: Баркударов С.Г., Крючков С.Е. и др. М: Просвещение. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...
Предложения двусоставные и односоставные.
На уроке звучат только произведения А.С.Пушкина. Цель урока: показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксичес...
Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение
Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Двусоставные и односоставные предложения
Материал по подготовке к ОГЭ...
Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс
Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...