Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.
Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных гласных в корне слов
(4часа) – 5 класс
( повторение в начале года)
Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.
Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.
Урок 1
Знать: понятие «орфограмма».
Уметь: находить орфограммы в корне с безударной гласной.
- Каллиграфическая минутка: До, дз.
- Проверка домашнего задания.
- Понятие об орфограмме.
Запись на доске: дом – дома. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому здесь можно написать только одну букву – о. Другими словами, в написании гласной в корне слова дом нет выбора букв. В корне слова дома есть выбор буквы ( а или о?), так как эта гласная стоит в безударном положении. В корне слова дома есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограммами.
Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома – орфограмма в корне – буква о (проверочное слово-дом).
Запись на доске:
Орфограмма (греч.)
Орфос (правильный)
Грамма (письмо)
VI. Чтение правила на с. 13
- Какие буквы называются орфограммами?
_Как вы понимаете выражение «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?
Учитель даёт образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчёркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя – та, которой определяется её выбор.
Запись образцов обозначения (объяснения) орфограммы:
ходить – ход
V. Записать по два примера с орфограммой в корне и окончании.
VI. На доске записаны слова. Учащиеся должны вначале прочитать только те из них, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на обработку умения учащихся «видеть» орфограмму в слове, т.е. «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)
Затем слова, в которых нет орфограммы в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически обозначают орфограмму в корне. При подборе проверочных слов желательно использовать два способа: 1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. Ещё раз напоминаем о необходимости обязательно графически объяснять выбор буквы.
Стрела, скрип, глядеть, загадывать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд.
Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена : 1) изменение формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
VII. Упр. 23 письменно, один ученик работает у доски.
VIII. Объяснительный диктант (при записи диктанта безударные гласные в корне слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка шла по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озёра с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нём прогромыхали созревшие семена.
( По К. Паустовскому).
Домашнее задание: упр. 24; повторить слова, записанные в «Словаре корней».
Урок 2
Знать: о способах проверки написания безударных гласных корня.
Уметь: учитывать значение слова при подборе однокоренных слов и выборе гласной в корне.
- Каллиграфическая пятиминутка: Е, е.
- Проверка домашнего задания.
- На доске заранее написаны (или на экране монитора) слова:
волна вол
травить травы
частичный частный
- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика ? Почему?
IV. На доске заранее записаны слова. Выписать только те пары слов, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого. Выделить корни в этих словах.
Число – чистый
белизна – белый
спешить – спешка
ползти – польза
лепить – лепка
Делается вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
- Записать под диктовку слова, устно объяснив написание гласной в корне. Корень подчеркнуть.
Застеклить рамы (вставить стёкла в рамы), пломбировать зуб (вставлять пломбу), рисковать (подвергаться риску), отмечать (делать пометки в тетради), полезный урок (урок, который приносит пользу).
- Запись в «Словаре корней». Учитель объясняет значение слов долина, дол – пространство вдоль реки, расположение ниже окружающей местности («низ»). Даль, далеко – слова, противоположные по значению словам близость, близко и т.д.
Делается следующая запись (корни графически выделяются)
Дол (низ) Даль
долина, Подольск далёкий, дальний
(когда-то располагался отдалять, удалённый
по нижнему течению далече, далеко, удалиться,
реки), подол (низ платья), вдали
долой (сбросить, низвергнуть),
Устно с двумя-тремя словами составляются и записываются предложения.
- Записать под диктовку. Графически объяснить безударную гласную в корнях глаголов.
- Посветить фонарём, посвятить стихотворение, угостил конфетой, поседел от старости, посидел на скамейке, известил письмом, отворил дверь, отварили грибы, соединили провода.
- Домашнее задание : упр. 27; повторить слова из «Словаря корней».
Урок 3
- Каллиграфическая пятиминутка: З, з.
Запись в «Словаре корней» : слав - слова, славить, прославлять, прославление.
- Проверка домашнего задания.
- Контрольный словарный диктант. При записи слов учащиеся должны выделить корень, указать часть речи.
Преподаватель, долина, удивительный, объединиться, преодолеть, преподаватель, соединение, далёкой лес, удивиться, удалиться, единственный, задавать тон, продавать.
- Выразительно прочитать записанный на доске отрывок из стихотворения А. Майкова.
Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст…
- Выписать слова с проверяемой гласной в корне слова. Рядом написать проверочные слова.
- В каком слове безударная гласная в корне слова не проверяется ударением? (Настурций)
Записываем в «Словарь трудных слов»: настурция, оранжевый, аромат. Устно составляем с данными словами предложение.
- Чтение правила на с.15
- Упр. 29. Проверка его выполнения.
- Предупредительный диктант.
- В единении сила народа. 2) Потянул ветерок, воду морщит, рябит. (Никитин). 3) Машенька обвела удивительными глазами свою комнату. (Чехов). 4) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.
- Домашнее задание : упр. 31; повторить слова из «Словаря корней»
Урок 4
Знать : виды орфограмм (гласные в корне).
Уметь: определять вид орфограммы (гласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор гласной, проверяемой ударением (подбор разных форм слова или однокоренных слов с учётом значения слова) и не проверяемой ударением (справка в словаре или заучивание наизусть).
- Каллиграфическая пятиминутка: Ко, кл.
- Проверка домашнего задания
- На доске заранее записан (или на мониторе) текст.
Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударной гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы в корне.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуется, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин
(А. К. Толстой)
IV. Записать в «Словарь трудных слов» слова, проверив правильность из написания по словарю: директор, вестибюль, кабинет, картина, портрет. Устно составить с данными словами предложения.
- Составить таблицу: «Виды орфограмм (гласных) в корнях слов»
Учащиеся коллективно заполняют первую часть таблицы, затем самостоятельно – вторую часть, примеры берутся из стихотворения М. Рыльского, которое учитель вначале читает целиком, а затем по предложениям:
Уж первый снег проносится, белея.
И тихо падает . Уже вода
Застыла на поверхности пруда.
Листва редеет, и светлей аллея.
(М. Рыльский)
Один из учащихся выполняет эту работу на переносной доске или за компьютером. Это даст возможность быстро проверить правильность выполнения задания.
Вот как должна выглядеть запись в тетрадях и на доске (см. справа).
Вывод:
-Какие виды орфограмм (гласных) в корне вам известны?
Виды орфограмм (гласных) в корнях | Примеры |
| Белея – белый вода - воды листва – лист редеет – редкий светлей - светлый аллея |
- Какие способы проверки безударных гласных в корне вы знаете? Привести примеры.
VI. запись в «Словаре корней»:
тряс-
тряска, трясина, трястись, сотрясение, землетрясение, встряска.
VII.Объяснительный диктант.
Рябину называют осенней красавицей. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей лесов.
(По Н. Анучину).
Домашнее задание: упр. 37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне».
Урок изучения новой темы....
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".
Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.
Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....