урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.64 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, письмо под диктовку, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, снежинки для выполнения д/з

ИКТ:  презентация к уроку

Цель: Развитие орфографического умения написания слов с безударной гласной в слове.

Задачи урока:

 - формировать умения написания проверяемых безударных гласных в корнях слов;

 -актуализировать умения учащихся к выработке способа проверки безударных гласных в словах;

 - развивать самостоятельность, внимание, орфографическую зоркость, речь, оценивать себя, работать в парах;

воспитывать любовь к родному языку, аккуратность при оформлении записей в тетради.

Ход урока:

I. Организационный момент.

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

 – Уже закончился урок? (Нет!)

 – Только начался урок? (Да!)

 – Хотите учиться? (Да!)

 – Значит можно всем садиться!

II. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

- Какой сейчас урок? (письмо и развитие речи)

- Что мы делаем на уроке письма? (пишем, повторяем, объясняем)

- Для того, чтобы красиво написать, что необходимо сделать (подготовить руку)

III. Пальчиковая гимнастика

IV. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня: (слайд 1)

- Какое сейчас время года? (зима) (слайд3)

- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. (слайд 4)

Но это необычные снежинки.

- Что вы заметили? - Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений.    А, Е, О, И, Я. (слайд 5)

Вывод: мы красиво и аккуратно записали гласные буквы в тетрадь

- Отгадайте, кто пришел к нам. (слайд 4)

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

- Правильно, это Снеговик. Он сегодня пришел к нам в гости, будет проверять, как мы усвоили материал.

1-задание

Снеговик подарил  вам снежинки (одну на парту с одним словом). Какое задание нужно выполнить?

(вставить пропущенные буквы)

- Работа в парах. (Вставляют буквы, зачитывают вслух)

- Какое правило используется в этих словах? (Правописание безударных гласных в слове)

- проверка(слайд 7)

- оценивание правильности выполнения задания

VI. Постановка задач урока.

- Как вы думаете, с каким правилом связана наша сегодняшняя тема урока? (слайд 8)

Тема урока: «Правописание безударных гласных в слове»

Чему мы должны учиться на уроке? (правильно писать слова с безударными гласными в слове, подбирать проверочные слова) (слайд 9)

Что для этого необходимо знать:

  1. Правило правописания безударных гласных в слове.

Что мы должны уметь:

1. Ставить ударение.

  1. Определять безударные гласные
  2. Подбирать проверочные слова
  3. Правильно оформлять запись в тетради.
  4. Оценивать свои работы

Что должны развивать:

  1. Речь
  2. Мышление
  3. Орфографическую зоркость

VII. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. (слайд 10)

(учащиеся 1 ряда задают вопрос, учащиеся 2 ряда отвечают)

Что надо проверять? Гласные  А, О, И, Е, Я

Где надо проверять? В середине слова

Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

Чем надо проверять? Проверяем ударением

- Вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым мы пользуемся на уроке. (слайд 11)

- Итак, вот  слово ЗИМА

- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

- Затем поставим ударение.

- Определим безударную гласную.

- Подбираем проверочное слово.

- Что значит подобрать проверочное слово? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

Вывод: так как же подобрать проверочное слово?

VIII. Работа над темой урока

2-е задание

-Снеговик оставил мне слова, чтобы я их вам продиктовала, а вы правильно записали

- Письмо слов под диктовку: Зима, снега, ветра, холод, леса, нора.

-  Взаимопроверка (слайд 12) (с объяснением)

- Проверка качества выполнения.

Вывод: Какое правило мы использовали при выполнении этого задания?

Электронная физминутка для глаз (слайд 13)

IX. Упражнения. Работа по учебнику

3-е задание. (слайд 14)

Снеговик приготовил еще одно задание, которое  дано в учебнике (упражнение14   на стр.  87)

- Используя алгоритм, выполните упражнение  

  1. Чтение задания
  2. Повторение задания
  3. Фронтальное выполнение задания у доски (1 столбик, 2 столбик – самостоятельно в тетради)
  4. Проверка (слайд 15)

Вывод: Как же нужно проверять слова с безударной гласной?

  1. Оценка качества выполнения

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились.

4- задание. Тестирование (слад 16)

- Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания. Это задание выполним устно

- Возьмите свои снежинки. Покажите мне под каким номером находиться  правильный ответ

1.  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) сады - сад                              в) меха - мех

б леса - лесной                              

2) В каком слове допущена ошибка?

а) морской                                         в) слеза

б) лидяной                                        

3) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

а) камушки                                       в) стрелки

б) деревья                                        

- Молодцы. Если у вас есть ошибки, не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Вывод:  предложенные задания  учили нас как правильно писать слова с безударной гласной

 Снеговик уже приготовил следующее задание, а мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку 

Физкультминутка.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Диму кинули снежком,

В Иру кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

XI. Работа с текстом.

5-е задание

- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте. (слайд 17)

- Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

- Восстановите самостоятельно текст и вставьте пропущенные буквы.

         Красив русский лес з_мою! Поб_лели  п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые лежат под д_ревьями сугробы.

- взаимопроверка текста (слайд 18)

Вывод: Каким правилом пользовались при выполнении задания?

XII. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Какая тема урока была?

Посмотрим всели задачи выполнили? (слайд 19)

Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока, повторяя материал (слайд 20)

XIII. Рефлексия. 

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке. (слайд 21)

Я все понял, могу работать по алгоритму.

Я все понял,  но у меня остались вопросы

Я ничего не понял

Д/З       (слайд 22)

Дома напишите письмо Снеговику. Напишите свое желание на снежинках.  И будем надеяться, что оно исполнится.

сн.га

в.тра

з.ма

л.са

х.лод

Тест.

1  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) сады - сад                              в) меха - мех

б) леса - лесной                              

2) В каком слове допущена ошибка?

а) морской                                         в) слеза

б) лидяной                                        

3) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

а) камушки                                       в) стрелки

б) деревья                                          

Тест.

1  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) сады - сад                              в) меха - мех

б) леса - лесной                              

2) В каком слове допущена ошибка?

а) морской                                         в) слеза

б) лидяной                                        

3) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

а) камушки                                       в) стрелки

б) деревья                                          

Тест.

1  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) сады - сад                              в) меха - мех

б) леса - лесной                              

2) В каком слове допущена ошибка?

а) морской                                         в) слеза

б) лидяной                                        

3) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

а) камушки                                       в) стрелки

б) деревья                                          

        ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали: 

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали: 

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы  специальных ( коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовитель...

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...