Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Предлог как часть речи
Учитель русского языка и литературы Шадрина Ирина Сергеевна
Цель:
- формирование умения узнавать предлоги, различать производные и непроизводные предлоги;
- развивать навыки орфографической зоркости, связную речь на лингвистическую тему;
- воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование:
- карточки для проведения самостоятельной работы во время морфологической разминки;
- таблицы «Служебные части речи», «Непроизводные и производные предлоги».
Ход урока:
- Орг. Момент
- Объяснение темы и задач урока:
- Сегодня на уроке мы пополним свои знания о предлоге как о служебной части речи и научимся различать производные и непроизводные предлоги.
А значит, вы можете ответить на мои вопросы:
- Какие самостоятельные части речи вы знаете?
- Какие знаете вы служебные части речи?
- По какому признаку происходит деление частей речи на самостоятельные и служебные?
- Спасибо за полные ответы.
А сейчас проведем морфологическую разминку, которая покажет, насколько хорошо вы знаете части речи.
Морфологическая разминка.
- Перед вами лежат карточки с заданиями, прочитайте задания. Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: прилагательное, существительное, союз, местоимение. Найдем лишнее. Объясните, почему союз – лишнее слово. По такому же принципу вы выполняете 1 задание. Во 2 задании вы должны определить по характеристике части речи, например: Эта часть речи обозначает предмет (Существительное).
- Итак, подписываем листочки и начинаем выполнять задания, поторопитесь, время ограничено. Время выполнения – 4 минуты. Время вышло работы сдали, а теперь давайте проверим, как вы справитесь с заданием.
1. Найди «лишнее».
а) глагол, деепричастие, наречие, местоимение;
б) существительное, наречие, местоимение, числительное;
в) глагол, наречие, местоимение, предлог
* деепричастие – форма глагола; наречие – неизменяемая часть речи; предлог – служебная часть речи.
2. Узнайте часть речи (или особую форму глагола):
а) может иметь 2 –е формы времени, кроме будущего (причастие);
б) имеют 3 лица, склоняются (личные местоимения);
в) неизменяемая самостоятельна часть речи (наречие);
г) бывают собственные и нарицательные (сущ.);
д) при них употребляются частица «бы» (глагол);
е) среди них есть неопределенные (местоименные);
ж) слово этой части речи является подлежащим в пословице «Семеро одного не ждут» (числительн.);
з) помогают существительным склоняться (предлоги)
Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 124, находим упр. 278
- Прочитайте первое предложение.
- Определите, какой частью речи являются слова в этом предложении.
- Выполняем упражнение далее по цепочке.
- Читаем первое слово, какой частью речи оно является?
Текст:
Княжна молча встала с кресла, и первая вышли из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом.
- Назовите предлоги, которые нам встретились.
3. Объяснение нового материала.
- Итак, тема нашего урока «Предлог как часть речи».
- Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока. Всё записано на доске, списывайте внимательно.
- Какие части речи называются служебными?
- Какие вы знаете служебные части речи? Назовите их.
Служебные части речи – это предлоги, союзы и частицы.
- Предлог
- выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Пример: был В музее, НА выставке, У друга
- Союз
- связывает однородные члены:
Пример: Купим хлеб И молоко.
- связывает простые предложения в составе сложного.
3. Частица
- вносит различные оттенки значения в предложении.
4. Общее:
- Не называют никаких явлений действительности.
- Не изменяются.
- Не являются членами предложения.
- Теперь на стр. 125 выполним упр. 279 по вариантам, 1 вар. Выполняет задание под цифрой 1, а 2 вариант выполняет задание под цифрой 2. Для выполнения задания нам необходимо составить таблицу. Итак, делим страницу на 3 части.
вариант | предлог | союз | частица |
1 | с | и | не |
и | |||
2 | на | и | же |
без |
- Какие же вы выписали служебные части речи? (1,2 вариант)
- Называет варианты 1 вариант.
- Называет варианты 2 вариант.
- Скажите, для чего служат предлоги?
- Теперь выполним упр. 280, стр.125
- Прочитайте текст телеграммы. Слова какой служебной части речи в них пропущены? (предлоги).
- Как вы думаете, почему? (Они не несут смысловой нагрузки, они устанавливают отношения между словами).
- А теперь давайте вставим недостающих частей речи устно.
Ответьте на вопросы:
- Перечислите названия падежей русского языка. Какое из них образованно от слова предлог? (пердложный).
- Приведём примеры сочетаний:
- «предлог + сущ.» - в доме, за школой
- «предлог + местоимение» - с нами, у меня
- «предлог + числит.» - к одиннадцати
- С какими частями речи предлоги сочетаются?
- С какими частями речи предлоги не сочетаются?
- Устное закрепление определения «предлог».
- Теперь, давайте с вами дадим точное определение ПРЕДЛОГУ, а для этого обратите внимание на стр. 126, прочитайте определение, а так же 1 предложение после определения. Итак, что же такое ПРЕДЛОГ? (чтение).
5. Углубление знаний о предлоге.
Все предлоги делятся на 2 группы.
1 группа – НЕПРОИЗВОДННЫЕ предлоги (БЕЗ, В, НА, ДЛЯ, ЗА, ИЗ, К, НАД, О, ОБ, ОТ, ПОД, ПРЕД, ПРИ, ПРО, У, С, ЧЕРЕЗ). – появились в русском языке сами по себе. Они могут употребляться с разными падежами:
Работать(где? на чем?) на фабрике ( П.п.)
Надеяться (на кого?) на сестру (В.п.)
2 группа предлогов, это предлоги ПРОИЗВОДНЫЕ – они образованны путём перехода самостоятельной части речи в служебные, утратить лексическое значение и морфологические признаки:
Возле реки (из наречия), вдоль дороги (из наречия), насчёт работы (предлог+ сущ.), в продолжение дня (сущ.), несмотря на болезнь (дееприч.), благодаря дождю ( дееприч., Д.п.).
- А теперь давайте посмотрим, что об этом говорится в учебнике (стр. 126), итак начинаем читать со слов: «Предлоги бывают производные и непроизводные…».
- Итак, давайте вместе с вами теперь по плану расскажем, что мы сегодня узнали о предлоге.
План
- Предлог как часть речи.
- Производные и непроизводные предлоги (примеры).
Возможный ответ по плану:
- Предлог – это служебное слово, указывающее на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
- Предлоги бывают производные - они образов. Путём перехода самостоятельной части речи в служ., утратив лексическое значение и морфологические признаки (вдоль дороги), а непроизводные предлоги – они необразованы из самостоятельных частей речи (за, к, на).
- Заслушивание желающих.
6. Итог:
- Сегодня мы на уроке познакомились мы с такими понятиями как «предлог», а также узнали, что бывают предлоги ПРОИЗВОДНЫЕ и НЕПРОИЗВОДНЫЕ.
7. Инструктаж домашнего задания:
- Открываем дневники, записываем задание: стр. 126 – учить, упр 284 (3 произв. предл./ 3 непроизв. предл.).
- Открываем учебник, смотрим на задание: вам необходимо выписать из толкового словаря русского языка примеры непроизводных и производных предлогов (7 – 10 примеров), а с 3 произв. и 3 непроизв. предлогами составть письменно предложения.
- Оценки за урок.
Таблицы
Служебные части речи | ||
Предлог | Союз | Частица |
Выражает зависимость сущ-ого, числит-ого и местоимения от других слов в словосочетании и предложении | 1.Связывает однородные члены. 2.простые предложения в составе сложного | 1.Вносит различные оттенки значения в предложения. 2. Служит для образования наклонений глагола условного и повелительного. |
был В лесу НА выставке У друга |
2 - Наступила осень, а листья на деревьях были зелеными. Мы вернулись домой, когда пошёл дождь. | 1 - ли, разве, неужели –вопрос; что за, как – восклицания и др.; 2- сыграл бы – условное; пусть растёт – повелительное. |
Предлоги | |
непроизводные | производные |
Не образованы из самостоятельных частей речи | Образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утратив лексическое значение и морфологические признаки |
Без, у, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через. | Возле реки, вдоль дороги, насчет работы, в продолжение дня, несмотря на болезнь. |
Могут употребляться с различными падежами: работать на фабрике (П.п.), надеяться на сестру (В.п.) | Обычно употребляются с одним падежом: благодаря дождю (Д.п.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи. Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....
Конспект урока по русскому языку «Причастие как часть речи» 7 класс
Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие"....