Урок русского языка в 5 классе по теме: «Упражнение в различение приставок и предлогов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Целью урока является усвоение новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_pristavok_i_predlogov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Упражнение в различение приставок и предлогов»
Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;
Ход урока
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
- Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие . Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы
На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание.( слайд 1)
- Подбери слово, близкое по значению (синонимы) устная работа
Верный друг 1.Преданный Верный выстрел 1 Громкий
2. Старший 2 Меткий
3. Новый 3 Раскатистый
4. Весёлый 4 Сегодняшний
5. Старый 5 Тихий
Верное средство 1 Русское
2 Прочное
3 Испытанное
4 Интересное
5 Забытое
- Ребята, как вы понимаете слово раскатистый ? (Прерывистый , громкий звук)
- Как называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали ? (синонимы)
- Как употреблено слово верный ? (в разных значениях, многозначность слов)
- С первым заданием мы успешно справились.
- Вторая остановка. (слайд 7)
- Чистописание
Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа)
Двадцать шестое октября.
Классная работа
О о о ( Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)
По от об о под около
- Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (предлоги и приставки)
- Так приставки или предлоги?
Где приставка ? Где предлог?
Кто бы нам понять помог!
-Третья остановка
- Словарно – орфографическая работа
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1 Можно разделить на словарные слова и не словарные
2 На глаголы и существительные
3 На слова с приставками и слова с предлогами
Беседа:
- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах . (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )
-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)
- Спишите словосочетания.
- Подчеркните предлоги и выделите приставку ( Взаимопроверка по слайду)
4.Физминутка
5 Работа в паре
Дети получают карточка на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.
Карточка № 1
Предлоги Приставки
1 Часть речи 1. Часть слова
2 Можно вставить вопрос или 2 Нельзя вставить вопрос или
другое слово другое слово
3 Не дружат с глаголами 3. Дружат с глаголами
4 Пишутся раздельно 4. Пишутся слитно
Закончили, поменялись с соседней партой и проверяем по слайду.
Следующая остановка – индивидуальная работа.
Возьмите карточки №2.Прочитайте текст на карточке.
-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?
-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ?
- Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте
6. Индивидуальная работа
- Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки. - Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги. --------------------------------
Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца. Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила. карточка № 2 |
- Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку.
- Поменяйтесь листочками . Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.
- Сдайте работы
7. Работа с учебником. Стр. 66 упр. 115
- Читаем задание. Упражнение разбирается по предложениям.
(загудел, зашипело, по лесу, побежала, налетел, закачались, с еловых лап, полетели, посыпал, завился,, продолжалась, залепила)
- Подбери к словам , где это возможно однокоренные существительные в единственном числе без приставок
(гудок, шипение, бег, полёт, качка, сыпь, , виток ,лепка
8. Домашнее задание стр. 67. Упр. 116
9. Итог урока
Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах
- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....