урок развития речи в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Невская Татьяна Петровна

Данная разработка урока развития речи по теме "Описание внешности человека "содержит материал , помогающий учителю подготовить учащихся к сочинению по этой теме. Предлагается описать внешнось одноклассника и научить составлять рабочие материалы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_7_klasse.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе

Сочинение – описание внешности человека

Цели урока : 1) закрепить умение семиклассников пользоваться  причастными оборотами в своей речи ;

                       2) учить отмечать в описании человека самое яркое , индивидуальное , характерное .

                            Ход урока.

1.Сообщение целей урока.

Сейчас я предлагаю вам послушать сочинение , написанное мною об одном из вас . Попытайтесь догадаться , о ком идёт речь .

Прозвенел звонок с первого урока , и через несколько минут в кабинет русского языка вошёл светловолосый худенький мальчик, тащивший тяжёлый портфель .Он медленно , со вздохом сел за свою парту, неохотно достал тетрадку, учебник , карандаш и ручку . Лицо , выражавшее досаду ,приняло унылый вид.

 Громко прозвеневший звонок, возвестивший о начале второго урока, заставил встрепенуться мальчика. Смуглое , загорелое  с лета лицо стало сосредоточенным ,светло- голубые глаза внимательно смотрят на учителя , губы плотно сжаты.

 На доске записано предложение для синтаксического разбора. Кого же вызовут к доске? И вот уже весь класс следит за его рукой , подчёркивающей главные и второстепенные члены предложения.Отвечает он торопливо ,как бы боясь того ,что учитель сейчас перебьёт.

 Но вот ученик снова на своём месте, потирает руками щёки , слегка разрумянившиеся от волнения .Видно , что ему жарков своём толстом шерстяном свитере .Зимняя одежда придаёт ему несколько скованный вид .Немного странно видеть его таким.

Летом он совсем другой: подвижный , энергичный , одетый в красного цвета футбольную форму, с воодушевлением гоняющий мяч по школьному стадиону, умело забивающий голы в ворота противника .

Вот таким разным может быть человек в зависимости от ситуации

 Вопрос. Узнали одноклассника ? По каким признакам ?

Дать портретную характеристику человека не так-то просто. Этому нужно учиться . А помогут нам в этом классики нашей литературы. Не так давно мы с вами писали выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» , которое называлось «Отец».

Вопрос. Вспомните на какие особенности внешности героя обращает внимание писатель ?

Вопрос .Можно ли по портретным деталям догадаться о трудной судьбе человека ?

2.Чтение отрывка из повести А.С.Пушкина  «Станционный смотритель» .

Итак , ещё раз прочитаем , каким увидел Иван Петрович Белкин Самсона Вырина .(Текст размножен и роздан на каждую парту)

«смотритель спал под тулупом ; мой приезд разбудил его , он привстал .Это был точно Самсон Вырин ; но как он постарел ! Покамест собирался он переписывать мою подорожную , я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог нади- виться , как три или четыре года могли првратить бодрого мужчину в хилого старика»

Вопросы .

а)Каково общее впечатление от образа Самсона Вырина ?

б) На какие черты внешности Самсона Вырина обратил внимание Иван Петрович Белкин ?

в) О чём вам говорит такая портретная деталь , как «давно небритое лицо» ?

3. Вывод: описывая внешность ,  нужно отмечать яркое , особенное; оно может проявляться в том , как человек ходит , сидит , работает , играет , разговаривает , в выражении глаз , улыбке , в том , как человек одевается и т.п.

4.Собирание материала к сочинению.(Упр. 145)

Задание : постарайтесь использовать причастные обороты .

При заполнении таблицы обращается внимание на правописание причастий и других слов с трудными написаниями.

Рост

Высокий , средний , низкий

Поза

Прямо сидящий за партой , склонивший голову над книгой ,ровно держащий спину , откинувшийся на спинку стула и т.д.

Лицо

Нос ,усыпанный веснушками ;щёки , разрумянившиеся от мороза ; брови , изогнутые дугой ; лукаво смотрящие глаза и т. д.

Волосы

Гладко причесанные , коротко подстриженные .заплетённые в косу , взлохмаченные , уложенные в красивую причёску и т. д.

Руки

Чисто вымытые , с аккуратно подстриженными ногтями ,грязные и т. д.

5. Д/з : упр. 146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи "Что же нужно для счастья человеку?.."

Разработка открытого урока развития речи...

урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"

Творческие мастерские         Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...

Урок развития речи "Выборочное изложение с описанием внешности человека"

Урок развития речи для учащихся 7-х классов. "Выборочное изложение с описанием внешности человека"...

Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс

анализ по теме  " Описания внешности человека"...