урок развития речи в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме
Данная разработка урока развития речи по теме "Описание внешности человека "содержит материал , помогающий учителю подготовить учащихся к сочинению по этой теме. Предлагается описать внешнось одноклассника и научить составлять рабочие материалы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_7_klasse.docx | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе
Сочинение – описание внешности человека
Цели урока : 1) закрепить умение семиклассников пользоваться причастными оборотами в своей речи ;
2) учить отмечать в описании человека самое яркое , индивидуальное , характерное .
Ход урока.
1.Сообщение целей урока.
Сейчас я предлагаю вам послушать сочинение , написанное мною об одном из вас . Попытайтесь догадаться , о ком идёт речь .
Прозвенел звонок с первого урока , и через несколько минут в кабинет русского языка вошёл светловолосый худенький мальчик, тащивший тяжёлый портфель .Он медленно , со вздохом сел за свою парту, неохотно достал тетрадку, учебник , карандаш и ручку . Лицо , выражавшее досаду ,приняло унылый вид.
Громко прозвеневший звонок, возвестивший о начале второго урока, заставил встрепенуться мальчика. Смуглое , загорелое с лета лицо стало сосредоточенным ,светло- голубые глаза внимательно смотрят на учителя , губы плотно сжаты.
На доске записано предложение для синтаксического разбора. Кого же вызовут к доске? И вот уже весь класс следит за его рукой , подчёркивающей главные и второстепенные члены предложения.Отвечает он торопливо ,как бы боясь того ,что учитель сейчас перебьёт.
Но вот ученик снова на своём месте, потирает руками щёки , слегка разрумянившиеся от волнения .Видно , что ему жарков своём толстом шерстяном свитере .Зимняя одежда придаёт ему несколько скованный вид .Немного странно видеть его таким.
Летом он совсем другой: подвижный , энергичный , одетый в красного цвета футбольную форму, с воодушевлением гоняющий мяч по школьному стадиону, умело забивающий голы в ворота противника .
Вот таким разным может быть человек в зависимости от ситуации
Вопрос. Узнали одноклассника ? По каким признакам ?
Дать портретную характеристику человека не так-то просто. Этому нужно учиться . А помогут нам в этом классики нашей литературы. Не так давно мы с вами писали выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» , которое называлось «Отец».
Вопрос. Вспомните на какие особенности внешности героя обращает внимание писатель ?
Вопрос .Можно ли по портретным деталям догадаться о трудной судьбе человека ?
2.Чтение отрывка из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» .
Итак , ещё раз прочитаем , каким увидел Иван Петрович Белкин Самсона Вырина .(Текст размножен и роздан на каждую парту)
«смотритель спал под тулупом ; мой приезд разбудил его , он привстал .Это был точно Самсон Вырин ; но как он постарел ! Покамест собирался он переписывать мою подорожную , я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог нади- виться , как три или четыре года могли првратить бодрого мужчину в хилого старика»
Вопросы .
а)Каково общее впечатление от образа Самсона Вырина ?
б) На какие черты внешности Самсона Вырина обратил внимание Иван Петрович Белкин ?
в) О чём вам говорит такая портретная деталь , как «давно небритое лицо» ?
3. Вывод: описывая внешность , нужно отмечать яркое , особенное; оно может проявляться в том , как человек ходит , сидит , работает , играет , разговаривает , в выражении глаз , улыбке , в том , как человек одевается и т.п.
4.Собирание материала к сочинению.(Упр. 145)
Задание : постарайтесь использовать причастные обороты .
При заполнении таблицы обращается внимание на правописание причастий и других слов с трудными написаниями.
Рост | Высокий , средний , низкий |
Поза | Прямо сидящий за партой , склонивший голову над книгой ,ровно держащий спину , откинувшийся на спинку стула и т.д. |
Лицо | Нос ,усыпанный веснушками ;щёки , разрумянившиеся от мороза ; брови , изогнутые дугой ; лукаво смотрящие глаза и т. д. |
Волосы | Гладко причесанные , коротко подстриженные .заплетённые в косу , взлохмаченные , уложенные в красивую причёску и т. д. |
Руки | Чисто вымытые , с аккуратно подстриженными ногтями ,грязные и т. д. |
5. Д/з : упр. 146.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок развития речи "Что же нужно для счастья человеку?.."
Разработка открытого урока развития речи...
урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"
Творческие мастерские Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Урок развития речи "Выборочное изложение с описанием внешности человека"
Урок развития речи для учащихся 7-х классов. "Выборочное изложение с описанием внешности человека"...
Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс
анализ по теме " Описания внешности человека"...