урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Творческие мастерские
Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Напомню, что при традиционной организации урока источником знания является учитель. При использовании данной технологии существенно изменяются роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник. А самое важное, что открытия, озарения в мастерской обязательно случаются. Сверяя старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 269.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Свободненская средняя общеобразовательная школа
«С доброты человек
начинается»
учитель русского языка и литературы
Севостьянова Ольга Николаевна
2014 учебный год
Тема: «С доброты человек начинается». (Подготовка к сочинению-рассуждению.)
Цели:
Образовательные:
- Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
- продолжить работу над формированием навыков построения сочинения - рассуждения.
- Познакомить учащихся с понятием "доброта".
Развивающие:
- Развивать у учащихся связную речь (устную и письменную), творческие способности, познавательные способности - речь, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к русскому языку;
- Воспитывать чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.
«Главное делать людям добро,
пусть маленькое, но добро,
каждый день, каждый час,
чтобы своим существованием
облегчить людям жизнь»
А. Лиханов
Ход урока.
- Организационный момент. Индукция.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть.
Сегодня у нас урок развитие речи и нам предстоит серьёзная, но очень интересная работа.
- Скажите, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Сейчас я вам тоже раздам копилки, только необычные – приложение №1.
Сегодня мы наполним эту копилку. Как вы думаете, чем, если у нас урок развитие речи? Словами и мыслями. Мы как мастера будем создавать текст.
- Актуализация знаний.
1). Фронтальная беседа.
Учитель: А что такое текст? Каковы его признаки?
( Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Какие типы текста мы знаем?
- Что характерно для сочинения-рассуждения. Из каких частей оно состоит?
(Из трех частей: тезис, доказательство, вывод) – приложение №2.
Посмотрите на алгоритм сочинения – рассуждения и обратите внимание, как взаимосвязаны все части – одна вытекает из другой.
2). Самоконструкция (запись слов по ассоциации)
Чтобы правильно формулировать (строить) предложения, нужны слова – помощники. Поэтому сейчас поиграем.
Игра «Соответствие» - приложение №3.
Что такое…
Таким образом ...
Во-вторых, …
Я думаю, что...
Помню, как-то..
Следовательно,…
Я убежден (уверен), что...
Во-первых, ...
Я считаю, что…
На мой взгляд…
Мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее…
Мы повторили главное о тексте. Можем теперь начинать создавать текст? А почему7
Учитель: Чтобы узнать тему, послушайте сказку:
В стародавние времена, когда Земля была молода и мало заселена, появилась на свете девушка по имени Любовь. Грустно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Власть, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Радость, пятую – Доброта. ( на листочках слова на доске)
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
УЧИТЕЛЬ: А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.
Звучит продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель: - Вы уже поняли, о чем пойдет речь на уроке?
О доброте. У нас УРОК ДОБРОТЫ.
3). Учитель: Тема нашего сочинения - «С доброты человек начинается».
- Социоконструкция (пополнение списка слов)
1). - Что же такое доброта? Посмотрим в толковые словари: Даля, Ожегова.
(работа в парах)
Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека.
- А в словаре Ожегова?
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, обратите внимание доброта, добродушие, отзывчивость. Что это за ряд слов?
(Синонимичный ряд).
- Вспомните, что такое синонимы?
(Слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению).
- Вспомните, какова роль синонимов в тексте.
(В тексте синонимы служат для разных целей:
1. Чтобы тоньше разграничить оттенки смысла и точнее назвать близкие, но различающиеся свойства;
2. Чтобы избежать повтора слов).
“Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
В. Гюго
Как вы понимаете их смысл?
2). Работа по составлению “солнца” добра.
Учитель:
- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “добро” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.
Терпимость Прощение Сотрудничество
к чужим мнениям,
поведению
ДОБРОТА Уважение
Сострадание человеческого
достоинства
Милосердие Толерантность
Уважение прав
других
(Солнце несет людям свет и тепло, так и доброта - качество - очень важное в людях. Проявляя его, люди освещают другим дорогу жизни. Каждое проявление доброты подобно лучику солнца. Чем больше будет в жизни проявлений доброты, тем ярче будет жизнь людей и т.д.)
- Запишите высказывание, которое вы можете использовать при подборе аргументов в сочинении
- Итак, что же такое доброта?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим. Доброта человека облагораживает, помогает ему в жизни)
3). О доброте мы узнаём из пословиц и поговорок. (работа в парах: составить пословицы)
- Добрые дела красят человека.
- Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Запишите одну понравившуюся вам пословицу в листок, помня, что они могут быть использованы вами в сочинениях.
4). "Жизнь дана на добрые дела", - гласит русская пословица. Владимир Мономах - великий князь Киевской Руси (1113 -1125), по воспоминаниям современников, "самый добрый государь, самый сострадательный благодетель бедных", как бы продолжает эту мысль: Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. (Мономах).
- Как вы понимаете его слова?
В литературных произведениях много примеров проявления доброты, сострадания, милосердия.
Какое произведение, как пример, вы можете назвать?
Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей в рассказе В.Г. Короленко «В дурном обществе»?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, друг - это и будет проявление доброты. Совершать добрые дела надо, не задумываясь над этим.
5) Послушайте стихотворение и определите его основную мысль.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле.
(А. Лесных)
(Проявление доброты - это счастье. Добротой мы живем. Это еще одна очень важная мысль, которая может быть одним из аргументов в вашем сочинении).
- Итак, доброта приносит людям радость, счастье.
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Л.Н. Толстой
-Запишите основные мысли.
Какой мы можем сделать вывод? Почему доброта необходима человеку?
- Рефлексия.
Посмотрите, что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Помните:
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
7. Итог занятия.
- Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека?
- В сердце!
- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: «С доброты человек начинается»
«Волшебный сундучок» выносит Мастер.
Дети выбирают добрые сердечки из волшебного сундучка, чтобы подарить их своим друзьям с добрыми словами.
Приложение 1.
Композиция | Слова-помощники | Смысловые конструкции |
Приложение 2.
Приложение 3.
Таким образом,...
Во-вторых, …
Я думаю, что...
В-третьих,…
Следовательно,…
Я убежден (уверен), что...
Во-первых, ...
Я считаю, что…
Памятка
Как писать сочинение-рассуждение
Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.
В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.
Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.
Слова-помощники
Я думаю, | Может быть,
По моему мнению, | Наверное,
Я считаю, | Пожалуй,
---------------------------------------------------------------------------------------
Памятка
Как писать сочинение-рассуждение
Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.
В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.
Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.
Слова-помощники
Я думаю, | Может быть,
По моему мнению, | Наверное,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи. Описание внешности человека
Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...
Урок развития речи "Описание внешности человека"
Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...
Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"
Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....
Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"
На данном уроке учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»
middot; дать понятие о словесном портрете;· повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...
Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".
обучение составлению описания человека в художественном стиле...
Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс
Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...