Урок-путешествие по острову "Морфемика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Этот урок можно провести как урок обобщения по теме "Морфемика" или как внеклассное мероприятие по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_po_ostrovu_morfemika_5_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие по русскому языку
на тему:
«Повторение и обобщение по теме
«МОРФЕМИКА».
5 класс
Учитель: Варнина Н.А.
МБОУ СОШ №24 г.Ковров.
Цели: Повторить и обобщить материал по теме «Морфемика».
1.Повторить:
- что такое морфема;
- известные части слова и их определения;
-изученные по теме орфограммы.
2.Продолжить работу над формированием умений:
-находить однокоренные слова;
-отличать формы слова и родственные слова;
-определять грамматическое значение слова по окончанию;
-выделять части слова и проводить морфемный разбор;
-правильно записывать слова на изученные орфограммы;
3.Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся.
4.Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.
Подготовка к уроку.
Учащиеся делятся на несколько команд, придумывают название команды, выбирают командира.
Оборудование:
Карта острова «Морфемика», карточки с заданиями, дерево с листочками разного цвета, маршрутный лист для команды.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Путешествуя по стране Лингвинии, мы делаем новую остановку.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать по острову Морфемика.
- Почему он так называется?
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вам известны?
Итак, путешествие начинается.
2.Остановка «Представь морфему».
Капитаны готовят рассказ об одной из морфем.
Вставьте в стихотворение пропущенные слова-термины, называющие морфемы.
Та часть слова, что изменяется,
… называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы ....
… слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят … власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем …
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратилась в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - … .
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
3.Остановка «Смотри в корень».
Прочитайте и разделите слова каждого ряда на две группы. Почему это возможно? Слова одной группы подчеркните одной чертой, а второй группы - двумя.
1.Берег, берег, приберегать, береговой, сберегательный.
2.Бережливость, побережье, набережная, сбережение, бережок.
3.Борьба, боровик, бор, оборонный, борец.
4.Воронка, проворонить, вороночка, вороний, ворона.
5.Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.
6.Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться.
4.Остановка «Найди родственника».
Выпишите сначала однокоренные слова, а потом формы одного и того же слова.
Подосиновик, осину, осинник, осиновый, осиннике, осиновым.
Травяным, травка, травянистый, травяного, травке.
5.Остановка «Определи часть речи».
Определи по морфеме часть речи.
1.-его, -ит, -е, -ет.
2.-ешь, -я, -ому, -ут.
3.-ая, -ете, -ят, -е.
4.-ему, -ит, -я, -ишь.
6.Остановка « Берег Приставки».
Приставка или нет? Выделите приставки в словах..
1.Ворваться, воевать, ворох, вогнать.
2.Добраться, домашний, доверить, доброта.
3.Озабоченный, оловянный, одеревенеть.
4.Предвидеть, предсказать, предмет.
5.Расписание, растение, расколоть.
6.Сотрудник, соловей, соединение.
7.Поездка, полоса, полеводство, полено.
8.Разбитый, разваленный, разный.
7.Остановка «Поселок суффиксов».
Отрывок из сказки О.Л.Соболевой и В.В.Агафонова «Тайна страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным».
Присоедините к корням данных слов суффиксы, подходящие по смыслу.
ИЗБ – А ЛЕД – ПЕНЬ -
УГОЛЬ – СМЕЛ – ЫЙ ЧИСТ - ЫЙ
КОРЗИН – А ГОЛУБ – ОЙ КАМЕНЬ –
Суффиксы:
-УШК- -ИНК- -ЕЦ-
-ЕК- -ЩИК- -ЯН-
-ИЗН- -ЕЦ- -ОСТЬ-
8.Остановка «Составь слово».
Образуйте слова с данными морфемами.
1.-СЯ, -БЛИЖ-, ПРИ-, -А-, -Л-,
2.-ЫЙ, -ОСТЬ-, -ЖАЛ-, БЕЗ-, -Н-.
3.-СЬ, -КАЗ-, -А-, ПО-, Л-, -О.
9.Остановка « Творческая».
Вставьте пропущенные буквы в данные ниже слова. Составьте с этими словами рассказ на тему «Утро в саду».
Ш…РОХ, Р…СТОК, ВЫР..СТИ, БЕ…ШУМНЫЙ, Ж…ЛТЫЙ,
ПРИЛ…ГАТЬ, Ц…ПЛЕНОК, АКАЦ…Я.
10.Остановка «Разбери слово».
Заполни таблицу данными словами:
ПОДОРОЖНИК, ОБЛАЧНОГО, ИЗГОРОДЬ, ВЫРУБКА, УЛИЧНЫЙ, ПЕРЕКРЕСТОК, ПЕРЕДВИГАЕТСЯ, ПРОСИГНАЛИТЬ, АСФАЛЬТОВОЕ, ОБОЧИНА.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
11. Подведение итогов.
-По какому острову мы путешествовали?
-Какие лингвистические термины повторили?
-Какие повторили орфограммы?
-Что нового вы узнали?
Рефлексия.
Давайте на нашем острове посадим дерево знаний.
Возьмите листочки для нашего дерева, которые будут соответствовать вашему настроению.
Зеленый – мне все понравилось
Красный – мне понравилось, но не все
Желтый – мне не все понравилось
Черный – мне ничего не понравилось.
Посмотрите, какое красивое получилось дерево.
Что вы для себя сегодня открыли?
Большое спасибо за работу. Всего доброго и удачи вам.
Маршрутный лист для команды.
Название остановки | ||||
Представь морфему | ||||
Смотри в корень | ||||
Найди родственника | ||||
Определи часть речи | ||||
Берег приставки | ||||
Поселок суффиксов | ||||
Составь слово | ||||
Разбери слово | ||||
Творческая | ||||
Общее количество очков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...