Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского. - М.: Просвещение, 2010 с учётом федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. Программе соответствует учебник «Русский язык. 9 класс»: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научный редактор Н.М.Шанский. - М. .: Просвещение, 2013. Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов единых для общеобразовательных учреждений РФ. По учебному плану предусмотрено 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_kl.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского. - М.: Просвещение, 2010 с учётом федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. Программе соответствует учебник «Русский язык. 9 класс»: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научный редактор Н.М.Шанский. - М. .: Просвещение, 2013. Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов единых для общеобразовательных учреждений РФ.
По учебному плану предусмотрено 3 часа в неделю, 102 часа в год.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений, навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В классах ЗПР наблюдается низкая мотивация к обучению, поэтому у учащихся имеются, как правило, немалые пробелы в знаниях. Наблюдается дефицит внимания, слабая его переключаемость, быстрая утомляемость. Учитывая западающие темы (правописание безударных гласных в корне, слитное и раздельное написание слов, - НЕ со словами и т.д.) в течение всего учебного процесса решаются следующие коррекционные задачи:
- коррекция связной речи, вербальной памяти, слухового и зрительного восприятия на основе упражнений;
- умение анализировать слова и предложения различной структуры;
- коррекция навыков работы по словесной и письменной инструкции, по алгоритму;
- развитие словесно-логического мышления;
- обогащение словаря.
Рабочая программа по русскому языку разработана с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка является соблюдение коррекционного и здровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по развитию связной речи учащихся, расширению активного словаря обучающихся. В соответствии с системой коррекционной работы школы и с учетом возможности содержания учебного материала на уроках проводится коррекционно-развивающая работа по развитию внимания, памяти, мышления обучающихся.
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: контрольные и проверочные диктанты и тестовые работы, словарные диктанты; изложения, сочинения.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса:
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. Просвещение, 2003.
- Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2003.
- Пучкова Л. И., Ю. М. Гостева. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь. М.: Просвещение, 2004.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку (методические рекомендации к учебнику). 9 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки. М.: Просвещение, 2006.
Литература для учащихся.
- Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. М. 2012.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М. 2009.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения. М.: Дрофа, 2006.
- Энциклопедия для детей.- Т.10: Языкознание. Русский язык. М. 2011.
- Энциклопедический словарь юного филолога./ Сост. М.В. Панов. М 2010.
Словари.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (Любое издание).
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 1994..
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. М.,1997.
- Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...