Урок русского языка по теме "Образование действительных и страдательных причастий"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка проводится в 6 классе по УМК Львовой С. И. При закреплении изученной темы проводится работа с текстом (анализ текста, в том числе по повторению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_prichast_doc.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Образование действительных и страдательных причастий.
Цели:
обучающая: повторение и закрепление орфографических и орфоэпических навыков, полученных ранее;
формирование умения находить в тексте причастия; умения различать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени по суффиксам и семантически;
развивающая: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся;
воспитательная: привлечь внимание школьников к проблеме милосердного и доброго отношения к животным; воспитание у детей милосердного и ответственного отношения к животным, предупреждения и борьбы с жестоким отношением к ним.
Оборудование: раздаточный материал
Ход урока:
- Организационный момент
- Орфоэпическая работа (задание на листах)
- Проверка орфоэпической работы.
изобретение обеспечение августовский
средства кружево бензопровод
баловать заржавевший поднявший
красивее начавший дремота
инструмент языковое (явление) языковая (колбаса)
- Фронтальный опрос:
- Что называют причастием? Приведите примеры.
- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.
- Что называют причастным оборотом? Приведите примеры
- Изучение нового. Проследите запись на доске.
Думающий – думать Предлагаемый – предлагать
Растущий – расту Приносимый - приносить
Строящийся – строиться Принесённый – принести
Прочитавший – прочитать Прочитанный – прочитать
Сшитый – сшить
Принесённый – принести
- От чего и при помощи каких суффиксов образуются причастия?
- Признак какого предмета по действию обозначают причастия из первого столбика, который сам совершает действие или он испытывает на себе действие другого предмета?
- Как вы думаете, какие из них будут действительные, какие – страдательные?
- Попробуйте дать определение действительных причастий и страдательных. (Правило)
- Выделите среди указанных причастий действительные и страдательные, распределите их по столбикам.
Занесённый предложенный
Открытый вспомнивший
Забираемый приносящий
Отколовшийся задуманный
Поющий шедший
Хранимый поспевающий
- Понаблюдайте, можно ли по суффиксам определить, какое это причастие: действительное или страдательное, наст. или прош. времени?
Наблюдение по таблице (раздаточный материал)
Причастия | Причастия | Причастия | Причастия | |
действительные | действительные | страдательные | страдательные | |
Глаголы | настоящее вр. | прошедшее вр. | настоящее вр. | прошедшее вр. |
переходные несоверш. вида | + | + | + | + |
непереходные несоверш. Вида | + | + | - | - |
переходные соверш. Вида | - | + | - | + |
непереходные соверш. Вида | - | + | - | - |
Основа глагола | настоящего времени | инфинитива | настоящего времени | инфинитива |
Суффиксы причастий | -ущ- | -ш- | -ом- | -н- -нн- |
-ющ- | -вш- | -ем- | -ен- | |
-ащ- | -им- | -енн- | ||
-ящ- | -т- |
- Что надо учитывать, образовывая причастия?
- Какие залоги причастий вы знаете теперь?
- Закрепление
Устная работа
- Образовать действ. прич. наст. вр. Сверкать, говорить, колоть, оценивать. Написать (нельзя, т.к. сов.в.)
- Образовать действ. прич. прош. вр. Прибыть, продать, ненавидеть, написать, нести
- Образовать страд. прич. наст. вр. Отправлять, прикрывать, решать, возводить. Написать (сов.в.)
- Образовать страд. прич. прош. вр. Встретить, встречать (н.в.), встретиться (непер.),медлить (медленный – это прилаг., т.к. медленнее). Замедлить (да). Взять (с основой на гласную)
Психологическая разминка
(Чтение стих-я из Интернета):
Она передвигалась еле-еле,
И как ещё душа держалась в теле?
Хозяин, чтоб от мук освободить,
Решил свою собаку утопить.
С большим трудом старушка в лодку села
И преданно ему в глаза глядела.
Булыжник в сетке за бортом висел,
А он петлю на шею ей надел.
Хозяин помнил, как она, бывало,
За палкой в воду радостно ныряла,
И вот сейчас, как бы играя с ней,
Он бросил палку, дав команду ей.
На миг она о старости забыла,
И бросилась за борт, что было силы,
Но лодка неожиданно в тот миг
Перевернулась под истошный крик.
Хозяин стал тонуть в шуге весенней,
Хоть было и не сильное теченье,
Но судорогой тело всё свело,
А тут ещё воронка, как назло.
Собака, чья петля в одну минуту
Каким-то соскользнула с шеи чудом,
Отважно тявкнув, ринулась нырять
И своего хозяина спасать.
На берегу вдвоём они лежали
И на ветру от холода дрожали,
А после, отдышавшись кое-как,
Он нёс свою собаку на руках.
С пословицей «Не рой другому яму…»
Ухаживал за ней до смерти самой.
И как-то раз нашёл её в кустах
С застывшей благодарностью в глазах…
Слово учителя. Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным.
Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен.
- А что такое милосердие? Дома вы поработали со словарем. Что означает это слово?
- Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие.
- Почему мы говорим об отношении к животным?
(Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью состояния человека и отношения ко всему живому. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека.)
Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст.
(1) Всюду в России очень много бездомных животных…(2) Большинство людей проходит ежедневно мимо несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. (3) Проходят мимо попавших в беду животных и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. (4) Даже если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. (5)Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? (6)Люди торопятся по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными. (7)А ведь поспешить на помощь попавшему в беду животному - естественный для любого нормального человека поступок. (8)Способов на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным.
(Интернет)
Задание: выписать причастия, определить залог, при помощи какого суффикса образовались, от какого глагола.
Задание на повторение:
- Из предложений 1-2 выпишите слово , образованное приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложения 2 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
- Из предложений 5-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Из предложения 3 выпишите глаголы 1 спряжения.
- Из предложения 4-5 выпишите глагол, употребленный в форме повелительного наклонения.
- Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
- Подведение итогов
- Д/з: упр. 648, повт. суффиксы прич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"
«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...
Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия прошедшего времени....
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные
Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...
Конспект урока по русскому языку «Н – НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»(в рамках деятельностного подхода) .
Учащиеся научатся формировать умения самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять новые знания по теме "Н-НН в ...
Рабочие материалы для урока русского языка по теме "Действительное и страдательное причастие"
Вариант рабочих материалов для урока....
Урок русского языка в 7 классе "Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме :"Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"...
Презентация к уроку русского языка 7 класс Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"....