Урок русского языка в 7 классе "Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_7_kl._suffiksy_stradatelnyh_prichastiy_nastoyashchego_vremeni.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени»
(7 класс)
Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).
Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: проектор, компьютер, дидактический материал.
Цели урока:
Познавательные универсальные учебные действия
- способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Регулятивные универсальные учебные действия
* способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
* принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
*контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
* адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Мотивация
- Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь.
2.Актуализация
-Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».
-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)
-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)
-Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?
У вас есть предположения? Догадались? Интересно?
Будем выяснять вместе.
3.Исследование языкового материала
- У каждого из вас есть карточка с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Прочитайте задание: вставить пропущенные буквы. Это слова какой части речи? (Причастие)
ДОСКА. Первая проблемная задача. После выполнения вставляем буквы коллективно. Самопроверка.
- У кого всё верно? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом) В какой части слова можно было допустить ошибки? (Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… ,)
-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные). Написание суффиксов дейсвительных причастий мы уже знаем. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.
- Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?
(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.)
Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске 2 человека, остальные в тетради).
действительные страдательные
грохочущий видимый
слышащий ведомый
строящий хранимый
рисующий решаемый
Итог первой проблемной задачи– классификация причастий
- Продолжим исследование. Вторая проблемная задача. В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем) Вспомним от чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий.
Чем различаются? (Суффиксами) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)
- Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажете, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?
строящий грохочущий
слышащий рисующий
- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )
- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.
Составляем опорную схему (от руки на доске)
Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.
-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .
-Опорная схема на карточках.
Прочитайте схему.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Постановка третьей проблемной задачи.
- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? ( Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике ). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?
Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)
Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).
Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)
5. Закрепление.
- - Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. ( Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории)
- Задание на доске (2 человека у доски, остальные в тетради)
- Взаимопроверка.
- Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:
Прикрывать-прикрывающий-прикрываемый
Решать-решающий- решаемый
Возводить-возводящий-возводимый
Оберегать-оберегающий- оберегаемый
Видеть-видящий - видимый
Карточки с заданиями сдаем на проверку.
6. Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?
Суффиксальная карусель.(распределите суффиксы по домикам)
8. Итог урока. Оценивание.
- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, прочитав параграф
От любых ли глаголов можно образовать причастия настоящего времени?
Домашнее задание::
Исследование «Родственные связи». Вставьте попущенную букву:
стро…щий , хран…мый, грохоч…щий, вед…мый, реша…мый
рису…щий, слыш…щий, вид…мый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"
Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"...
Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"
На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку русского языка "Действительные и страдательные причастия"
Для урока в 6 классе....
Презентация к уроку русского языка 7 класс Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"....
Презентация к уроку русского языка 7 класс Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс по теме "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"....
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....