Урок развития речи в 5 классе "Тайны цвета"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Галич Любовь Алексеевна

На уроке учимся 1. составлять описание предмета с учётом меняющейся  формы и   цвета; 2.развитивать ассоциативного мышления, воображения, письменную  и устную  речь,3. развивать  умение видеть и чувствовать прекрасное

Воспитываем  интерес к предмету,  к различным видам искусства, доброе отношение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tayny_tsveta_5_kl.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи: «Тайны цвета»( 5 класс)

Цель урока:  

1. Научить составлять описание предмета с учётом меняющейся  формы и   цвета;

2. развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи, умения видеть и чувствовать прекрасное;

3.воспитание интереса к предмету, доброго отношения к людям, интереса к различным видам искусства.

                       

                                                                Ход урока

Задание -  Прочитайте стихотворение выразительно, произведите его интонационный разбор.

                    Скажи,  скажи ,художник,

                     Какого цвета дождик,

                     Какого цвета ветер,

                     Какого цвета вечер?

                     Скажи,  какого цвета

                     Зима, весна и лето?

                     Ромашку сделать белой,

                     Гвоздику сделай красной,

                     Лилию – оранжевой ,

                     Жёлтым  - одуванчик.

                     И мы увидим    тоже:

                     Какого цвета дождик,

                     Какого цвета ветер,

                     Какого цвета вечер:

                     Поймём, какого цвета

                     Огромная планета!

Учитель:  - 1. Как вы думаете , о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О тайне цвета).

                   - 2. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение , на восприятие окружающего мира?

Беседа с классом:

1.Почему именно художника просит автор рассказать о цветной планете? (художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их краску)

2.Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни ? (Они создают свои произведения, они и позволяют нам узнать обо всей цветной планете).

3.Сегодня за работу на уроке вы будете  получать жетоны разного цвета. Определите , какого цвета могут быть такие оценки ,как «5», «4», «3», «2»?

Оказывается, каждая оценка создаёт своё цветовое настроение, значит , цветом можно выразить и настроение человека.

4.Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.

5.А можно ли определить и изобразить настроение цвета?

6.Изобразите мимикой и жестами следующие цвета: жёлтый, чёрный, розовый, красный?

7.А с какой геометрической фигурой ассоциируется каждый из этих цветов?

                                     Устное рисование

1.Какого цвета день, ночь, утро?

2.Художник А. А. Рылов назвал свою картину « Зелёный шум». Как вы думаете , что изображено на этой  картине? (На переднем плане- деревья, их яркую, сочную листву треплет летний тёплый ветер. Она шумит так, что заглушает все остальные звуки.

Учащиеся рассматривают картину

Цветом можно изобразить всё, даже музыку. Давайте рассмотрим нарисованные акварелью рисунки. Какая музыка слышится вам, когда вы смотрите на эти цветные линии?

Рисунок 1- слышаться звуки марша, так как красный цвет в сочетании с жёлтым придаёт музыке бодрость и задор.

Рисунок 2.- звучит вальс .Цвета: бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зелёный и розовый – ассоциируется с плавными и нежными звуками мелодии вальса.

Рисунок 3.-мы слышим звуки тяжёлого рока, так как здесь преобладают тёмные, тяжёлые цвета: тёмно-малиновый, фиолетовый, чёрный.

(Содержание музыкальной зарисовки будет зависеть не только от цвета , но и от формы этих линий)

Итак, зачем же нам даны цвета, какую роль они играют в нашей жизни, как влияют на наше настроение, как влияют на людей и их отношения?

1.В каком случае мы говорим «чёрные мысли», «голубые мечты», «серая личность»?

2.Какие ещё выражения вы знаете ,где цвет характеризует то или иное явление?

3.Какогоцвета может быть зло? Почему вы так думаете?

4.А какого цвета добро?

                                             Лексическая работа

Я думаю, что, наверное, очень добрый человек изобрёл вещицу, которая может только радовать и детей, и взрослых.

Задание:- Угадайте слово по его значению.

1.Оптический прибор- игрушка в виде трубки; состоит внутри из трёх продольных, сложенных под углом зеркал; при поворачивании трубки разноцветные стекляшки или камешки, находящиеся между зеркалами, образуют в них  путём отражения красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся по мере поворачивания трубки.

Калейдоскоп- восходит к греческим словам, означающим «красивый»+ «вид»+ «смотрю».

Учащиеся рассматривают узоры в калейдоскоп.

Задание:-Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создаёт и почему? Как при изменении формы узора меняется его цвет?

В описании вам помогут выписанные слова:

посредине                                                             расположены

внутри                                                                     образуют

вокруг                                                                      сливаются

рядом                                                                      находятся

по краям                                                                 разбросаны

ближе к центру                                                     размещаются

дальше                                                                     разбегаются

Неречевая творческая деятельность

  1. Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур.

Творческая работа

-Описать увиденный узор.

Д/З: Если цвет может характеризовать, то составьте такой рассказ, где вместо обычных прилагательных были бы только прилагательные, обозначающие цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"

Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Урок развития речи по картине Ф.П. Толстого "Цветы, фрукты и птица".

Знакомство с понятием "натюрморт", словарна работа по картине, биография художника....

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Презентация по русскому языку в 5 классе.Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Данная презентация  удобна в своем алгоритме при  подготовке к сочинению по картине....