Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_-_ostatki_raya_na_zemle.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи 6 класс
«Цветы – остатки рая на Земле…».
Используемые технологии: урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», использованы элементы технологии сотрудничества в составе малых групп (работа в парах), ИКТ (использована презентация к уроку)
Цели урока: 1) обобщение сведений о рассуждении как типе речи; продолжение работы по формированию умения строить систему доказательств и включать их в общую систему сочинения-рассуждения;
2)обогащение словарного запаса учащихся;
3) формирование орфографической зоркости и внимания;
4) развитие навыков коммуникативной и лингвистической компетенции.
Ход урока.
I этап технологии РКМЧП.
Вызов.
Слово учителя.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Красивые наследники природы-
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят…
С.Красиков.
Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.
1) Актуализация имеющихся знаний.
Задание 1
- Слово цветок – древнерусское. Подберите однокоренные слова к слову цветы.
Учитель читает значение слова, а дети пишут однокоренное слова в столбик. Если не знают, оставляют строчку пустой.
Текст учителя | Запись учеников в тетради. |
1. Корень слова «цветок» | 1. цвет |
2. Уменьшительно-ласкательное существительное от слова «цветок» | 2. цветочек |
3. Слово употреблялось в названии детской сказки в сочетании со словом «семицветик» | 3. цветик |
4. Клумба мужского рода | 4. цветник |
5. Женщина, продающая молоко – молочница, а продающая цветы | 5. цветочница |
6. Существительное, обозначающее то же, что и глагол цвести | 6 цветение |
7. Сложное существительное, тот, кто выращивает цветы | 7. цветовод |
8. Платок с рисунком в крупный цветочек | 8. цветастый |
9. Магазин, торгующий цветами, народ называет этим прилагательным | 9. цветочный |
Проверка записанных слов. СЛАЙД 2
- Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем.
- Если все слова написаны правильно, поставьте 5 на полях тетради; если допущено1-2 ошибки, поставьте 4; если 3-4 ошибки, поставьте – 3 балла.
2) Мотивация к дальнейшей деятельности.
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Можете ли вы догадаться и назвать мне тему нашего урока. (Дети предлагают варианты названий. Все они должны отражать тему цветов).
- Записываем тему урока в пустой строке.
3) Активизация деятельности учащихся.
- Цветов на земле огромное множество. Сколько из них знаете вы? Сейчас мы с вами подготовимся к орфографической дуэли: я покажу вам слайды с изображением цветов и с правильным написанием их названий. Ваша задача – запомнить, как выглядит цветок и как правильно написать его название. Для лучшего запоминания правописания мы будем проговаривать вслух слова.
Подготовка к орфографической дуэли. СЛАЙДЫ 4-15
Георгины, гиацинт, гладиолус, мать-и-мачеха, нарцисс, тысячелистник, незабудка, васильки, хризантема, орхидея, медуница, Иван-чай.
Орфографическая дуэль. Словарная работа. СЛАЙД 16 - 28
- Теперь начинаем «дуэль». Вы увидите только изображение цветов. Вам нужно правильно написать их названия.
СЛАЙД 29
- Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем. (Проверка по слайду на доске).
За каждое правильное слово поставьте себе по одному баллу на полях тетради.
Физкультминутка
II этап технологии РКМЧП.
Осмысление.
1) Формулирование собственной позиции.
Работа с текстом.
Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, ж..лтых, красных и даже ч..рных.
Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд..вительным зап..хом, есть хризантемы, есть душистые ландыши – жители леса.
И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог..ньки.
- А какие цветы любишь ты? Чем они тебя привлекают?
Напиши продолжение к данному тексту (2-3 предложения).
- Прочитаем несколько вариантов получившихся сочинений.
- Определите тип речи получившегося текста.
2) Размышление.
- Из каких основных частей состоит рассуждение?
- Найдите в тексте сочинения тезис.
- Найдите в тексте сочинения доказательство.
- Найдите в тексте сочинения вывод.
3) Закрепление полученных знаний (контролирующее задание)
Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.
Притча о цветке.
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».
Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.
За именем великих нужно разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
(С.А.Лукьянов)
- Какова основная мысль текста?
А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому.
Г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.
- Каков тип речи текста?
А) описание
Б) рассуждение
В) повествование с элементами рассуждения
Г) повествование.
- Что собой представляет последнее предложение текста?
А) Тезис
Б) Вывод
В) Мораль
- В каком предложении заключена основная мысль текста?
А) «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного»
Б) «Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее»
В) «За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы»
5. Какие средства выразительности использованы в тексте?
А) Эпитеты и гиперболы
Б) Метафора и эпитеты
В) Эпитеты, олицетворение, перифраза
Г) Инверсия, эпитеты
- Проверка теста. За каждый правильный ответ поставьте себе по одному баллу.
III этап технологии РКМЧП.
Рефлексия.
1. Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Чем вы занимались на этом уроке и чему научились?
2. Посчитаем результаты вашей работы:
- от 16 до 18 баллов – «4»
- от 19 до 21 баллов – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"
Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...
Конспект урока "Деление с остатком" 5 класс
Тема: «Деление с остатком» Класс: 5 Учебник «Математика» Веленкин и др. Тип урока: урок открытия новых знанийЦель ур...
Презентация "Цветы - остатки Рая на земле".
Эта презентация подготовлена мной с моими учениками для представления социально-значимого проекта, над которым работает наша гимназия. У каждого класса с 5 по 8 класс есть свой социально-значимый прое...
Технологическая карта уроков "Деление с остатком"
Конспект уроков по математике в 5 классе (И.И.Зубарева, А. Г.Мордкович, математика 5) в соответствии с требованиями к формированию УУДПредмет: математикаКласс: 5Тип 1урока: изу...
Презентация к уроку "Деление с остатком"
Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа....
конспект урока Деление с остатком (урок № 1)
конспект урока математики а 5 классе на тему "Деление с остатком" (урок №1)...