Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klassa_rya.docx | 108.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бажын-Алаакская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Бажын-Алаакская СОШ __________/____________ «_______ » __________ 2011г. В соответствии с Уставом школы | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Бажын-Алаакская СОШ _____________/______________ Приказ № ___от________2011 г. В соответствии с Уставом школы | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА на заседании методического объединения Протокол № ________ «____» ______________2011г. В соответствии с Уставом школы |
Рабочая программа
по русскому языку базовый уровень класс 5
Учитель Тюлюш Ульяна Суруновна
Квалификационная категория учитель II категории
Программа рассмотрена на заседании школьного МО _учителей русского языка__
Протокол от «____»____________2011 г № ________________
Руководитель школьного________________________( _________________________)
подпись расшифровка подписи
2011 - 2012 учебный год
Содержание рабочей программы
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 4
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 5 класс 7
Требования к уровню подготовки обучающихся 22
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки 23
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся 27
Приложения
Контрольно-измерительные материалы по курсу 28
Схема анализа орфографических ошибок в диктанте……………………………………………...38
Паспорт рабочей программы учебного курса русского языка, 5 класс
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса русского языка 5 класс.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ Бажын-Алаакская средняя общеобразовательная школа программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ Бажын-Алаакская средняя общеобразовательная школа программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ Бажын-Алаакская средняя общеобразовательная школа
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 170 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест, контрольный диктант с грамматическим заданием, творческое изложение.
Пояснительная записка
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
- Программа по русскому языку к учебнику под редакцией Х.Х.Сукунова, Л.А.Тростенцовой. Русский язык . Учебник для 5 кл. нац.шк. – СПб.: «Просвещение», 2000
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями, усвоение таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы промежуточного и итогового контроля в 5 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение по рисунку, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, контрольный диктант с грамматическим заданием, зачет.
Количество часов на изучение русского языка в 5 классе –170, из них –16 на развитие речи, на контрольные работы –11.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
в аудировании:
- воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
в чтении:
- читать тексты со снятыми языковыми трудностями изучающим способом чтения (при полноте восприятия до 90% и скорости чтения не ниже 50 слов в минуту);
- ориентироваться в содержании текста, пересказывать содержание текста, соблюдая интонацию, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
- определять тему текста, формулировать его основную мысль;
- членить текст на смысловые части и составлять план прочитанного;
в говорении:
- отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, фильму;
- ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;
- подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера;
- пересказывать содержание прочитанного отрывка;
- составлять текст по аналогии;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по ситуации, теме, рисунку, фильму, серии сюжетных картин, содержанию прочитанных книг, на основе прошлого опыта;
- выделять при устном высказывании из предложения важные по смыслу слова, на которые нужно сделать логические ударения;
в письменной речи:
- определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;
- собирать материал по теме;
- систематизировать материал, составлять план сочинения;
- составлять описание знакомого предмета, домашнего животного;
- составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
№ п/п | № урока | Контролирующие материалы | Методическое пособие |
1 | 12 | Контрольный диктант «Родина» | Светлышева В.Н. Русский язык: Сборник диктантов.5-7 кл. М.: Дрофа, 2002 (с. 80) |
2 | 18 | Контрольный диктант «Северное королевство» | Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: , 2009. (с. 37) |
3 | 20 | Р.Р. Изложение «Гречневая каша» | Текучева И.В. Изложения по русскому языку: 5-7 кл.- М.: Астрель: Профиздат, 2006. (с.15) |
4 | 31 | Контрольный диктант «Поздняя осень» | Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2009. (с. 39) |
5 | 33 | Составление рассказа «Мое любимое время года» | |
6 | 37 | Самостоятельная работа «Речь» | |
7 | 43 | Зачет по теме «Текст» | |
8 | 44 | Р.Р. Сжатое изложение «Пушок» | Текучева И.В. Изложения по русскому языку: 5-7 кл.- М.: Астрель: Профиздат, 2006. (с.15) |
9 | 57 | Р.Р. Сочинение-описание «Мой дом» («Моя комната») | |
10 | 60 | Контрольный диктант «Приезд на дачу» | Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2009. (с. 40) |
11 | 65 | Самостоятельная работа по теме «Лексика» | Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО,2009. – 160 с. |
12 | 76 | Р.Р. Сочинение по картине Н.Е.Сверчкова «Морозный вечер» | |
13 | 84 | Контрольное тестирование по теме «Состав слова. Словообразование» | Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО,2009. |
14 | 100 | Р.Р. Изложение «Лосиха и лосёнок» | Текучева И.В. Изложения по русскому языку: 5-7 кл.- М.: Астрель: Профиздат, 2006. (с.15) |
15 | 105 | Контрольный диктант «В зимнем лесу» | Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2009. (с. 39) |
16 | 107 | Р.Р. Рассказ по рисунку «Бездомная собака» | |
17 | 117 | Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное» | Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО,2009. – 160 с. |
18 | 119 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Зачем нужно заниматься спортом?» | |
19 | 131 | Сочинение по сюжетным рисункам «Пугало» | В.Степанов. Учебник для малышей. Уроки для котят.- М.: ООО«Фламинго», 2001. |
20 | 138 | Контрольный диктант «Встреча в деревне» | Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2009. (с. 37) |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее % заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. -5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Учебно и учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. нац. шк. / С.Д.Ашурова, Г.Н.Никольская и др. – СПб.: «Просвещение», 2000 – 343с.
для учителя:
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. нац. шк. / С.Д.Ашурова, Г.Н.Никольская и др. – СПб.: «Просвещение», 2000 – 343 с.
- Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 кл. / В.Н.Светлышева, О.А.Давыдова. – М.: Дрофа, 2002.-256 с.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО,2009. – 160 с.
- Текучева И.В. Изложения по русскому языку: 5-7 кл.- М.: Астрель: Профиздат, 2006.-126с.
- Русский язык. 5-11 кл.: диктанты/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с.
- Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.М.: ВАКО,2011,- 128с.
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы по курсу русского языка в 5 классе
Урок №12. Контрольная работа №1
Контрольный диктант «Родина»
РОДИНА
С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на это. Для каждого из нас — с чего-то своего, личного. Один представит себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михаил Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый — таежный лес Сибири... Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого — с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и свое отношение к ней. (По М. Ростовцеву.)
(85 слов. Приставки. Прописная буква.)
Задание. Подчеркните собственные имена существительные. Обозначьте у них окончание. В форме какого числа употреблены эти существительные? Могут ли они иметь форму множественного числа? Почему?
Урок №18. Контрольная работа №2
Контрольный диктант «Северное королевство»
Далеко на севере на одиноком острове раскинулось королевство. Оно было погружено в холодные сумерки и тяжелые туманы. Дикие скалы летом покрывались пушистыми мхами, а зимой их заносило сыпучим снегом.
Люди королевства любили свою родину. Бедная зелень полей радовала их больше, чем роскошные цветники жителей юга.
Когда наступала весна, солнце ласково согревало землю, король и его красавица дочь Изольда устраивали народный праздник. К нему начинали готовиться еще с осени и ждали целую зиму. Наконец посылали гонцов. Съезжались в гости и чужестранцы, потому что все любили короля за ум, а его дочь за милосердие и доброту. (По Н. Телешову.)
Задания:
1. Выпишите из текста два-три словосочетания «прил. +
сущ.», определите род, число, падеж прилагательного.
2. Найдите в тексте прилагательные-антонимы.
- Разберите слова по составу: холодные, сыпучим, заносило (I вариант); длинная, пушистыми, любили (II вариант).
- К словам зелень (I вариант), зима (II вариант) подберите однокоренные, укажите, что они обозначают (предмет, признак, действие).
Урок №20. Контрольная работа №3.
Изложение «Гречневая каша»
Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она очень вкусна и питательна. Поел немного, и ты уже сыт. Особенно ценно это в армии. Ведь в походе каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша давно считается основой солдатской пищи, Да и в крестьянских семьях к ней было очень уважительное отношение.
Когда цветет гречиха, на поле не видно зелени, земли, а только бело-розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит медовый аромат. Пройдет время, и на месте цветков появятся мелкие плоды. Если снять с них бурую кожицу, то можно увидеть гречневую крупу. Из нее и варят кашу.
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии
четыре тысячи лет назад. Из Индии ее завезли в Гре-
цию, а уже из Греции в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой. ( 132 слова). («Детская энциклопедия», журн. «Аргументы и факты»)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; употребление прописных букв; на~
писание Ь; сложные слова.
Пунктуация: запятая между частями сложного предложения.
Урок №31. Контрольная работа №4
Контрольный диктант «Поздняя осень»
Лес уже сбросил листву. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко выглянет6 солнечный луч. В такую погоду хорошо бы надеть теплую куртку, взять ружье и отправиться на охоту.
Идешь по узкой лесной тропинке3 и любуешься молодыми березками, дубками, осинками. Как тихо кругом! Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с ели на ель, упадет шишка.
Природа ждет зиму. Скоро пушистые хлопья снега укроют землю, она заснет и не проснется до весны.
Легко дышать осенней2 свежестью. Наступает хорошее время для охоты.
Задания:
- Укажите части речи в предложении Скоро пушистые хлопья... •
- Произведите орфографический (6), морфологический (3) и морфемный (2) разбор слов, выделенных соответствующими цифровыми индексами в тексте.
Урок №33. Контрольная работа №5
Составление рассказа «Мое любимое время года»
Урок №37. Контрольная работа №6
Самостоятельная работа «Речь»
Прочитайте текст, соблюдая логическое ударение, паузы.
Кошкины секунды.
Кошка переходила дорогу.
- Двадцать пять секунд,— сказал я.
- Что двадцать пять? — не понял Артём.
- Двадцать пять секунд кошка переходила улицу. Она стала на двадцать пять секунд старше. И мы с тобой стали старше на двадцать пять секунд.
- Нет,— возразил Артём.— Кошка стала старше не на двадцать пять секунд.
- Нет, на двадцать пять, я считал.
- Ты наши секунды считал, а не кошкины.
- Что ты говоришь? Какие кошкины секунды?
- Вот смотри. Мне сейчас десять лет, а я ещё мальчик, когда кошке десять лет, она уже бабушка. Кошкины десять лет больше, чем наши десять лет. Значит, и кошкины секунды больше.
- Да, интересно. Ну, а если бабочка живёт один день, сколько это будет времени?
- Ну, я думаю, этот день будет как наши сто лет.
- Вот это да! (В. Тендряков.)
Произнесите правильно: двадцать, считать, живёт, наши.
- Кратко перескажите содержание.
- Составьте монолог на тему «Как я готовил уроки дома».
- Каким видом речи вы будете пользоваться?
Урок №43. Контрольная работа №7
Зачет по теме «Текст»
- Что такое текст?
- Прочитайте. Определите тему, основную мысль текста.
- Составьте план. Перескажите текст по плану.
Воробей.
Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив свой маленькие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и с отчаянием прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти. Он бросился спасать воробушка. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! Но он жертвовал собою, чтобы спасти птенца.
Я поспешил отозвать смущённого пса и тихонько зашагал по аллее.
«Любовь,—думал я,— сильнее смерти и страха смерти. Только ею держится и движется жизнь». (По И. Тургеневу.)
Урок №44. Контрольная работа №8
Изложение «Пушок»
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал, кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом Я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побыва. (133 слова)
(Г.Скребицкий).
Орфография:, безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; суффиксы -ЕК и -ИК; написание Ь; -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
Пунктуация: запятая между частями сложного предложения; знаки препинания при однородных членах предложения.
Урок №57. Контрольная работа №9
Сочинение – описание «Мой дом» («Моя комната»)
Урок №60. Контрольная работа №10
Контрольный диктант «Приезд на дачу»
Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед ук-
рытой плющом дачей.
Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла ключом дверь на террасу.
С террасы виднелся большой сад. В глубине его торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышей этого сарая развевался маленький красный флажок.
Пока разгружали и вносили в дом вещи, Ольга вышла в сад.
Ольга пробралась через орешник, смахнула с лица колючую веточку. Тут она услышала быстрый, тревожный шепот. Над крышей сарая задрожали веревочные провода. Ольга остановилась, осмотрелась. Но среди зелени, за чужим забором, в черном квадрате окна сарая никого не было видно.
Ольга вернулась к крыльцу. (По А. Гайдару.)
Задания:
- Разобрать по членам предложения: I вариант: Над крышей сарая задрожали веревочные провода; II вариант: С террасы виднелся большой сад.
- Разобрать по составу слова: I вариант: дачный, разгружали, провода; II вариант: сгружать, маленький, веточку.
- Выписать из текста два словосочетания «прилаг. + сущ.», определить род, число, падеж прилагательных.
- Обозначить в словах орфограммы: I вариант: флажок, большой, развевался; II вариант: колючую веточку, ключом.
Урок №65. Контрольная работа №11
Самостоятельная работа по теме «Лексика
1. Укажите предложение, в котором глагол гореть употреблен в
переносном значении:
- У хорошего мастера работа в руках горит.
- На противоположном берегу реки горит костер.
2. Укажите слово со значением неудача:
- фиаско;
- аврал;
- хобби.
3. Укажите словосочетание, в котором слово глухой употреблено
в значении дикий:
- глухая улица;
- глухой лес;
- глухой голос.
4. Укажите словосочетание с речевой ошибкой:
- карие глаза;
- вороная лошадь;
- народный фольклор
5. Укажите слово, имеющее омоним:
- клуб;
- нога;
- звезда.
6. Укажите слово, лексическое значение которого - действие,
процесс:
1) пение;
- красота;
- сливки.
7. Укажите слово, лексическое значение которого - признак:
- смелость;
- снеговик;
- безденежье.
8. Укажите слово, являющееся синонимом к слову комфортабельный:
- большой;
- быстрый;
- новый;
- удобный.
9. Укажите синонимический ряд с просторечным словом:
- голова - башка;
- глаза - очи;
- пища-еда.
10. Укажите слово, лишнее в антонимической паре:
- жара;
- прохлада;
- холод.
11. Укажите в какой пословице употреблены антонимы:
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Большому кораблю - большое плаванье.
- Чужой славой не проживешь.
12. Укажите заимствованное слово:
- аккорд;
- ходить;
- молоко.
13. Укажите предложение с диалектным словом:
- Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л.Н. Толстому); 1
- Девочка держит на руках маленького ребенка.
14. Укажите предложение с профессиональным словом:
- В романе изображена жизнь столичного дворянства.
2) Из штурманской рубки вышел человек
15. Укажите предложение с фразеологизмом:
1) У меня голова кругом идет, я ничего сообразить не могу
(И.С. Тургенев).
2) Он занимал просторную и светлую комнату.
.
Урок №76. Контрольная работа №12
Сочинение по картине Н.Е. Сверчкова «Морозный вечер»
Урок №84. Контрольная работа №13
Контрольное тестирование «Состав слова. Словообразование»
1. Укажите слово, состоящее из пяти морфем:
- проверил;
- удивился;
- подготовленный.
2. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, одного суф-
фикса и окончания:
- перелистывая;
- раздробление;
- скудный.
3. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффик-
сов и окончания:
- пересыпавший;
- разобщение;
- засекречивая.
4. Укажите лишнее слово среди однокоренных:
- сторожевой;
- страждущий;
- насторожиться.
5. Укажите слово, неправильно разбитое на морфемы:
- подо-жд-а-в;
- с-верк-а-вш-ий;
- не-по-движ-ен.
6. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным
способом:
- разглядеть;
- рассмотрение;
- разговаривать.
7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
- прочитать;
- преодолевать;
- походка.
8. Укажите слово, образованное приставочным способом:
- перегруз;
- возмужать;
- высказывать.
9. Укажите слово с суффиксом -ан-:
- разбросаны;
- ванная;
- кожаный;
- рваный.
10. Укажите слово, образованное при помощи сложения:
- незнакомец;
- разорение;
- лесостепь.
Урок №100. Контрольная работа №14
Изложение «Лосиха и лосёнок»
В веселый летний день в самой чаще леса у лосихи родился лосенок.
Лосиха была огромная, больше домашней коровы.
Шерсть на ней была серая, жесткая, а лосенок родился
маленький, рыженький и был похож на домашнего те-
ленка. Ножки тоненькие, а уши огромные, лопоухие,
как у зайца.
Мать и сын лежали у ручья, в густых ольховых зарослях. Лосенок угрелся на солнышке и заснул. А лосиха лежала рядом и чутко прислушивалась. Все было спокойно. Где-то в кустах журчала вода. Лесная малиновка села на ветку над самой головой лосихи и запела.
Лосиха опустила голову и тоже задремала. Вдруг кто-то толкнул её в бок. Она вздрогнула. Что такое? Это
лосенок пытался встать на свои тоненькие ножки. Он пыжился, примеривался, потом подпрыгнул
и встал.
Лосиха заволновалась и тоже встала.
Урок №105. Контрольная работа №15
Контрольный диктант «В зимнем лесу»
Долго боролась зима с ненастной6 осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.
Гуляет в поле вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо, покрывают ветви елей пушистые хлопья снега4.
Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние
гнезда.
Плохо зимой птицам. Они часто погибают2 от холода и голода. Как им помочь?
Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы - наши друзья. Помогайте им!
Задания:
- Подчеркните члены предложения, отмеченного цифрой 4.
- Произведите указанные виды разбор слов: (6) – орфографический, (2) – морфемный.
Урок №107. Контрольная работа №16
Рассказ по рисунку «Бездомная собака»
Урок №117. Контрольная работа №17
Контрольное тестирование «Имя прилагательное».
1. Определите слово, называющее признак предмета:
- десятый;
- свой;
- короткий.
2. Сколько слов в предложении являются прилагательными? Тихо
дремлет над спокойным морем полярная ночь.
- одно;
- два;
- три.
3. Каким членом предложения является прилагательное песчаного: Далеко видна желтая полоса песчаного берега (по М. Горькому).
- определение;
- дополнение.
4. Каким членом предложения является слово теМными: При
брежные пески делаются темными от росы.
- определение;
- именная часть составного сказуемого.
5. По каким признакам прилагательное согласуется с существи-
тельным?
- род, число, падеж;
- род, число, падеж, склонение.
6. Укажите слово, являющееся качественным прилагательным:
- лисий;
- соломенный;
- умный.
7. Определите предложение с относительным прилагательным:
- Мы входили в морское течение Куросиво.
- Темное небо очистилось от облаков.
8. Определите предложение с притяжательным прилагательным:
- Я надел большие отцовы рукавицы.
- Стоит белый осенний туман.
9. Определите предложение с кратким прилагательным:
1)Красивый домик стоял на берегу реки.
2) Тихи и ясны короткие зимние дни.
10. Определите словосочетание с относительным прилагательным
в значении качественного:
- деревянный дом;
- деревянное лицо.
Урок №119. Контрольная работа №18
Сочинение-рассуждение «Зачем нужно заниматься спортом?»
Урок №131. Контрольная работа №19
Сочинение по сюжетным рисункам «Пугало»
Урок №138. Контрольная работа №20
Контрольный диктант «Встреча в деревне»
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне.
В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале, потом он показал корень женьшеня.
Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками. (И. Дик.)
Задания:
1. Произведите морфологический разбор существительных: геологом,' (в) деревне (I вариант); (на) Урале, (в) управление (II вариант).
Приложение 2
Схема анализа орфографических ошибок в диктанте
Анализ диктанта
Дата ____________ класс ______________ Учитель ___________________________________________________________________________
Тема ________________________________________________________________________________________________________________
Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %
Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %
Выполнили работу на «5» - ________ чел. _________ %
«4» - ________ чел. _________ %
«3» - ________ чел. _________ %
«2» - ________ чел. _________ %
«1» - ________ чел. _________ %
Показатель качества знаний ___________ %
Показатель обучено ___________ %
Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типичные ошибки:
____________________________________________________________ _______чел.
____________________________________________________________ _______чел.
Дополнительные задания
Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %
Выполнили работу на
«5» - ________ чел. _________ %
«4» - ________ чел. _________ %
«3» - ________ чел. _________ %
«2» - ________ чел. _________ %
«1» - ________ чел. _________ %
Типичные ошибки:
____________________________________________________________ _______чел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....