Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по русскому языку. Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс. Уровень – базовый .«Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель: Н.А. Николина – М. « Просвещение» 2011 г.), учебник «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska-10r.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по русскому языку
Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс
Уровень – базовый
Рабочая программа по русскому языку в 10 А и 10 Б классах составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель: Н.А. Николина – М. « Просвещение» 2011 г.) и учебника «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.) Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа (55ч в 10 классе , 67ч в 11 классе). Согласно школьному учебному плану количество часов в неделю 2 ( компонент образовательного учреждения), количество часов в учебном году по программе 70.
В связи с этим в данную рабочую программу внесены следующие изменения:
- добавлено 4 часа на изучение темы: «Стили и типы речи» ( по прогр.-2ч); добавлено 5ч на изучение раздела « Морфемика, словообразование. Орфография.» ( по прогр. – 16); 4ч на изучение раздела «Морфология и орфография» ( по прогр.- 17);
- в каждый из разделов внесены уроки развития речи с целью подготовки уч-ся к ЕГЭ ( работа над частью С );
- предусмотрено написание тестовых работ в формате ЕГЭ.
Количество контрольных диктантов 4, контрольных изложений 1, обучающих изложений 2, обучающих сочинений 4, что соответствует нормам, выработанным и утверждённым на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла ( протокол № 1 от 29.08.2011г.).
Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
В особый раздел не выделены материалы, обеспечивающие формирование и развитие культуроведческой компетенции, они включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника, а также не объединены в особый раздел сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нём содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.
Цели обучения.
Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:• осмысление русского языка как национально-культурного достояния народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
• овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
• овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Содержание тем учебного курса
Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка. (1 ч.)
Стили и типы речи. Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. (2)
Стиль художественной литературы. (1)
Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки. (1 ч.)
Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы (1 ч.).
Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия (1ч).
Тропы как выразительное средство языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола) (2ч)
Омонимы и их употребление в речи. Особенности употребления синонимов и антонимов (3ч)
Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные лексические ошибки и способы их преодоления (3ч)
Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии (1ч)
Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие) (2ч)
Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование (2ч)
Морфемика. Словообразование. Орфография. Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии ( 1ч)
Употребление прописных букв(1ч)
Правила переноса (1ч)
Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы (2ч)
Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные. Правописание приставок. Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь. буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов ( 13ч)
Морфология и орфография. Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи( 1ч)
Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имён существительных ( 7ч)
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных ( 4ч)
Имя числительное. Правописание и употребление числительных (2ч)
Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений (2ч)
Образовательные технологии
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития уч-ся;
- объяснительно- иллюстративного обучения ( для выработки как общеучебных, так и предметных знаний);
- дифференцированного обучения ( с учётом личностного отношения школьников к учёбе, степени обученности, обучаемости, интереса к изучению предмета, к личности учителя);
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использованы и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения уч. материала;
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные и дедуктивные.
В планировании учтены различные формы урока и формы контроля ( самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы).
Методы и приёмы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана
класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
10А 10Б | 1 | - | 1 | «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Составитель: Н.А. Николина – М. «Просвещение» 2011 г.) | 1.«Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (Авторы: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. «Просвещение», 2009 г.) 2. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г. 3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г. | 1.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. 2.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. 3.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010 Электронные пособия 1.1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация) 2.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме Фраза. Лингвистический тренажёр. 2. CD-ROM . «Орфографический практикум» 3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку» |
Учебно – тематический план
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов, тем | Количество часов | |||||
Всего | Уроки развития речи | Обучающие изложения | Обучающие сочинения | Контрольные работы | тесты | |||
1. | 1 | Введение. | 1 | |||||
2. | 2. | Стили и типы речи. Нормы литературного языка. | 8 | 7 | - | 1 | 1 (К/Д) | |
3. | 3 | Лексика и фразеология. | 16 | 3 | 1 | 2 | 1(к/тес) | 3 |
4. | 4 | Орфоэпия | 2 | - | - | - | - | |
5. | 5 | Морфемика, словообразование.Орфография. | 21 | 2 | 1 | 1 | 2 (к/д) | 4 |
6. | 6 | Морфология и орфография. | 22 | 2 | - | 1 | 1 (к/из) 1 (к/тес.) 1 (к/д) | 1 |
Итого | 70 | 14 | 2 | 5 | 7 | 8 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 10 класса
должны знать/ понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения
Авторы учебника:
Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2009
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1.Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
2.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., 2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.2.Г.Т..Егораева. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
3.Потапова Г.Н.Тренировочные диктанты по русскому языку: 10-11 классы.- М.:Экзамен.2006
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5. Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»
6.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012г.
7.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2012. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.
8.Таблицы, схемы.
9.Лингвистические справочники и словари.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.
Федеральный компонент государственного стандарта
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
10 класс базовый уровень
Урок №1. Русский язык в современном мире.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Урок №2. Разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Особенности научного и официально-делового стилей, их основные жанры.Написание тезисов, рецензии.Составление деловых документов различных жанров.
Урок №3.Информационная переработка текста публицистического стиля. Культура публичной речи.
Урок №5. Литературный язык и язык художественной литературы.Основные признаки художественной речи.
Урок № 6. Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей.
Урок №7. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Урок № 8. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Урок № 9. Синонимия в системе русского языка.
Урок № 20.Формы существования русского национального языка.
Урок № 24. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Урок № 26.Допустимые варианты произношения и ударения.
Урок № 51. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.
Урок № 58. Грамматические нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....