Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Анатация к уроку
Урок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению темы. Урок подготовлен к учебнику, авторами которого являются Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ Целинской СОШ№1 Веретенникова Марина Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-put_eshestvie_v_stranu_voprositelnye_mestoimeniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анатация к уроку
Урок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению темы. Урок подготовлен к учебнику, авторами которого являются Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ Целинской СОШ№1 Веретенникова Марина Николаевна.
Урок – путешествие в страну
Вопросительные местоимения.
Цели урока : Обучающие
- Сформировать понятие о вопросительных местоимениях, знания об их
основных морфологических и синтаксических особенностях.
- Обеспечить формирование знаний об орфоэпических нормах употребления
местоимений.
- Создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения
соответствующих учебных задач.
Развивающие
- Совершенствовать умения грамотного построения диалогической речи.
- Работать над грамотностью письма.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Обогащать словарный запас языка.
Воспитательные
- Прививать любовь к русскому языку.
Оборудование : иллюстрации горных вершин
Песня В.Высоцкого «Вершина»
Рыбки на волнах
Компас
Рюкзак
Учебник
Нарисованный палаточный городок
Карта маршрута
Удочки
Тетради в виде маршрутных листов
Ход урока :
- Организационный момент :
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодняшний урок мы проживём с вами вместе. Я надеюсь, что он надолго останется и в вашей памяти, и в моей.
- Перед вами на столах лежат цветные полоски : красная, синяя и зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту , которой соответствует сейчас ваше эмоциональное настроение.
красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
зелёный цвет – вы спокойны.
синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.
- Я желаю сегодня всем хорошего настроения! Пусть покинет вас чувство тревоги, и вы будете активно работать.
- А урок наш будет необычный. Мы с вами отправимся в замечательную страну «Вопросительные местоимения». Путешествовать мы будем как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьёзные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым – всё под силу!
- Отправляясь в путешествие, мы возьмём рюкзаки и маршрутные листы. Для нас маршрутными листами будут рабочие тетради, которые я для вас приготовила. Открываем их, записываем число, классная работа, тему урока «Вопросительные местоимения».
(Я смотрю, вы очень стараетесь и очень красиво пишите.)
2. Словарная работа
- Турист, ребята, должен много знать, а как же нам обойтись без таких необходимых в походе слов, как те , которые зашифрованы на экране.
-Определите лексическое значение слов. А вот, ребята, послушайте, какое толкование этим словам дает В.И.Даль в своём словаре:
КОМПАС – прибор для определения сторон горизонта.
ГИТАРА – струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом.
-Запишите эти слова в тетради , поставьте ударение, составьте сними словосочетание. Назовите главное и зависимое слова. Какими частями речи они выражены?
-Итак, в путь мы готовы, отправляемся! А чтобы дорога не была трудной, я буду руководителем нашего туристического отряда. Вы согласны?
-А ну–ка, всем не унывать и только весело шагать! А чтобы это было действительно весело, нам поможет речовка отряда. Прочитайте её. Найдите местоимения. А что такое местоимение? Какие разряды местоимений вы знаете?
Кто шагает с рюкзаком?
Мы , туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперёд ведут дороги!
Наш девиз: «Всегда вперёд!»
Эй, ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
3. Знакомство с новым материалом:
- Зная, что местоимения ничего не называют, а лишь указывают, давайте попробуем определить, на что же указывают вопросительные местоимения. Для этого выполним следующее задание: к записанным на экране словам подберём вопросы, на которые они отвечают, и определим часть речи. (Один ученик работает у доски)
Человек – кто?
Картина – что?
Синий – какой?
Мамин – чей?
Семь – сколько?
Вчера – когда?
За рекой – где?
Направо – куда?
Искренно – как?
Слева – откуда?
- Ребята, а что же за слова мы с вами записали справа? Конечно же – это вопросительные местоимения. С какой же целью используются они в речи? Давайте ещё раз посмотрим на текст нашей речовки. Есть ли там вопросительные местоимения? Какую функцию они выполняют?
(с их помощью мы задаём вопросы) (слайд)
-А что ещё можно сделать с помощью вопросительных местоимений?
(определить часть речи) (слайд)
-А на что они указывают?
(на неизвестный предмет, признак, количество, обстоятельство при кот. совершается действие) (слайд)
-С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?
(сущ., прил., числит., нареч.) (слайд)
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что мы узнали о вопросительных местоимениях. А поможет вам в этом схема , составленная из ваших ответов. Внимание на экран! (слайд)
4. Закрепление
- Вот мы у подножия горы, удивительная картина открывается нашему взору. (слайд)
-Посмотрите на неё внимательно. Составьте и запишите 3 предложения с вопросительными местоимениями. Помогут вам в этом слова из песни В.Высоцкого «Вершина». ( ученик работает у доски)
- Подчеркните вопросительные местоимения согласно выполняемой синтаксической роли.
- Теперь можно подниматься в горы. Вперёд к вершинам!
Мы с вами на вершине и здесь для нас есть ещё задание : необходимо просклонять местоимения : кто, что, сколько. (ученик работает у доски)
- Поставьте ударение в местоимении «сколько» во всех падежах.
И.п. Кто? Что? Сколько?
Р.п. Кого? Чего? Скольких?
Д.п. Кому? Чему? Скольким?
В.п. Кого? Чего? Сколько?(Скольких?)
Т.п. Кем? Чем? Сколькими?
П.п. О ком? О чём? О скольких?
- Ребята, посмотрите внимательно на свои записи в тетрадях и на таблицу склонения местоимения «сколько» в учебнике и ответьте на вопрос: На какую особенность в произношении слова следует обратить внимание?
( во всех падежных формах ударение только на корневой гласный «о».)
- А с какой частью речи сходно его строение? (с прилагательным во мн.числе)
- Посмотрите на слова – подсказки внизу.
- Начинаем спуск. Мы устали. Пора и отдохнуть. На обед приготовим уху. Рыбаки, на рыбалку! Ребята, а какая рыба водится в нашей местности? (карп, сазан, окунь, тарань, толстолобик, белый амур.)
- И если вы оказываетесь на рыбалке, не забывайте о правилах поведения на природе. Ну, а наша рыба очень необычная, чтобы она попала в котелок, надо выполнить задание.
Задание 1.: Объясните устно, какие ошибки допущены в данных вопросах, исправьте их. Местоимения подчеркните в соответствии с их ролью в предложении.
а) Чего ты делаешь?
б) Сколько время?
в) Кто там бегают?
Задание 2.: Произведите фонетический разбор местоимения : кого.
Кого [ каво ]
Ко – го
к [ к ] - согл., глух., тв., парн.
о [ а ] - гл., безуд.
г [ в ] - согл., Зв., ТВ., парн.
о [ о ] – гл., ударн.
---------------------------------------
4 букв., 4 звук.
- Ребята, какими фонетическими особенностями обладает это местоимение?
Обратите внимание на то, как оно произносится и пишется.
(как и в окончании прилагательных на месте буквы «г» слышим «в».)
- Во время нашего путешествия мы узнали много нового. Подведёт итог:
- Скажите, что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
(вопросит. местоимения)
-Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают? (изменяются по падежам, кроме мест.-нар.; числам, кроме мест.-прил. В предложении выступают в роли подлеж., доп., опред.,обст.)
- В чём заключается практическая важность умения грамотно пользоваться вопросительными местоимениями?
(с их помощью можно задать любой интересующий вас вопрос)
Ура! Победа! Вы справились! И в любое туристическое путешествие я не прочь отправиться с вами ещё раз.
5. Домашнее задание
В ваших путевых листах для вас есть творческое задание, которое вы выполните дома.
Составьте диалог в вопросно-ответной форме о недавно прочитанной книге, увиденном фильме или спортивном соревновании.
6. Итог урока
На этом наше путешествие закончилось. Ну а сейчас выберите из цветных полосок , лежащих перед вами на столах ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Ребята, я очень рада, что наше путешествие помогло поднять ваше эмоциональное настроение. Спасибо за хорошую работу. Желаю вам творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие в литературную страну"
Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....
Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...
Урок -путешествие по электрической стране
Урок в 8 классе в игровой форме знакомит учащихся с электрическими явлениями, проверяет знания школьников по разделу. Сопровождается презентацией....
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...