Функциональные стили речи
презентация к уроку по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль Художественный стиль
Введение Функциональные стили выделяются в соответствии с их употреблением (функционированием) в определенных сферах человеческой деятельности, а также в соответствии с реализуемыми функциями (назначениями) языка. Большинство ученый сходятся в том, что в современном русском литературном языке существуют три функциональных стиля: официально-деловой, научный и публицистический.
Введение Поскольку сферы употребления стилей обширны, функции широки, а виды текстов, в которых представлены стили, различны, внутри функциональных стилей выделяются «подстили». Они могут быть изложены следующим образом:
Официально-деловой стиль: Употребляется в сфере правовых отношений. В этом стиле реализуются информативная (сообщение) и волюнтативная (повеление, воздействие). Он выступает в письменной форме и имеет «подстили»: законодательный, административно-канцелярский и дипломатический.
Официально-деловой стиль: Общие черты официально-делового стиля, определяемые единством содержания и языковой формы текстов официально-делового типа, следующие: долженствующе-предписующий характер построения текста; точность, не допускающая инотолкования (однозначность); «неличный характер», «обезличенность»; Стандартизованность, стереотипность постореения текста.
Официально-деловой стиль: В официально-деловом стиле почти нет места для проявления авторской индивидуальности. Официально-деловой стиль очень замкнут, малопроницаем для других стилей. Но сам активно проникает в различные сферы общения, в другие стили и в разговорный язык.
Научный стиль: Употребляется в сфере научной деятельности. В этом стиле реализуются информативная и воздействующая (доказательство) функции языка. Он выступает главным образом в письменной форме, но может выступать и в устной (лекция, доклад). В научном стиле выделяются «подстили»: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Научный стиль: Общие черты научного стиля, определяются единственным содержанием и языковой формы текстов научного типа, следующие: Отвлеченность и обобщенность; Подчёркнутая логичность (последовательность, связность) изложения; Точность.
Научный стиль: В научном стиле допустима образность, поскольку словесные образы помогают выражению понятий, и экспрессивность, эмоциональность, поскольку она помогает убеждению, доказательству. Научный стиль не подавляет авторской индивидуальности: одни ученые пишут сложнее, другие проще, одни пристрастны к специальной терминологии, другие страмятся выразить свою мысль общеизвестными словами, одни избегают образностии эмоциональности, другие охотно к ним прибегают. Научному стилю не свойственна замкнутость, он не отгорожен ни от официально-делового и публицистического стилей, ни от языка художественной литературы и разговорного языка.
Публицистический стиль: Употребляется в сфере политико-идеологических, общественно-экономических и культурных отношений. В нём реализуется информативная и воздействующая функция языка. Это сближает публицистический стиль с научным и даже с официально-деловым. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функции имеют свою специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно .
Публицистический стиль: В публицистическом стиле выделяются «подстили»: газетно-публицистический, радиотележурналистский, ораторский. Как видно из перечня «подстилей», публицистический стиль может выступать в писбменной и устной формах. Общие черы публицистического стиля, определяемые единством содержания и языковой формы текстов публицистического типа, следующие:
Публицистический стиль: Экспрессивность, определяемая требованием воздействия на массового читателя Стандарт, определяемый требованием быстроты распространения информации. Многие учёные полагают, что без стандарта невозможно было бы обеспечить оперативность передачи сообщений, а потому он не является отрицательным качеством публицистического стиля. Под стандартом понимается устойчивый и воспроизврдимый оборот (контекст), обладающий чётким значением и экономно выражающий содержание.
Публицистический стиль: Публицистический стиль играет заметную роль в системе разновидностей современного русского языка. Он открыт для элементов официально-делового и научного стилей, в нём находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественный средства (в частности, образность). Несмотря на большой удельный вес стандарта, в публицистическом стиле может проявляться авторская индивидуальность. Занимаемая промежуточное положение между научным стилем и языком художественной литературы, публицистический стиль оказывает заметное влияние на обе эти разновидности современного русского языка.
Язык художественной литературы (художественный стиль): Представляет собой самое своеобразное явление в системе разновидностей русского языка. Поскольку в языке художественной литературы свободно используются элементы из территориальных и социально-профессиональных диалектов и просторечия, т.е. из нелитературных разновидностей языка. Наиболее распространенной ( и правильной) является точка зрения, согласно которой язык художественной литературы «входит в литературный язык», представляет собой одну из его разновидностей, но разновидность очень важную.
Язык художественной литературы (художественный стиль): Но и те, кто признает язык художественной литературы одной из разновидностей литературного языка, оценивают эту разновидность литературного языка, оценивают эту разновидность неоднозначно. Одни считают, что язык художественной литературы, как имеющий свою сферу употребления – художественную литературу и свою функцию – эстетическую, можно поставить в один ряд с функциональными стилями и , следовательно, можно употреблять термин «художественный стиль».
Язык художественной литературы (художественный стиль): Другие предпочитают говорить не о художественном стиле, а о языке художественной литературы как о явлении более широком и разноообразном, в истории культуры более значимом, чем функциональные стили. Доводы сторонников художественного стиля логичны, но всё же в историко-культурном, филологическом плане предпочтительнее говорить о языке худажестенной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональные стили речи.Типы речи.
Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Контрольная работа по теме "Функциональные стили речи" 8 класс ( по учебнику С.И.Львовой В.В.Львова)
Данный материал поможет учителям -предметникам,работающим по УМК С.И.Львовой, организовать тематический контроль по одному из разделов курса....
Урок русского языка в 11 классе "Функциональные стили речи"
Урок повторительно-обобщающий, строится как урок работы в группах. Учащимся предложено поработать с "псевдотекстом", вычленить из него исходные, определить их тип, стиль, обосновать свою точку зрения....
Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"
Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...