Урок русского языка в 11 классе "Функциональные стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок повторительно-обобщающий, строится как урок работы в группах. Учащимся предложено поработать с "псевдотекстом", вычленить из него исходные, определить их тип, стиль, обосновать свою точку зрения. Для проведения урока учащимися была подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема  урока: Функциональные стили речи

( слайд 1)

      Тип урока: повторительно-обобщающий (практическая работа).

Задачи для учащихся:

  1. повторить теоретические сведения о стилях речи;
  2. выделить исходные тексты из псевдотекста;  
  3. определить стили исходных текстов, тему, идею, тип речи и основные языковые особенности каждого отрывка.

Оборудование:

    Псевдотексты, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, цветные карандаши, маркеры.

                                                                                                                                                                     

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

II. Словарная  разминка  «Узнай слово».

          Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

  1.  разговор двух или более лиц (диалог)
  2.  несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
  3.  тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение)
  4.  стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей (публицистический)
  5. одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
  6. стиль речи, цель которого – сообщение и передача деловой информации  (официально-деловой)

III. Повторение и обобщение изученного о стилях речи.

            (слайды 2-7)

 

 IV. Создание проблемной ситуации.

      Работа с псевдотекстом:  предъявление учащимся  псевдотекста                                                            (у каждого учащегося  отпечатанный текст, выданный учителем; маркеры, цветные карандаши).

      Задание: прочитать текст, высказать по нему своё суждение; отметить непонятные слова.

         В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность  сделает его  «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?  «Вон человек, что скажешь ты о нём?»  Ответил  друг,  плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»  Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех  обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью,                              а  здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.   В одной старой книге сказано: «Чти отца и матерь свою,  и  долголетен  будешь   на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях,  а  в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь  другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

               «Вон человек, что скажешь ты о нём?»  -- спросил  я у товарища другого.

               «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём  плохого?»      Осуществление прав и свобод человека и гражданина  не должно нарушать права и свободы других лиц.  Интеллигентность  -- это способность  к  пониманию,  к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо  в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и  физические.

               Социальный долг человека – быть интеллигентным.

 

Беседа по прочитанному.

-  О чём  этот текст? Можно ли понять мысль автора?  (Это не текст)

-   Что такое текст?   По каким признакам мы его определяем?  (Тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство)

            (слайд 8).

V.  Определение  цели  работы  (слайд 9):

  1. выделить из  псевдотекста  исходные тексты;
  2. определить тему, идею, тип и стиль каждого текста;
  3. указать языковые средства, присущие данному стилю.

VI. Работа в группах.  Класс поделен на три группы  (по количеству текстов, составляющих  псевдотекст);  в каждой группе есть руководитель из числа наиболее подготовленных учеников. Каждый учащийся работает с псевдотекстом,  выделяя исходные тексты маркерами или цветными карандашами;   затем  группа работает  с одним  из текстов, совместно находя ответы  на поставленные в п. V  вопросы.

       

VII. Зачитывание  вычлененных  из  псевдотекста  исходных текстов. После зачитывания -- ответы на поставленные перед работой вопросы с обоснованием. Процессом ответов при обсуждении руководят старшие каждой группы и дополняют при необходимости ответы учащихся.

             1. Статья Конституции РФ (Глава 2, Статья 17)   (слайд 10).

   В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам  международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

     Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

     Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.  

 2. Отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Письма о главном»  (слайд 11).

       Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

       Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и  долголетен  будешь на земле».

      Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способности понимать другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

     Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

    Социальный долг человека – быть интеллигентным.

  3. Стихотворение Р.Гамзатова (слайд 12). 

Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?» --

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»

VIII. Ответы на вопросы по тексту №2 (слайд 13).

Лексическое значение слова ( по толковому словарю):

       Интеллигентный – образованный ,культурный. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.  

  1. Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С.Лихачёв?

              (слайд 14)

  1. Почему интеллигентность – залог долголетия человека?
  2. Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
  3. Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

              Домашнее задание   (слайд 15): 

                              1) дать толкование лексического значения слов:

                                  гарантируются,  неотчуждаемы,  право;

                                  долг,  социальный,  нравственный,  нравственность;

                              2) написать сочинение-рассуждение, выражающее ваше

                                  отношение  к позиции  Д.С.Лихачёва.              

                                                  (слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...