Элективный курс "Трудные случаи орфографии"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.
Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Трудные случаи орфографии»
(9 класс)
Миронова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
гимназии № 1 г. Белгорода
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.
Одной из важных проблем в преподавании русского языка в школе является формирование навыков письма. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.
Наша русская орфография трудна: большинство русских слов при несоблюдении норм правописания можно написать очень разными способами. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, но необходимо. Программа средней школы по русскому языку рассчитана так, что в ней не уделяется необходимого внимания отработке сложных орфографических правил, соответственно и не дифференцируется охватываемый данными правилами лексический материал по степени трудности его усвоения. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают.
Данный элективный курс призван помочь учащимся овладеть наукой орфографической грамотности при рассмотрении именно трудных случаев орфографии.
Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека. В соответствии с вышеизложенными целями, основными задачами элективного курса являются:
— Формирование у учащихся умений опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, объяснять их с точки зрения норм правописания;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в практике письменного речевого общения.
Данный курс рассчитан на 32 часа.
Планируемые результаты обучения:
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
— умение обозначать орфограммы в словах и условие их выбора;
— четко и верно справляться с заданиями по изучаемым темам курса;
— уметь применять на практике те теоретические сведения, которые будут получены в результате обучения;
— активное участие школьников в обсуждении тем;
— расширение кругозора учащихся по основным разделам орфографии.
В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений:
1) выполнение определенного набора практических заданий;
2) подготовка творческих работ;
3) защита микропроектов ( по изученным темам и разделам).
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе лекция практика семинар | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2–3 | Правописание безударных гласных в корне | 2 | 2 | ||
4–6 | Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и | 3 | 1 | 2 | |
7–8 | Правописание согласных и гласных в приставках (на з//с, пре//при) | 2 | 2 | ||
9 | Правописание после приставок ы//и | 1 | 1 | ||
10 | Правописание после ц ы//и | 1 | 1 | ||
11–12 | Правописание шипящих о//е | 2 | 2 | ||
13–18 | Правописание не с другими частями речи | 6 | 1 | 5 | |
19–20 | Правописание суффиксов существительных | 2 | 1 | 1 | |
21–22 | Правописание суффиксов прилагательных | 2 | 1 | 1 | |
23–24 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | 2 | ||
25–26 | Правописание суффиксов причастий | 2 | 2 | ||
27 | Правописание безударных окончаний существительных | 1 | 1 | ||
28 | Правописание безударных окончаний прилагательных | 1 | 1 | ||
29–30 | Употребление ъ и ь | 2 | 1 | 1 | |
31 | Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта | 1 | 1 | ||
32 | Защита проекта | 1 | 1 |
Содержание курса
1. Вводное занятие.
«Искусство орфографической грамотности»
Цели курса, план, введение в курс. Необходимость владения орфографической грамотностью.
2–3. «Правописание безударных гласных в корне».
Значение корня слова. Однокоренные слова. Способы проверки написания безударных гласных корня. Виды орфограмм (гласных) в корне. Ударение.
4–6. «Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и».
Выбор букв а//о, е//и. Распознавание слов с чередующимися гласными. Обоснование выбора гласных.
7–8. «Правописание согласных и гласных в приставках на з//с, пре//при».
Выбор букв з//с, пре//при. Способы действия при выборе букв. Значение приставки пре//при.
9. «Правописание букв ы//и после ц»».
Способы выбора ы//и в морфемах слов после ц. Обоснование выбора ы//и в морфемах слов после ц.
10. «Правописание букв ы//и после приставок».
Отличие приставок от других морфем. Понятие русских и иноязычных приставок. Отличие приставок от других морфем. Гласные и согласные буквы в словах перед ы//и.
11–12. «Правописание о//е после шипящих».
Ударение в слове. Корень слова. Другие морфемы. Способ выбора о//е после шипящих. Обоснование выбора о//е после шипящих.
13–18. «Правописание частицы не с другими частями речи».
Правописание не с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями. Выбор слитного иди раздельного написания не. Формирование навыка обучения орфограммы и условий ее выбора.
19–20. «Правописание суффиксов существительных».
Понятие суффикса как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (существительных). Значение суффиксов. Умение и навыки выделять суффиксы существительных.
21–22. «Правописание суффиксов прилагательных».
Понятие суффикса прилагательных как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (прилагательных). Умение выделять суффиксы прилагательных. Умение образовывать слова с раздельными суффиксами.
23–24. «Правописание суффиксов причастий».
Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Выбор гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени и перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.
25–26. «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Спряжение глагола. Различие глаголов I и II спряжения. Орфограммы в окончаниях глаголов.
27. «Правописание безударных ٱ существительных».
Гласные е и и в безударных существительных. Существительные женского рода. Существительные на — ия, — ие, — ий. Способы действия при выборе орфограммы.
28. «Правописание безударных ٱ прилагательных».
Согласование имен прилагательных с существительными. Определяемое слово. Вопросы от определяемого слова.
29–30. «Употребление ъ и ь».
Разделительные ъ и ь. Знак мягкости согласного. Ъ и ь после шипящих на конце слова.
31. Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта. Составление некоторых практических советов.
32. Защита проекта.
Литература:
1. Арнохин В.М., Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. — РЯШ. — 1996. — № 3.
2. Краморенко Г.М., Малюшкин А.Б. Орфография: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ. — РЯШ. — 2006. — № 1.
3. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии. — РЯШ. — 2005. № 4.
4. Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. — РЯШ. — 2003. — № 4.
5. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки 8–9 классы. — Волгоград: Учитель. — АСТ, 2005.
6. Урядникова Т.В., Штильман С.А. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. — РЯШ. — 2005. — № 4.
7. Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. — РЯШ. — 2001. — № 2.
Словари:
1. Орфографический словарь.
2. Толковый словарь.
3. Орфоэпический словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...
Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса
Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....
элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов
Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика. Данный курс учитывает с...
рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Рабочая программа элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...