Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Алексеева Марина Юрьевна

Программа разработана для учащихся 9 класса по

  • Программа по русскому языку (5-9 классы) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. \\ М: Просвещение, 2006.

Пояснительная записка

 к рабочей программе по русскому языку для 9 класса

 на 2010-2011 учебный год

     

       Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

 

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования.

 

  1. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

 

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год».

 

  1. Приказ МОиН Челябинской области от 05.05.2008 г. № 04-387 «О формировании учебных планов  общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».

 

  1. Письмо Министерства образования и науки  Челябинской области от 31.07.2009 г. 103/ 3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

 

  1. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 28.06.2010 г. № 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» а общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году».

 

  1. Письмо МОиН РФ от 1 апреля 2005 г. № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

 

  1. Учебный план школы на 2010 – 2011 учебный год.

 

 

 

 

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
  •  

 

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование  у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение  их основами знаний о родном языке, развитие языкового  и  эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и    в речи.

 

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • овладение нормами литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

 

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения  о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, совершивших открытия в изучении родного языка.

Для реализации рабочей программы выбран УМК по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.М.Шанского. Этот учебно-методический комплекс полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку, обеспечивает качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширяет лингвистический кругозор учащихся, дает дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечивает качественно новый уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования.

Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Данный комплекс полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.

Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.

         Планирование рабочей программы составлено на основе авторской программы Т.А.Ладыженской, рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю). Согласно областному базисному учебному плану и школьному учебному плану на 2010-2011 учебный год на курс русского языка в 9 классе выделяется 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в неделю в год с учётом продолжительности учебного года 35 недель. Дополнительные 2 часа отведены на повторение пройденного в 5-8 классах (1 час) и на изучение темы «Сложносочиненные предложения» (1 час).

 

Содержание курса по русскому языку в 9 классе

 

Темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов

в рабочей программе

Добавлено

Международное значение русского языка

1

1

 

Повторение пройденного в 5-8 классах

5+2

6+2

1

Сложное предложение

1

1

 

Союзные сложные предложения

6

6

 

Сложносочиненные предложения

3+2

4+2

 

Сложноподчиненные предложения

19+5

22+2

 

Бессоюзные сложные предложения

6+2

6+2

 

Сложные предложения с разными  видами связи

            5+2

5+2

 

Общие сведения о языке

3

3

 

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и культуре речи

4+2

4+2

2

ИТОГО

68

70

2

 

 

В рабочую программу  включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени, что составляет 7 уроков. НРК представлен модульным курсом «Культура устной и письменной речи» и реализуется  в рамках учебной программы в соответствии с рекомендациями ОБУП. Содержанием НРК является культура письменной и устной речи, что позволяет привить интерес к языку, повысить уровень культуры общения.

 

№ п/п

№ урока

Тема

 

1.

8.

НРК.  Функциональные стили

 

2.

20.

НРК. Нормы современного русского языка

 

3.

24.

НРК. Полисемия. Точность словоупотребления

 

4.

27.

НРК. Лексическая сочетаемость

 

5.

33.

НРК. Изобразительно-выразительные средства

 

6.

38.

НРК. Лексические ошибки. Тавтология

 

7.

67.

НРК. Орфоэпические нормы. Этические нормы речевой культуры

 

                                                                                                                                                                                Календарно-тематический план

                             

 

Дата

 

Количество часов

Тема урока

Культуроведческая компетенция

                      Лингвистическая

                компетенция

Коммуникативная компетенция

 

                                     Международное значение русского языка- 1 ч

 

  1.  

.

 1

Международное значение русского языка.

 

 

Понятие “мировые языки”, сознательное отношение к языку как к духовной ценности

Сообщение

 

                                    Повторение пройденного в 5-8 классах – 8ч. (6+2РР)

 

  1.  

 

 

 

 1

Повторение. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

 

Основные единицы речи

 

 

  1.  

 

1

Повторение. Простое предложение и его грамматическая основа.

 

Грамматическая основа предложения, синтаксические связи слов в предложении

Самостоятельная работа по теме

 

  1.  

 

 

 

1

Повторение. Обособленные члены предложения.

 

Обособленные члены предложения

 

 

  1.  

 

1

Повторение знаков препинания при  обращении, вводных словах и вставных конструкциях.

 

Пунктуация при обращениях, вводных словах, вставных конструкциях

Графический диктант

 

  1.  

 

 

 

1

Повторение трудных случаев орфографии.

 

Орфографические нормы

Тест

 

  1.  

 

 

 

1

Контрольный диктант по итогам повторения.

 

Соблюдение орфографических и пунктуационных правил

Контрольный диктант

 

  1.  

 

1

РР. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

 

НРК Функциональные стили.

Умение анализировать текст

 

 

  1.  

 

 

1

 

РР. Сочинение-рассуждение на  тему «Международное значение русского языка».

 

Умение писать сочинение

Контрольное сочинение

 

Сложное предложение -1ч

 

  1.  

 

1

Основные виды сложных предложений.

 

 

 

Грамматическая основа

 

 

                                                                                        Сложные союзные предложения – 6 ч.

 

  1.  

 

1

Понятие о союзных сложных предложениях.

 

Различение союзных сложных предложений по наличию грамматических основ

 

 

  1.  

 

1

Союзные сложные предложения, их значение.

 

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

 

 

  1.  

 

1

Знаки препинания в союзных сложных предложениях

 

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

 

 

  1.  

 

1

Сочинительные союзы в сложном предложении

 

Различение сложных предложений с сочинительными союзами. Группы сочинительных союзов

 

 

  1.  

 

1

Подчинитьельные союзы в сложном предложении

 

Различение подчинительных союзов и союзных слов в сложном предложении

 

 

  1.  

 

1

Авторская пунктуация в союзном сложном предложении. Интонация сложного предложения.

 

Уметь распознавать авторские знаки, интонационно и пунктуационно оформлять сложное союзное предложение

 

 

Сложносочиненные предложения – 6 ч (4+2РР)

 

  1.  

 

 

 

1

Сложносочиненное предложение и его особенности.

Основные группы предложений по значению.

 

Сочинительная связь в сложном предложении

Свободный диктант

 

  1.  

 

1

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с соединительными, разделительными и противительными союзами.

 

Правильно расставлять знаки препинания

Графический диктант

 

  1.  

 

 

 

1

imageКонтрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»

 

Совершенствование пунктуационных навыков

Контрольный диктант

 

  1.  

 

1

РР. Подготовка к сочинению по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой  в Москве».

 

НРК Нормы современного русского языка.

Уметь писать сочинение

 

 

  1.  

 

1

Контрольное сочинение.

 

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм

Контрольное сочинение

 

  1.  

 

1

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. Пунктуация

при союзе И.

 

Совершенствование пунктуационных навыков

 

 

Сложноподчиненные предложения - 24 ч (19+5РР)

 

  1.  

 

 

 

 

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения.

 

Умение находить главное и придаточное предложения, определять место придаточного по отношению к главному

 

 

  1.  

 

 

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

НРК. Полисемия. Точность

словоупотребления

Расставлять знаки препинания между главным и придаточным, составлять схемы

 

 

  1.  

 

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

 

Умение находить придаточные, выделять в тексте

 

 

  1.  

 

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными.

 

Умение находить придаточные, выделять в тексте

Словарный диктант

 

  1.  

 

 

РР. Подготовка к изложению на эстетическую тему (по упр.106)

 

НРК  Лексическая сочетаемость.

Изложение содержания текста

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

РР. Контрольное изложение на эстетическую тему

 

Изложение содержания текста

Контрольное изложение

 

  1.  

 

 

 

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными.

 

Умение находить СПП с придаточными изъяснительными, расставлять знаки препинания

Анализ публицистического текста (синтаксические и пунктуационные особенности)

 

  1.  

 

 

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени.

 

Умение находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы

 

 

  1.  

 

 

 

 

Придаточные предложения места и  времени.

 

 

 

Анализ публицистического текста (синтаксические и пунктуационные особенности)

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

РР. Сжатое изложение по тексту М.Булгакова

 

Умение сжато излагать текст

Сжатое изложение

 

  1.  

 

 

 

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.

 

НРК Изобразительно-выразительные средства языка.

Развивать речевые навыки

 

 

  1.  

 

 

Придаточные предложения условные.

 

Умения находить придаточные, расставлять знаки, составлять схемы

 

 

  1.  

 

 

Придаточные предложения причины и цели.

 

Умения находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы

Сообщение на лингвистическую тему

 

  1.  

 

 

 

РР. Отзыв о прочитанном произведении.

 

 

 

 

Умение писать отзыв

\

 

  1.  

 

 

Придаточные предложения сравнительные и уступительные

 

Умение находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы

 

 

  1.  

 

 

Придаточные предложения следствия.

НРК Лексические ошибки. Тавтология

Умение различать придаточные, расставлять знаки, составлять схемы

 

 

  1.  

 

 

Виды сложноподчиненных предложений.

 

Умение различать виды придаточных в составе сложного предложения, расставлять знаки препинания

 

 

  1.  

 

 

РР. Подготовка к изложению с элементами сочинения на историко-литературную тему.

 

 

Развитие речевых навыков

 

 

  1.  

 

 

РР. Контрольное изложение с элементами сочинения на историко-литературную тему

 

 

Умение писать изложение

Контрольное изложение

 

  1.  

 

 

 

 

 Контрольная работа по теме «Виды сложноподчиненных предложений».

 

Проверка орфографических и пунктуационных норм

Контрольная работа

 

  1.  

 

 

РР. Оформление деловых бумаг и документов.

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

 

 

 

 

  1.  

 

 

Обобщающий урок по  теме «Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными».

 

Обобщение и систематизация знаний

 

 

  1.  

 

 

 

 

Контрольный диктант по теме

« Сложноподчиненные предложения».

 

 

Контрольный

диктант

 

Бессоюзные сложные предложения – 8 ч (6+2 РР)

 

  1.  

 

 

Бессоюзные сложные предложения и их особенности.

 

Умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП в зависимости от их содержания и интонации

 

 

  1.  

 

 

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

 

Знание основных условий  употребления двоеточия

 

 

  1.  

 

 

Жанры монологического высказывания в разных функциональных стилях.

 

Знание стилей речи, особенностей монологического высказывания

Реферат

 

  1.  

 

 

РР. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему.

 

Умение писать сочинение на заданную тему

 

 

 

  1.  

 

 

РР. Контрольное сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.

 

умение писать сочинение на заданную тему

Контрольное сочинение

 

  1.  

 

 

 

 

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

 

Знание основных различий в постановке тире и двоеточия

 

 

  1.  

 

 

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».

 

Выбор знака препинания в БСП

 

 

  1.  

 

 

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

 

 

 

Контрольный диктант

 

Сложные предложения с разными  видами связи – 7 ч (5+2РР)

 

  1.  

 

 

Виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

РР. Подготовка к изложению с элементами сочинения на тему «За что мы любим киноискусство».

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

РР. Изложение с элементами сочинения на тему «За что мы любим киноискусство».

 

 

умение писать изложение с элементами сочинения

Контрольное изложение

 

  1.  

 

 

Сложные предложения с разными видами связи и знаки препинания при них.

 

умение находить границы простых предложений в составе сложного, расставлять знаки препинания

Самостоятельная работа

 

  1.  

 

 

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

 

 

Анализ художественного текста

 

  1.  

 

 

Сложные предложения с разными видами связи.

 

Различать виды придаточных предложений

 

 

  1.  

 

 

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

 

 

Контрольный диктант

 

Общие сведения о языке – 3 ч

 

  1.  

 

 

Роль языка в жизни общества.

Важность речевой  культуры в  жизни человека.

 

 

 

Реферат на лингвистическую тему

 

  1.  

 

 

 

 

Русский литературный язык и его стили.

 

 

Сообщения

 

  1.  

 

 

Русский литературный язык и его стили.

 

 

Умение обобщать и систематизировать изученное

Реферат на лингвистическую тему

 

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и культуре речи – 6 ч (4+2РР)

 

  1.  

 

 

 

Повторение. Орфография и словообразование.

 

 

Доклады

 

  1.  

 

 

 

Повторение. Орфография и пунктуация.

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

Повторение. Культура речи. Стилистика.

НРК. Орфоэпические нормы.

Этические нормы речевой культуры.

Развитие речевых навыков

 

 

  1.  

 

 

 

 

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли  высказывания

 

Систематизация знаний

 

 

 

 

69.

 

 

 

РР. Контрольное изложение с элементами сочинения и тестовыми заданиями.

 

 

Умение писать изложение

 

Контрольное изложение

 

 

70.

 

 

 

 

 

РР. Анализ контрольного изложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень компонентов учебно-методического комплекса

 

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

  • Программа по русскому языку (5-9 классы) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. \\ М: Просвещение, 2006.
  • Г.И. Богданова Уроки русского языка    в   9    классе.    -    М.: Просвещение, 2007.
  • Методические   журналы «Русский     язык», «Русская словесность» 2005-2009, газета «Русский язык»
  • Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык.9 класс» - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
  • Русский язык. 9 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  – М.: Просвещение, 2008
  • Журавлева. Русский язык в алгоритмах. - Челябинск ЮУКИ, 2004
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы :

 

      В результате изучения русского языка ученик должен:

 

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

 

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

Характеристика контрольно – измерительных материалов

 

 Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся.   Их назначение  – оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за каждый курс обучения. Изучение русского языка в основной школе направлено на формирование функциональной грамотности, совершенствование  мыслительной деятельности и речевой культуры учащихся. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ  является  поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом, а также базовыми лингвистическими и языковыми знаниями.

 Новая форма итоговой аттестации в 9 классе дает возможность оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы. Определяя преимущества данной формы перед предыдущими вариантами, следует в первую очередь отметить включение в комплекс проверочных заданий сжатого изложения. Сжатое изложение предполагает более высокий уровень операционных навыков работы с текстом, поскольку требует от ученика не просто механического воспроизведения прослушанного, а умения классифицировать текстовую информацию с точки зрения смысловой иерархии, вычленять главное, трансформировать усвоенную информацию в новое речевое высказывание.

Подготовка к сжатому изложению требует включения в систему дидактических действий более широкого спектра заданий, нацеленных на анализ исходного текста, и выделение таких компонентов, как стиль, тип речи, композиция, способ развертывания, главная мысль, которые, являясь побочными при выполнении других видов изложения, становятся важнейшим условием успешного решения этой речевой задачи.

Как большое достижение в методике работы над текстом следует отметить часть А. Задания учат соотносить содержание исходного текста с ценностными понятиями, использовать его как стимул для продуцирования речевых высказываний или как материал для аргументации каких-либо положений.

Условно все девять заданий можно разбить на три группы: задания, проверяющие умение извлекать нужную информацию; задания, проверяющие умение использовать информацию для решения речевых задача; задания, проверяющие умение анализировать структурные особенности текста.

Часть С предполагает создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Перед учащимися поставлена лингвистическая проблема, ценностный смысл которой должны раскрыть школьники.

 

               

 

  Приложение:

 

1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя/ .-4-е изд. – М.: Просвещение, 2005

 

2. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. Пособие./ В.Н.Александров, О.И.Александрова.-              Челябинск: Взгляд, 2005

 

3. И.В.Пасичник Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по русскому языку(9 класс). Выпуск третий. Автор-составитель И.В.Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «Рост», ООО «ЮжУралИнформ», 2008.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...