Программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
филиал МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с. Отъяссы
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании | УТВЕРЖДАЮ . |
Рабочая программа
по русскому языку для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
1. Пояснительная записка.
Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и изучения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».
Уставом образовательного учреждения.
Программа по русскому языку для 9 класса составлена по программе
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского по учебнику Русский язык
9 кл. С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Издательство «Просвещение» 2010 г .
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, диктантов – 4; контрольных сочинений - 1; контрольных изложений – 4.
Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
При изучении русскому языку будут использоваться технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, проектная технология, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты.
Формы проведения учебных занятий:
- комбинированный урок;
- изучение нового материала;
- урок развития речи
- урок систематизации и обобщения;
- урок контроля
Виды и формы контроля:
- диктант
- сочинение- рассуждение
- изложение
- тест
Виды и формы контроля:
1.Входной контроль - Контрольный диктант на тему: «Повторение пройденного в 5 - 8 классах»
2.Контрольный диктант на тему: « Союзные сложные предложения».
3.Контрольный диктант на тему: « Сложноподчинённые предложения».
4.Контрольный диктант на тему: «Бессоюзные сложные предложения».
5.Контрольный диктант на тему: «Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи»
6. Контрольный тест.
В результате изучения русского языка в 9 классе ученик должен
знать изученные основные сведения об изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Производить орфографический разбор слов.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко- литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи. Писать сочинение публицистического характера. Писать деловые бумаги.
2. Содержание программы
Международное значение русского языка – 1 час.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах – 1 час.
Контрольный диктант.
Сложное предложение. Культура речи – 9 часов.
Союзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.
Сложносочинённые предложения и его особенности. Сложносочинённые предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксические синонимы сложносочинённого предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения
- писать рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Контрольное изложение.
Контрольный диктант.
Сложноподчинённые предложения – 32 часа.
Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.
Деловые документы ( автобиография, заявление.)
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
-использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы
- писать автобиографию, заявление
Контрольное изложение.
Контрольный диктант на тему «Сложноподчинённые предложения».
Сочинение-рассуждение.
Бессоюзные сложные предложения -13 часов.
Бессоюзные сложные предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
- составлять реферат небольшой статьи на лингвистическую тему
- передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
- уметь пользоваться синонимичными союзами и бессоюзными сложными предложениями.
Контрольный диктант на тему «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи. – 8 часов.
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью, разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Конспект статьи на лингвистическую тему.
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
- правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи
- составлять конспект статьи на лингвистическую тему.
Изложение.
Общие сведения о языке – 7 часов.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык- первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности, русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
- производить все виды разборов
- определять стиль и тип текстов
- соблюдать нормы литературного языка
Контрольный тест.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи – 24 часа.
Систематизация сведений о признаках текста. Теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждений; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему ( по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Обучающиеся должны знать:
- теоретический материал
Обучающиеся должны уметь:
- производить все виды разборов
- определять стиль и тип текстов
- соблюдать нормы литературного языка
3.Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол –во часов | Уроки контроля |
1 | Международное значение русского языка. | 1 ч. | |
2 | Повторение. | 9 ч. | 1 ч. |
3 | Сложносочинённые предложения. | 9 ч. | 3 ч. |
4 | Сложноподчинённые предложения. | 32 ч. | 6 ч. |
5 | Бессоюзные сложные предложения. | 10 ч. | |
6 | Сложные предложения с различными видами связи. | 8 ч. | |
7 | Общие сведения о языке. | 5 ч. | 3 ч. |
8 | Систематизация изученного. | 24 ч. | |
Итого: | 70 | 15ч. |
4.Требование к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке. Определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Производить орфографический разбор слов.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко- литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи. Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий этикет.
5.Литература и средства обучения.
1) Программа по русскому языку М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва «Просвещение» 2010)
2) Учебник для общеобразовательных учреждений. - Русский язык. 9 кл. С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Издательство «Просвещение» 2013 г .
3) О.В. Беляена, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку.
9 класс. М. «ВАКО» 2007 г
4) Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. 550 правил и упражнений по русскому языку 5-8. М. «Астрель» 2003 г.
5) Ерохина Учебно- тренировочные материалы по русскому языку
6) Егораева Тренировочные тесты по русскому языку 9 кл
7) Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е. Крючков -41-е изд.- М. 1990.
8) Одинцов В.В. школьный словарь иностранных слов под ред. В.В.Иванова. – 8-е изд. –М. 2006
9) Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т. Баранов -4 е изд. –М. 2006
10) Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка/ З.П. Потиха –
2 –е изд. –М. 2006
11) Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского -10-е изд.- М.2007
12 )Русский язык. 9 кл. С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Издательство «Просвещение» 2010г .
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013 – 2014 учебный год
по русскому языку
Класс: 9
Учитель: Бакунина Т.Н.
Количество часов:
всего: 70 час.
в неделю: 2 час.
резерв времени - 0 час.
Плановых контрольных работ – 4 диктанта, 1 тест.
Практических работ - 1 сочинение , 4 излож.
Планирование составлено на основе:
авторской программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва «Просвещение» 2010)
Учебник:
Учебник для общеобразовательных учреждений. - Русский язык. 9 кл. С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Издательство «Просвещение» 2013 г .
Приложение к рабочей программе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Фактич. дата |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Международное значение русского языка. | 1 час. | ||
2 | Повторение пройденного. Фонетика. | 9 1 | ||
3 | Лексика и фразеология. | 1 | ||
4 | Морфемика. Словообразование. | 1 | ||
5 | Морфология. | 1 | ||
6 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | ||
7 | Входной контроль. Контрольный диктант на тему « Повторение пройденного» | 1 | ||
8 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | ||
9 | Р/р Текст. | 1 | ||
10 | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. | 1 | ||
Сложносочинённые предложения. | 9 | |||
11 | Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. | 1 | ||
12 | Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. | 1 | ||
13 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | ||
14 | Р\Р Контрольное изложение | 2 | ||
15 | Рецензия. | 1 | ||
16 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 | ||
17 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | 1 | ||
18 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | 1 | ||
19 | Контрольный диктант по теме « Сложносочинённые предложения» | 1 | ||
20 | Сложноподчинённые предложения. Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 32 1 | ||
21 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | ||
22 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | ||
23-24 | Р\Р Контрольное изложение | 2 | ||
25 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительным. | 1 | ||
26 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительным. | 1 | ||
27 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | ||
28 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | ||
29 | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 | ||
30 | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 | ||
31 | Придаточные предложения места. | 1 | ||
32 | Придаточные предложения времени. | 1 | ||
33 | Придаточные предложения времени. | 1 | ||
34 | Сочинение- рассуждение. | 1 | ||
35 | Придаточные предложения условные. | 1 | ||
36 | Придаточные предложения причины. | 1 | ||
37. | Придаточные предложения цели. | 1 | ||
38 | Придаточные предложения сравнительные. | 1 | ||
39-40 | Р\Р Контрольное изложение | 2 | ||
41 | Придаточные предложения уступительные. | 1 | ||
42 | Придаточные предложения следствия. | 1 | ||
43 | Контрольный диктант на тему: « Сложноподчинённые предложения». | 1 | ||
44 | Анализ диктанта. | 1 | ||
45 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | 1 | ||
46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | 1 | ||
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными | 1 | ||
48 | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. | 1 | ||
49 | Деловые бумаги. | 1 | ||
50 | Деловые бумаги. | 1 | ||
51 | Деловые бумаги. | 1 | ||
Бессоюзные сложные предложения. | 10 | |||
52 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
53 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
54 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
55 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
56 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
57 | Реферат. | 1 | ||
58 | Контрольный диктант на тему «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | ||
59 | Анализ диктанта. | 1 | ||
60 | Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 8 1 | ||
61 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 1 | ||
62 | Р/Р Контрольное изложение | 2 | ||
63 | Авторские знаки препинания. | 1 | ||
64 | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 2 1 | ||
65 | Русский литературный язык и его стили. | 1 | ||
66 | Контрольный тест. | 1 | ||
68-70 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 6 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...