рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10 класс составлена на основе программы Рыбченковой, Власенкова. Содержит календарно-тематическое планирование, имеющее разделы: тема урока, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовленности учащихся, виды контроля, дом.задание, дата проведения. Рассчитана на 32 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 10 класс на основе программы Рыбченковой, Власенкова. | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 часа) | |||||||||
1. | Русский язык в современном мире | 1 | Урок усвоения новых знаний | Русский язык -государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур | Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование | Упр. 268, прочитать отрывок из речи академика И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка», сформулировать основную мысль. Стр. 145, прочитать отрывки из статьи К.Д.Ушинского «Родное слово». Ответить на вопрос: что общего и различного в содержании этих текстов? Подготовить на их основе сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа | Упр. 267, составить план и тезисы отрывков из статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова «Русский язык». Подготовить сообщение по каждому пункту плана. Написать небольшое сочинение-рассуждение, выразив свое отношение к словам Ф. М. Достоевского «Язык, народ - в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!» | ||
2. | Формы существования русского национального языка | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Литературный язык. Просторечия. Народные говоры. Профессиональные раз- | Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), | Учебник В. В. Ба-байцевой, составить план § 9 «Состав современного русского | Подготовить связное аргументированное высказывание на одну из тем: «Русский язык - национальное дос- |
новидности. Жаргон. Арго. Взаимосвязь языка и культуры. Национальный язык -единство его различных форм (разновидностей) | социальные диалекты (жаргоны) и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; понимать, что литературный язык - это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь, причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять их | 7 языка». Упр. 55, прочитать текст Д. С. Лихачева, определить его тему, тип речи, найти ключевые слова, ответить на вопрос: согласны ли вы с выводом Д.Лихачева? Свой ответ обосновать | 8 тояние, переданное нам предшественниками», «Русский язык - живая связь времен». Объяснить, как вы понимаете смысл пословицы: «Горе в чужой земле безъязыкому» | 9 | 10 | ||||
РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА (17 часов) | |||||||||
3. | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка | 1 | Повтори-тельно-обоб-щающий урок | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка | Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня | Учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М., стр. 92, записать высказывание о языке лингвиста Н.М.Панова, определить стиль текста. Обосновать один из тезисов ученого своими аргументами. Подготовить устное сообщение на основе одного из высказываний Н. М. Панова | Учебник Власенкова А.И., упр. 270, записать основной тезис текста Л. И. Скворцо-ва «Экология слова, или Поговорим 0 культуре русской речи» и те аргументы, которые развивают основную мысль автора. Подготовить устное сообщение, отвечая на вопросы | ||
4. | Текст и его место в сис-, теме языка и речи | 1 | Повтори-тельно-обоб-щающий | Текст - самая крупная единица синтаксической системы, сложный | Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, | Учебник Власен-. кова А.И., прочитать теоретический материала на | Упр. 291, ответить на вопрос: как вы относитесь к высказыванию академика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
урок | результат мыслительной речевой деятельности. Признаки текста. Абзац | выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте, лексические, грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи | стр. 155-157, 159, 161-162 и на его основе подготовить устное сообщение «Текст как речевое произведение». Упр. 282, проанализировать текст о жизненном пути писателя, творчество которого изучается (законченный отрывок объемом 1-3 страницы): выявить в отрывке признаки текста, его тему, основную мысль, выделить микротексты и ключевые слова. Составить план, пересказать текст по плану | В.Щербы, который считает, что абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли»? Составить небольшой текст, соблюдая правила построения абзаца | |||||
5. | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи | Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающее и ознакомительно-реферативное чтение научного (лингвистического) текста, передавать его содержание в виде развернутого плана, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выразительность речи с учетом коммуникативной целесообразности и уместности | Учебник В. В. Ба-байцевой, § 39 «Качества хорошей речи». Составить тезисный план, проиллюстрировать каждый пункт своими примерами. Учебник Власен-кова А.И., упр. 274, передать своими словами содержание статьи В. В. Виноградова, используя | Учебник Власенкова А. И., упр. 275, изложить своими словами мысли С. И. Ожегова о культуре речи, об изменениях требований к культуре речи в разные исторические эпохи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи | при пересказе содержащиеся в статье лингвистические термины | |||||||
7 | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические^ | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические) | Понимать, что нормативность -отличительная особенность русского литературного языка, уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка | Упр. 273, ответить на вопросы: что нового вы узнали о языковой норме из текста Л. В. Щербы, как и кем создается литературная норма? Редактирование текста | Упр. 276, прочитать предложения из книги «Не говори шершавым языком» о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ, определить тип ошибки, записать предложение в исправленном виде | ||
8 | Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных и некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Акцентологические нормы: нормы ударе- | Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, нормами ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм | Тест. Прослушивание записей речи русских актеров и дикторов. Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических (произносительные) и акцентологических норм современного русского литературного языка. Упр. 14 (учебник Власенкова А. И.), записать словосочетание, объяс- | Учебник В. В. Бабай-цевой, § 25, ответить на вопрос: с какими разделами языка связана орфоэпия? Учебник Власенкова А. И., упр. 10, произнести слова, проверить себя по орфоэпическому словарю, указать произносительные варианты [ЧН]/, [ШН], проверить по толковому словарю значения непонятных слов. Упр. 17, обозначить ударный слог |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ния в современ- ном русском язы- ке, допустимые варианты произ- ношения и ударе- ния | нить, какая осо- бенность русского ударения помога- ет справляться с орфографически- ми трудностями при написании безударных гласных в корне | ||||||||
9- 10. | Лексические нормы | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим зна- чением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов и жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры | Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лекси- ческого значения слова, подби- рать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учетом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения | Краткий пересказ содержания по- нравившегося фильма с исполь- зованием слов разного типа. Упр. 47, прочитать и записать синонимичные пары и ряды слов, сравнить их. Определить, отличаются ли они оттенками значений, сферой употребления, сверить свой ответ с толковым словарем и словарем синонимов. Провести эксперимент: могут ли все слова'одного синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом? | Учебник В. В. Бабай- цевой, § 26. Учебник Власенкова А. И., стр. 20-35, ис- пользуя теоретический материал, подготовить устное сообщение о лексическом богатстве русского языка. Упр. 75, написать сочинение-миниатюру 0 значении слов: в чем их сходство и различие? (Использовать один из вариантов.) ' Учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М., упр. 152, найти в толковом словаре 4-5 слов, имеющих переносное значение. Использовать как способ чтения сканирование -необходимую выборку при быстром чтении текстов, ориентируясь на помету перен. Составить схемы словарных статей, отве- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
тить на вопрос: какое место в структуре словарной статьи занимает элемент пе-рен.? | |||||||||
11. | Орфографические нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Раздел русской орфографии и основные принципы написания. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок | Знать основные принципы написания морфем: гласных и согласных в корне, приставок, уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, обнаруживать орфограммы в корнях и приставках слов, группировать слова по видам орфофамм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при на-писаниислов | Осложненное списывание с творческим заданием. Упр. 26, сгруппировать слова по наиболее важным орфограммам, сформулировать орфографические правила на каждую группу слов | Упр. 7, прочитать текст. Выписать непонятные слова, найти их значения в словаре. Обозначить орфограммы в первых трех предложениях, определить принцип их написания. Упр. 15, изменить слово или подобрать родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой звук корня. Ответить на вопрос: какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов? Упр. 19, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы | ||
12. | Орфографические нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи | Знать основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи, уметь определять правильный способ действия при выборе написания окончаний и суффиксов разных частей речи, единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой На морфемно- | Взаимодиктант с самопроверкой | Упр. 139, прочитать текст, записать его. Вставить пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания. Ответить на вопрос: какие художественные детали используются в тексте и как они характеризуют героя? | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
словообразовательный анализ слова | На основе теоретического материала учебника составить устные сообщения: «Правописание Ь на конце после шипящих», «Употребление букв Е (ё), О после шипящих и Ц в разных морфемах» | ||||||||
13. | Орфографические нормы | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Слитные, дефис-ные и раздельные написания | Знать принцип русской орфографии (лексико-синтаксический) уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм (НЕ с разными частями речи, сложные слова, де-фисные написания морфем -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- и др.), соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументированно обосновывать выбор написания | Тест. Комплексный анализ текста. На основе примеров упр. 199 сформулировать правило употребления дефиса | Упр. 205, произвести орфографический разбор всех случаев слитного, раздельного написания НЕ, объяснить постановку тире и двоеточия. Упр. 200, выявить разницу в примерах, записать через тире | ||
14. | Грамматические нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний | Уметь употреблять в речи трудные падежные формы, формы косвенных падежей существительных на -МЯ, несклоняемых существительных, существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа, согласовывать прилагательные, причастия и глаголы в форме прошедшего времени с существительными, правильно употреблять формы | Редактирование предложений текста. Учебник Ба-байцевой В. В., упр. 148, 150 | Учебник А. И. Власен-кова, упр. 144, поставить существительное в Р.п. мн. ч. Упр 162, поставить числительные в Т.п. (1), записать прописью числительные и существительные, поставив их в нужном падеже (2). Упр. 169 (II), образо- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разрядам, одушевленности / неодушевленности, имена прилагательные и наречия в формах сравнительной степени, правильно образовывать и употреблять некоторые личные формы глаголов, причастия и деепричастия, предлоги в составе словосочетаний, соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования ' или управления, нзходить и исправлять грамматические ошибки | вать видовые пары глаголов | ||||||||
15. | Грамматические нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности | Соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложненного и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого, уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, производить синонимичную замен/ синтаксических конструкций с учетом стилей и типов высказываний | Редактирование текста | Упр. 233, закончить предложение, добавляя однородные члены для уточнения мысли, для усиления выразительности. Включить слова, грамматически не связанные с членами предложения. Написать сочинение на тему «Размышляя перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение), соблюдая нормы построения текста и языковые нормы | ||
16. | Нормативные словари современного русского языка и справочники | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Нормативные словари современного русского языка и справочники | Уметь извлекагь из словарей и справочников необходимую информацию, пользоваться всеми видам! словарей при подготовке рефератов, докладов, устных ссобщений, разработке проектоЕ | Подготовить аргументированное устное высказывание на основе слов Ф. Вольтера «Слова - образы, словарь - это Вселен- | Написать памятку «Как работать со словарем» (по 1 из нормативных словарей) или рекомендательную аннотацию на один из словарей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ная в алфавитном порядке» | |||||||||
17. | Пунктуационные нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений и внутри простого предложения | Понимать принципы русской пунктуации, функции знаков препинания; уметь определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличи-тельную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении; правильно строить, выразительно читать и пунк-туационно грамотно оформлять осложненное простое предложение | Учебник Власен-кова А.И., читать с. 114, 118, 126. Упр. 226, назвать функции каждого из 10 знаков препинания русской пунктуации. Ответить на вопрос: о чем С. И. Абакумов умалчивает и что он считает самым главным регулятором при постановке знаков препинания? Подобрать свои примеры для иллюстрации основных положений | Упр. 239, прочитать предложения, определить их вид, построить графические схемы. Выписать грамматические основы, указать, чем они выражены. Упр. 230, списать текст, объяснить пропущенные орфограммы, пунктограммы. Найти в тексте односоставные предложения, определить их тип, принцип постановки каждого знака препинания и его функцию. | ||
18. | Пунктуационные нормы | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста | Понимать функции знаков препинания между частями сложного предложения и при передаче чужой речи в связном тексте, роль абзаца как пунктуационного знака, передающего смысловое членение текста, соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов при письме под диктовку | Изложение с творческим заданием. Упр. 247, прочитать текст, объяснить, почему в нем только одно абзацное деление | Упр. 234. Как вы построите речь, чтобы доказать свою правоту очень упрямому собеседнику? Ответить на этот вопрос, используя вводные слова, указывающие на порядок мысли. Упр. 262, прочитать диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки Ан-туана де Сент-Экзюпери. Переложите его в косвенную речь, стараясь сохра- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
нить суть разговора и размышления Маленького принца. Определить принципы используемых в тексте пунктограмм | ||||||||
19. | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Культура речи. Основные виды языковых норм | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | Тест в формате ЕГЭ (1 часть -задания типа А) | Упр. 159, прочитать, расставить недостающие знаки препинания. Объяснить правописание НЕ-НИ с разными частями речи, найти в тексте поговорку, объяснить ее смысл | |
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (8 часов) | ||||||||
20. | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности | 1 | Урок усвоения новых знаний | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности | Понимать обусловленность общения как основного элемента культуры, общение как деятельность, функции человека как субъекта общения: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), ко-нативную (взаимопроявление, управление), креативную (взаимовлияние, преобразование), основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия, уметь оценивать реализацию цели общения в диалоге (столкновение взаимодействий разных точек зрения, разных позиций, пониманий, разных интерпретаций и т.д.) | Подготовить устное развернутое сообщение на основе высказываний (на выбор): «Общаясь, люди создают друг друга» (Д. С. Лихачев); «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке как для других, так и для себя самого» (М. М. Бахтин) | Найти в периодической печати и прочитать интервью общественного деятеля (политика, ученого, артиста и т.д.), определить степень оригинальности зачина, концовки каждого ответа в ходе интервью, перечислить основные способы построения ответов. Определить тезисы, аргументы, выводы. Сделать вывод: на сколько эффективно воздействие сказанного в интервью на современную аудиторию? |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
речевого общения: личное - неличное, официальное - неофициальное, подготовленное - спонтанное. Условия речевого общения: наличие мотива и цели (коммуникативное намерение) общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения | виях общения; уметь объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее компоненты), учитывать речевую ситуацию: социальную роль партнера, характер и условия общения, мотивы и цель, коммуникативную стратегию; выбирать тему общения, обосновывать выбор вида речевого произведения, собирать материал, обрабатывать его, систематизировать, находить новую информацию, перерабатывать ее, владеть нормами поведения в различных ситуациях общения | манера его речи была доступна для аудитории и эмоциональна. Подготовить рассказ о прочитанной книге в 2-х вариантах, обусловленных ситуацией общения: 1) рассказ как выполнение учебной задачи на уроке литературы (цель: убедить, что вы прочитали текст и что ваше оценочное суждение достаточно аргументированно); 2) рассказ о понравившейся книге (цель: поделиться впечатлением, посоветовать прочитать эту книгу) | цию, уместность использования слов. Подготовить устное сообщение на одну из тем: «Действительно ли человек - «мера всех вещей?», «Нравственность - система запретов или дорога к счастью?». Составить план своей работы над темой, план своего выступления, по одному из пунктов плана выступления записать текст | ||||||
23. | Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи | Понимать особенности устной и письменной речи, отличия устной речи (неподготовленность, обилие незаконченных синтаксических конструкций, пропуски, оценочные фразы) от письменной (основы официально-делового и научного стиля речи, языка художественной литературы; связность, обязательность норм), использовать в устной речи интонацию как средство выделения смысловых частей высказывания, в | Ответить на вопрос: чем отличается устное общение от письменного? Подготовить устный и письменный сопоставительный анализ двух форм речи. Результаты оформить в таблице | Написать текст в любом жанре или подготовить устное выступление на тему «Что речь может рассказать о человеке» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
письменной речи - знаки препинания, средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста, понимать основные особенности ситуаций общения, требующих выбора устной (телефонный разговор, разговор дома, в классе и др.) или письменной (письмо, записка, телеграмма, электронное сообщение CMC-сообщение и т.д.) формы речи, особенность информации (важность, объем, адресат речи, условия восприятия информации), уметь создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, формулировать основную мысль (коммуникативное намерение своего высказывания) | |||||||||
24. | Виды речи: монолог и диалог | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Виды речи: монолог и диалог. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование) | Понимать значение понятий: монолог, диалог, полилог, знать разновидности диалога (бытовой разговор, деловая беседа, переговоры), характерные особенности диалога (информативность реплик, соблюдение участниками причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний), различать диалоговость как свойство любой культуры и диалог как форму речи, в которой происходит смена речевых ролей говорящего и слушающего, понимать структурные элементы монолога (вступление, основ- | Составить монолог, высказать свое отношение к словам Д.Карнеги: «... наиболее важным и полезным как в деловом общении, так и в жизни вообще оказалось искусство говорить». Сделать вывод о связи вида речи со стилем речи, речевой ситуацией | Найти в поэтической речи примеры диалога, монолога, записать. Написать диалог дискуссионного характера на основе рече-рой ситуации: ваш знакомый утверждает, что у сегодняшних молодых людей нет идеалов, они хотят быть «как все», и это ртражается в одежде, поведении, принципах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ная часть, заключение), отличие монолога как формы речи, выделять характерные черты монолога (непрерывное высказывание, последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность, тематичность, синтаксическая усложненность), уметь вести диалог, следить за мыслью собеседника в диалоге, строить реплики как неразрывные пары: вопрос - ответ, утверждение - возражение, утверждение - согласие, предложение - принятие/непринятие этого предложения, составлять монологическое высказывание и предъявлять его, адекватно воспринимать звучащую речь | |||||||||
25. | Текст (высказывание) как единица общения | 1 | Повтори- тельно- обоб- щаюиций урок | Текст (высказывание) как единица общения | Понимать что текст (высказывание) является единицей общения: подчинено единой теме, которая раскрывается в соответствии с авторским замыслом, высказывание кому-либо адресовано, создано с определенной целевой установкой, характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла; уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать содержание прослушанного текста в виде планов, схем, | Анализ текстов-образцов с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения (цели общения), речевого поведения персонажей. Эпизод из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» (Остап и Эллочка Щукина). Ответить на вопрос: как меняется речевое поведение Остапа, какие средства воздействия он | 1. Создать текст заяв 2. На выбор. Подгото |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией | использует? Проследить, как выстраивается общение (взаимодействие и воздействие) в соответствии с коммуникативным намерением инициатора (лидера общения) | ||||||||
26. | Структурные элементы текста | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика | Понимать значения терминов: тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика, уметь определять тему, тематику, основную мысль текста (идею), проблему, проблематику, владеть основными нормами построения текста | Описать ситуации, в которых определение тематики, проблематики, основной мысли текста: 1) может вызвать особое затруднение; 2) допускает разные решения, истолкования; 3) требует близости позиций. Обратиться к словарю, составить и записать определение понятий: тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика, используя пояснительные члены предложения. Упр. 235 (учебник А. И. Власенкова), на основе просмотрового чтения сформулировать тему и проблематику текста, подобрать к | Составить памятку «Как определить тему, основную мысль и проблематику текста» в виде плана действий. Найти информацию в Интернете: компьютерную программу (или описание этой программы), автоматически определяющую основную тему и микротемы текста |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
тексту 2 заголовка, отражающих основную мысль высказывания, его проблематику | |||||||||
27. | Языковые способы и средства организации текста | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Языковые способы и средства организации текста | Уметь использовать при создании текста различные средства связи предложений в тексте (различные виды повтора, сочинительные союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и параллельную связь предложений, уметь анализировать текст, определяя способы и средства связи l | Ответить на вопросы: какая связь существует между средствами и способами связи? Какие средства связи чаще используются при цепной и при параллельной связи? Упр. 287, прочитать текст, доказать, что это текст. Списать его, определить вид связи в тексте, лексические и грамматические средства языка. Ответить на вопрос: как в тексте подчеркивается единство темы? | Стр. 155-156, 159 (учебник А. И. Власенкова), прочитать, выписать ключевые слова. Упр. 286, пользуясь средствами параллельной связи (с элементами цепной) описать события, в которых принимаете участие. Выделить в тексте средства связи между предложениями и абзацами или написать сочинение в жанре эссе на одну из тем: «Нужно ли завоевывать всеобщую любовь?», «Нужно ли знакомить своих родителей с друзьями?» | ||
РАЗДЕЛ IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (8 часов) | |||||||||
28. | Разговорная речь, сфера ее использования, назначение | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Разговорная речь, сфера ее использования, назначение | Понимать особенности разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения в устной и письменной речи, уметь анализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи | § 30 (учебник Ба-байцевой В.В.); стр. 329, 330 -332, 334 (учебник А. И. Власенкова), прочитать текст ознакомительным чтением, выделить основные смысловые еди- | Упр. 485, дать толкование слов, пояснить их стилистическую окраску. Упр. 493, выписать из толкового словаря 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ницы текста, составить его план. Подготовить характеристику разговорной речи | пометой прост. Охарактеризовать разницу между разговорными и просторечными средствами языка | ||||||||
29. | Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Общие признаки разговорной речи. Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении. Характерные языковые средства, создающие особенность стиля | Использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении, языковые средства, определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая устная форма общения (обычно диалогичная), возможности диалога | Провести исследование 3-5 образцов разговорной речи, выявить определенные закономерности, характерные для данного стиля. Использовать план упражнения 477, 481 (II) | Упр. 489, написать зарисовку в разговорном стиле речи, использовать диалог на одну из предложенных тем: «О любимом певце (актере)», «Встреча друзей после летнего отдыха». Упр. 490, подобрать из любой газеты текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Отредактировать его | ||
30. | Совершенствование культуры разговорной речи. Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор) | Владеть приемами, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях и сферах общения, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации, анализировать фрагменты текстов разных жанров разговорной речи, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учетом ситуации и условий общения, фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого об- | Устное сообщение «Речевая культура использования технических средств коммуникации» | Написать эссе в разговорном стиле на одну из предложенных тем «Почему я веду (не веду) здоровый образ жизни», «Что такое активный образ жизни», «Занятия спортом: грань между пользой и вредом» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
щения основные нормы русского литературного языка | |||||||||
31. | Речевая деятельность героев литературных произведений образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Речевая деятельность героев литературных произведений - образец речевогск поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп | Уметь выявлять действенность и результативность слова в его целесообразности, учет говорящим условий и места общения, адресат, анализировать авторский комментарий коммуникативной деятельности персонажей, их речевое поведение, понимать эмоциональное, эстетическое, этическое воздействие слова, его потенциальную убеждающую силу, внушение и оценку, побуждение и управление | Лабораторная работа: исследовать различные речевые ситуации, условия общения в автобиографической трилогии А. М. Горького «Детство. Отрочество. Мои университеты»: общение в стихии бытового взаимодействия, в семейной среде, диалоги Алеши с бабушкой и дедушкой, их монологи, обращенные к Алеше | Составить устное сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание Д. С. Лихачева «Важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит...» | ||
32. | Культура письменной и устной речи | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Языковая норма | Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы | Анализ сочинений. Прослушивание и анализ устных выступлений. Редакторская правка. Проанализировать фрагменты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопрос: как характеризует поэт речь Евгения Онегина? | Упр. 66 или 67 (учебник А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой), написать мини-изложение, воспроизводя характерные черты исходного текста. Дополнить текст изложения небольшим сочинением (упр. 66, 67), распространяя последние слова: стал записывать... одну мысль; выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....