Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, требованиям к уровню подготовки выпускников, а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – базовый уровень изучения биологии. В содержание авторской программы внесены изменения, которые отражены в таблице тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на базовом уровне. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Так как 2013-2014 учебный год составляет 35 недель, рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на 35 часов. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Принята на заседании школьного методического объединения Руководитель: Т.Е. Суранова Протокол № 1 От «30» августа 2013 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УМР МБОУ СОШ №14 Т.Е. Суранова «13 » сентября 2013 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №14 _______________(Е.Т. Савельева) Приказ № 653 от «18» сентября 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Общая биология»
10 класс
Базовый уровень
Составлена учителем биологии
Малкиной О.В.
2013 - 2014 учебный год
Нягань
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании»
Глава II, ст.11 «ФГОС и федеральные государственные требования образовательных стандартов»
Глава II, ст. 12, п.7: «Образовательные программы».
Глава II, ст. 13: «Общие требования к реализации образовательных программ».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;
- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30 января 2007 года;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. №1067);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2013 – 2014 учебный год (Глава II, ст. 12, п.7, ст. 13 закона РФ «Об образовании» от29.12.2012г. № 273);
- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2013 – 2014 учебный год.
- Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология». Базовый уровень авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 35 ч (в год), 1 ч (в неделю).
Количество часов федерального компонента: 1 ч
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): компилятивная
Принцип обучения: (линейный, концентрический, линейно – концентрический): концентрический
Для каких обучающихся составлена (общеобразовательные или профильные, классы развивающего обучения): общеобразовательные классы.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, требованиям к уровню подготовки выпускников, а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – базовый уровень изучения биологии. В содержание авторской программы внесены изменения, которые отражены в таблице тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на базовом уровне. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Так как 2013-2014 учебный год составляет 35 недель, рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на 35 часов.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, конференции, деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний, предусмотренные программой.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: традиционная технология
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, картами, таблицами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 60 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, использование здоровьесберегающих технологий, продуктивные и репродуктивные методы (словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый), самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Оснащение учебного процесса
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология». Базовый уровень авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11
Учебник: Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 367 с.: ил.
Методические пособия:
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,
В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
Другие учебные пособия:
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Интернет-ресурсы: http://ps.1september.ru/, http://13.pedsovet.org/, http://pedsovet.su/, http://www.zavuch.info/, http://www.mioo.ru/, http://minobr.org/, http://eorhelp.ru/
- Презентации к урокам;
Оборудование:
- Таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопы «Юннат», микропрепараты «Ботаника 1», «Ботаника 2» и др
- Гербарии «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Сорные растения», «Эволюция органического мира высших растений», «Деревья и кустарники»,
- Модель «Клетка растения», «Стебель растения», «Строение корня», «Строение листа», «Сердце», «Строение глаза», «Мозг человека» и др.
- Коллекция «Развитие насекомого с неполным превращением»;
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед».
Таблица тематического распределения количества часов:
10 класс (35 часов)
Название темы | Количество часов программа В.В.Пасечника | Количество часов рабочая программа |
Раздел 1. Введение в биологию Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | 2 2 | 2 2 |
Всего | 4 | 4 |
Раздел 2. Клетка Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория Тема 2.2. Химический состав клетки Тема 2.3. Строение клетки Тема 2.4. Реализация наследственной информации клетки Тема 2.5. Вирусы | 1 4 3 1 1 | 1 6 3 1 1 |
Всего | 12 | 12 |
Раздел 3. Организм Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов Тема 3.3. Размножение Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) Тема 3.5. Наследственность и изменчивость Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология | 1 2 4 2 7 3 | 1 2 4 2 7 3 |
Всего | 19 | 19 |
Итого | 35 | 35 |
Основное содержание программы курса биологии
«Общая биология 10 класс».
35 часов
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
- Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Связь биологии с другими науками», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы».
КЛЕТКА (12 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
- Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (19 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
- Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Календарно – тематическое планирование по биологии для 10 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Название программы: Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология». Базовый уровень
Автор программы: В.В. Пасечник
Год издания: 2006 г. Издательство: «Дрофа»
Учебник: Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 367 с.: ил.
Количество часов за год: 35 часа, (в неделю – 1)
Выполнение программы
Перечень четвертей | Количество часов по плану | Количество проведенных часов по факту |
1 четверть | 9 | |
2 четверть | 7 | |
3 четверть | 10 | |
4 четверть | 9 | |
Итого за год: | 35 |
Выполнение практической части программы
Перечень четвертей | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Зачёты | Тесты | Диктанты | Развитие речи | Другие виды | Итого | |
1 четверть | по плану | 1 | 1 | |||||||
фактически | ||||||||||
2 четверть | по плану | 1 | 3 | 2 | 6 | |||||
фактически | ||||||||||
3 четверть | по плану | 1 | 2 | 3 | ||||||
фактически | ||||||||||
4 четверть | по плану | 1 | 4 | 5 | ||||||
фактически | ||||||||||
Итого за год: | по плану | 3 | 5 | 3 | 5 | 15 | ||||
фактически |
№ урока | К-во часов | Дата по плану | Тема урока | Основное содержание, понятия, термины | Формирование компетенций | Практическая часть программы | Дата по факту | |
знаний | умений и навыков | |||||||
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания — 4 часа | ||||||||
1 | 4 | 06. 09 | Краткая история развития биологии. Методы биологии. | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; | Уметь объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека | ||
2 | 13.09 | Сущность жизни и свойства живого. | ||||||
3 | 20. 09 | Уровни организации жизни. Методы биологии. | ||||||
4 | 27. 09 | Обобщающий урок по теме. | Входная контрольная работа | |||||
Раздел 2. Клетка — 12 часов | ||||||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория — 1 час | ||||||||
5 | 04.10 | История изучения клетки. Клеточная теория. | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. | ||||
Тема 2.2. Химическая организация клетки — 6 часов | ||||||||
6 | 6 | 11.10 | Общая характеристика. Неорганические вещества. | Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов.Липиды, свойства липидов. Знать, какие углеводы и липиды входят в состав живых организмов, их функции. Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности. | Уметь характеризовать УОЖ, молекулярный уровень, неорганические вещества. Уметь объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. Уметь объяснять состав и строение белков. Знать функции белков, уметь приводить примеры. | ||
7 | 18.10 | Углеводы. | ||||||
8 | 25.10 | Липиды. | ||||||
9 | 01.11 | Белки. Состав и строение. | ||||||
10 | 15.11 | Нуклеиновые кислоты. | ||||||
11 | 22.11 | Обобщение изученного материала. | Тест «Химическая организация клетки». | |||||
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки — 3 часа | ||||||||
12 | 3 | 29.11 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. | Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория. Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра, клеточных органоидов, прокариотической клетки, ее отличие от эукариотической. Прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы. Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны. Анаэробы, споры. Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция,полисома. |
микроскопом. Уметь сравнивать клетки прокариот и эукариот. Объяснять, что такое генетический код. | ЛР №1 «Приготовление микропрепарата раст. клетки» | |
13 | 06.12 | Клеточное ядро. Хромосомы.
| ЛР №2,3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» «Сравнение строения клеток растений и животных» | |||||
14 | 13.12 | Прокариотическая клетка | Тест «Строение эукариотической и прокариотической клеток» | |||||
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке — 1 час | ||||||||
15 | 20.12 | Реализация наследственной информации в клетке. | ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | |||||
Тема 2.5. Вирусы — 1 час | ||||||||
16 | 27.12 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | Промежуточная контрольная работа | ||||
Раздел 3. Организм — 19 часов. | ||||||||
Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов. Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов - 3 часа. | ||||||||
17 | 3 | 17.01 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | Знать этапы энергетического обмена, его биологическое значение. Знать процессы световой и темновой фазы фотосинтеза, его биологическое значение. | Уметь объяснять, что такое ассимиляция и диссимиляция. Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез. | ||
18 | 24. 01 | Энергетический обмен. | ||||||
19 | 31.01 | Пластический обмен. Фотосинтез. | Тест «Обмен веществ и энергии» | |||||
Тема 3.3. Размножение. Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — 6 часов. | ||||||||
20 | 6 | 07.02 | Деление клетки. Митоз. | Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Знать способы размножения организмов, характеризовать бесполое размножение, половое размножение. Знать сущность мейоза, оплодотворения, их значение. Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца. | Знать основные фазы жизненного цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза. Уметь сравнивать процессы митоза и мейоза. | ||
21 | 14. 02 | Размножение: бесполое и половое. | ||||||
22 | 21.02 | Образование половых клеток. Мейоз. | ||||||
23 | 28.02 | Оплодотворение. | ПР №1.«Выявление сходства зародышей» | |||||
24 | 07. 03 | Индивидуальное развитие организма. | ||||||
25 | 14.03 | Онтогенез человека. | Тест «Размножение и развитие организмов» | |||||
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость — 7 часов. | ||||||||
26 | 7 | 21. 03 | Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем. Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет. Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. Знать сущность модификационной изменчивости. Знать сущность мутационной изменчивости, причины мутаций. | Знать и уметь раскрывать основные понятия генетики. Знать сущность дигибридного скрещивания. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи. Уметь объяснять, почему иногда не соблюдается закон независимого наследования признаков. Уметь раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры. Уметь объяснять механизм генетического определения пола, сцепленного наследования. Уметь пояснять, что такое норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости. | ||
27 | 04.04 | Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | ||||||
28 | 11.04 | Дигибридное скрещивание. | ПР №2. Составление простейших схем скрещивания | |||||
29 | 18. 04 | Сцепленное наследование. | ПР №3. Решение элементарных генетических задач | |||||
30 | 25.04 | Взаимодействие генов. | ||||||
31 | 02.05 | Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. | ||||||
32 | 16. 05 | Мутации. Модификационная изменчивость. | ПР №4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | |||||
Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология — 3 часа. | ||||||||
33 | 3 | 23. 05 | Итоговая контрольная работа. | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | Знать центры многообразия и происхождения культурных растений. | Уметь называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Итоговая контрольная работа. | |
34 | 30.05 | Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. | ПР №5. Анализ и оценка этических аспектов биотехнологии | |||||
35 | Экскурсия. | |||||||
Итого: 35 часов |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта, Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса профильный уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом п...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной про...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (70 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 6 класс. Базовый уровень. 204 часа
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 6 класс. Базовый уровень. 204 часа...
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Литература» 10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень) Автор учебника: Чертов В.Ф. и др.
Настоящая примерная программа учебного предмета «Литература» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего о...