Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Подорванова Лилия Николаевна

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_8_kl._podorvanova.doc496 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель

межшкольного

методического

объединения учителей

русского языка и

литературы

_________  Н. А. Томилина

Протокол №___

от  «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

_________  Н. И. Ткаченко

«___» ________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская

средняя

общеобразовательная

школа»

__________   Л. А. Прядченко

Приказ №______

от  «_____» __________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

русскому языку

для 8 «а» класса

 (базовый уровень)

Учитель: Подорванова Лилия Николаевна

2013 – 2014 учебный год  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,  Шанский Н.М. Программа «Русский язык», 5-9 кл., М.: Просвещение, 2010.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».

Цели и задачи преподавания русского языка:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

        развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

        познавательных: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи;

        практических: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

        лингвистических: овладение знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о методах, этапах развития, выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка;

        общепредметных: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Изменения, внесенные в рабочую программу.

В рабочую программу внесены изменения на основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».

 Большее количество часов отведено на темы: «Повторение изученного в 5 – 7 классах», т.к. начало учебного года является наиболее трудным для обучающихся, идет процесс адаптации в начале учебного года; «Вводные и вставные конструкции» - т.к. при изучении этой темы обучающиеся  испытывают затруднения. Также увеличено количество часов на уроки развития речи (большее внимание уделяется подготовке к итоговой аттестации).

Изменено также количество часов в течение учебного года с 102 до 105, так как количество рабочих недель – 35.

Содержание программы

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

Русский язык в современном мире

1

1

Повторение изученного в 5 - 7 классах.

6+2

7+1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

7+1

7+3

Простое предложение

2+1

2+2

Двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6+2

8

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6+2

7+2

Односоставные предложения

9+2

10+3

Простое осложненное предложение

1

1

Однородные члены предложения

12+2

10+1

Обособленные члены предложения

18+2

13+3

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

ОБРАЩЕНИЕ

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

4

5+2

6+1

1

7+2

5+2

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

5+1

6+1

Уроки развития речи

18

22

ИТОГО

105

105

Учебно-методический комплект:

  1. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д .Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – Учебник: Русский язык 8 класс. - 10-е изд., М.: Просвещение, 2013
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,  Шанский Н.М. Программа «Русский язык», 5-9 кл., М.: Просвещение, 2010.
  3. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2002.
  4. Костяева Т.А., Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 кл., М.: Просвещение, 2002.
  5. Малюшкин А.Б., Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.        5 –9 кл.,  М.: Просвещение, 2010.   

Учебных недель – 35

Количество часов по плану – 3

Недельная нагрузка - 3

Общее количество часов – 105

В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных работ:

  • диктантов – 7
  • изложений – 4
  • сочинений – 7
  • тестирований – 1         

        

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • Урок изучения нового материала,
  • урок закрепления знаний, умений и навыков,
  • комбинированный урок,
  • урок-беседа,
  • повторительно-обобщающий урок,
  • урок-лекция,
  • урок-практикум,
  • урок развития речи.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам
  • Взаимопроверка
  • Диктант
  • Изложение

Требования к уровню подготовки учащихся

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

Раздел I. Общие сведения о языке

1

1

Русский язык в современном мире. Понятие государственного языка

Устный опрос

1

С1-ГИА

Раздел II. Повторение изученного в 5-7 классах

7 + 1

2

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Устный опрос

1

А 20, А 24, 25

3

Знаки препинания в сложном предложении

Устный опрос

1

А 20, А 24, 25

4

Буквы Н, НН в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий

Фронтальный опрос

1

А 12

5

Р.р. Подробное  изложение

Изложение

1

ГИА

6-7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Словарный диктант

2

А 17

8

Входной контрольный диктант.

Комплексное повторение.

Входной контроль.

Диктант

1

А 12 - 18

9

Комплексное повторение. Пунктуация и орфография.

Работа по карточкам

1

Раздел III. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

3 + 3

10

Основные единицы синтаксиса

Выборочный диктант

1

11

Р.р. Текст как единица синтаксиса

Устный опрос

1

А 6 – А11

12

Предложение как единица синтаксиса

Фронтальный опрос

1

А 4, А 6, А 9

13-14

РР. Сжатое изложение

«Анна Павлова»

Текущий контроль. Изложение

2

ГИА

15

Словосочетание как единица синтаксиса

Работа по карточкам

1

В2

Раздел IV. Словосочетание

4

16

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: глагольные, именные, наречные

Устный опрос

1

В 3

17

Синтаксические связи слов в словосочетании.

Устный опрос

1

В3

18

Синтаксический разбор словосочетаний

Практическая работа

1

В3, А 8

19

Контрольная работа с элементами тестирования

Текущий контроль

К/р с элем. тестирования

1

Раздел V. Простое предложение.

2 + 2

20

Предикативная (грамматическая) основа предложения

Устный опрос

1

А 8

21

Р.р. Сжатое изложение «Географические названия»

Текущий контроль. Изложение

1

ГИА

22

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Фронтальный опрос

1

А 6

23

РР. Описание памятника культуры

Текущий контроль

1

Раздел VI. Двусоставные предложения

8

24

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее

Устный опрос

1

А 8, В 4 – В 7

25

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Устный опрос

1

А 8, В4 – В7

26

Составное глагольное сказуемое.

Выборочный диктант

1

А 8, В4 – В7

27

Составное именное сказуемое

Фронтальный опрос

1

А 8, В4 – В7

28-29

Тире между подлежащим и сказуемым

Устный опрос

2

А 9

30-31

Контрольный диктант  с грамматическим заданием «Адмиралтейство».

Анализ контрольного диктанта

Текущий контроль. Диктант

2

Раздел VII. Второстепенные члены предложения

7 + 2

32

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

Устный опрос

1

В 5, В 6

33

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Устный опрос

1

В 5, В 6

34

Приложение. Знаки препинания при нем.

Выборочный диктант

1

В 5, В 6

35-36

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства

Устный опрос

2

В 5, В 6

37

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Устный опрос

1

В 6, А 26, 28

38-39

РР. Характеристика человека как вид текста. Сочинение по картине Ю. Ракши

«Проводы ополчения»

Сочинение

2

С

40

Промежуточный контроль.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Промежуточный контроль. Контрольная работа

Раздел VIII. Односоставные предложения

10 + 3

41

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

Фронтальный опрос

1

А 8, А 19

42

Назывные предложения

Работа по карточкам

1

В 4

43

Определенно-личные предложения.

Устный опрос

1

В 4

44

Административный контрольный диктант. Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Текущий контроль

1

В 4

45

РР. Инструкция

1

46

Безличные предложения.

Фронтальный опрос

1

В 4

47

РР. Рассуждение.

1

ГИА С

48

Неполные предложения

1

ГИА С

49

РР. Сочинение-рассуждение «Слово делом крепи»

Сочинение

1

В 4

50

Синтаксический разбор односоставных предложений

1

А 19

51

Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»

1

А 19, В 4

52-53

Текущий контроль.

РР. Сжатое изложение

«Михаил Зощенко»

Текущий контроль. Изложение.

2

ГИА С1

Раздел IX. Простое осложненное предложение

1

54

Понятие об осложненном предложении

Фронтальный опрос

1

А 22, 23

Раздел X. Однородные члены предложения

10 + 1

55

Понятие об однородных членах предложения

Устный опрос

1

А 19, 22, 23

56

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Устный опрос

1

А 19, 22, 23

57

Однородные и неоднородные определения

Практическая работа

1

А 19, 22, 23

58-59

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Устный опрос

2

А 19, 22, 23

60

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Устный опрос

1

А 19, 22, 23

61

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Практическая работа

1

А 19, 22, 23,

62

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Практическая работа

1

А 19, 22, 23, 25

63-64

Текущий контроль.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Анализ контрольной работы.

Текущий контроль

2

65

РР. Сочинение-отзыв по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди»

Сочинение

1

С

Раздел XI. Обособленные члены предложения

13 + 3

66

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Работа по карточкам

1

В 5

67

Обособленные определения.  Знаки препинания при них.

Работа по карточкам

1

В 5

68

Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения.

Устный опрос

1

В 5

69-70

РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

«Курить – здоровью вредить»

Текущий контроль. Сочинение

2

ГИА – С1

71

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Устный опрос

1

В 5

72-73

Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них.

Фронтальный опрос

2

В 5

74 - 75

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Словарный диктант

2

В 5

76

РР. Сочинение-рассуждение

«Изобретение наших дней»

Текущий контроль. Сочинение

1

С

77

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Выборочный диктант

1

В 5

78

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

В 5

79

Урок-зачет по теме: «Обособленные и уточняющие члены предложения».

Фронтальный опрос

1

А 19, 22, 23, 25, В 5,

80

Текущий контроль.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Текущий контроль. Сочинение

1

А 19, 22, 23, 25, В 5,

81

Анализ контрольного диктанта

1

Раздел XII. Слова, грамматически не связанные с членами предложения

8 + 2

82

Обращение. Выделительные знаки препинания при них.

Устный опрос

1

А 21

83

РР. Составление делового документа.

Практическая работа

1

С

84

Вводные и вставные  конструкции.

Устный опрос

1

А 21

85

Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению.

Выборочный диктант

1

А 21

86

РР. Сочинение по картине И.Шевандроновой

«На террасе».

Сочинение

1

С

87

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Текущий контроль. Диктант.

1

88

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками.

1

89

Междометия в предложении.

1

90

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Практическая работа по карточкам

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,  В 5

91

Урок-зачет по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Устный опрос

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,  В 5

Раздел XIII. Чужая речь.

5 + 2

92

Понятие о чужой речи.

Устный опрос

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,  В 5

93

Прямая и косвенная речь.

Выборочный диктант

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,  В 5

94

Прямая речь. Диалог.

Устный опрос. Работа по карточкам.

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,  В 5, С

95-96

РР. Рассказ.

2

С

97

Цитата.

Устный опрос. Работа по карточкам

1

С

98

Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор.

Практическая работа по карточкам

1

А 19, 22,23, 25, 21, 24,

В 5, С

99-104

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Текущий контроль    Тест

6

105

Итоговый контроль.

Итоговое контрольное тестирование.

Итоговый контроль. Тест

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык в современном мире

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

(5 ч + 2 ч)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

Знаки препинания в сложном предложении.

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(7 ч + 1 ч)

Основные единицы синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса.

Предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение

(2 ч + 1 ч)

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Порядок слов в предложении.

Интонация.

Описание памятника культуры.

Двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч + 2 ч)

Подлежащее.

Сказуемое.

Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч + 2 ч)

Роль второстепенных членов предложения.

Дополнение.

Определение.

Приложение. Знаки препинания при нем.

Обстоятельство.

Синтаксический разбордвусоставного предложения.

Характеристика человека.

Повторение.

Односоставные предложения

(9 ч + 2 ч)

Главный член односоставного предложения.

Назывные предложения.

Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Инструкция.

Безличные предложения.

Рассуждение.

Неполные предложения.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Повторение.

Простое осложненное предложение

(1 ч)

Понятие об осложненном предложении.

Однородные члены предложения

(12 ч + 2 ч)

Понятие об однородных членах.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Однородные и неоднородные определения.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Пунктуационный  разбор предложения с однородными членами.

Повторение.

Обособленные члены предложения

(18 ч + 2 ч)

Понятие об обособленности.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Рассуждение на дискуссионную тему.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.        

Пунктуационный  разбор предложения с обособленными членами.        

Повторение.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

ОБРАЩЕНИЕ

(4 ч)

Назначение обращения.

Распространенные обращения.

Выделительные знаки препинания при обращении.

Употребление обращений.

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

(5 ч + 2 ч)

Вводные конструкции.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Междометия в предложении.

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Повторение.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

(6 ч + 1 ч)

Понятие о чужой речи.

Комментирующая часть.

Прямая и косвенная речь.

Косвенная речь.

Прямая речь.

Диалог.

Рассказ.

Цитата.

Повторение.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

(5 ч + 1 ч)

Синтаксис и морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и культура речи.

Синтаксис и орфография.

Формы и средства контроля

Входной контроль (выявление качества знаний учащихся на начало учебного года)

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения,  соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.

Перечень учебно-методических средств обучения 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.   Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д .Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М.      Шанский. – Учебник: Русский язык 8 класс. - 10-е изд., М.: Просвещение, 2013

  1. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Богданова, Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. – М.: «ТЦ Сфера», 2011. – 80 с.
  4. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. 8 класс. – М.: «ТЦ Сфера», 2010. – 112 с.
  5. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Книгина, М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008.
  7. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д .Дейкина, Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. - 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009.
  8. Ахременкова, Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс. - М.: Просвещение,2005.

Дополнительная литература

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: Пособие для учащихся.  Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  3.  Купалова, Т.М. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс /М.:   Просвещение, 1997.
  4. Сергеева Е. М. Тесты  по русскому языку: 8 класс: / Е. М. Сергеева – М.: Экзамен, 2009.
  5. Капинос В. И. , Пучкова Л. И. , Гостева Ю. Н. , Цыбулько И. П. ЕГЭ: шаг за шагом. 8 класс/ М.: Дрофа,2011
  6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе / М.: Просвещение,2009
  7. Егорова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/М.: ВАКО,2011
  8. Голуб, И.Б. Диктанты и изложения / М.: Экзамен,2011

Ресурсы ЦОР

1. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.        5 класс

2. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык.                              

3. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П. А. Леканта.        6 класс

4. Электронное учебное издание. Дрофа. Русский язык.                              

5. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 7 класс

6. Русский язык. Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы. Справочник школьника.

7. Страна Лингвиния. Версия 2.0. Орфографический диктант.    Часть 1. гласные и безгласные. Русская орфография в алгоритмах

8. Обучающая программа- тренажёр по русскому языку - 4000 заданий

9. Фраза. Отличное средство для быстрого улучшения грамотности и получения пятёрок.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                                  http://www.gramota.ru 

Имена.org – популярно об именах и фамилиях                                                           http://www.imena.org

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала                               http://language.edu.ru

Крылатые слова и выражения                                                                  

 http://slova.ndo.ru

Культура письменной речи                                                              

 http://www.gramma.ru

Мир слова русского                                                                         

  http://www.rusword.org

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси                                                                      http://www.lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН                                  http://rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник            

   http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты                 http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку                                 http://www.svetozar.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку                                                                      

     http://likbez.spb.ru

Филологический портал Philology.ru                                                 

  http://www.philology.ru

Центр развития русского языка                                                         

   http://www.ruscenter.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников                                                http://learning-russian.gramota.ru

Оборудование и приборы

(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности) 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Состав комплекта

Количество штук

%

1

Компьютер

1

100

2

Доска интерактивная SMART

1

100

3

Проектор

1

100

4

Настенный экран

1

100

5

Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE

1

100

Наглядность

6

Комплект портретов для кабинета русского языка

1. А. А. Шахматов

2. Ф. И. Буслаев

3. В. В. Виноградов

4. А. Х. Востоков

5. В. И. Даль

6. С. И. Ожегов

7. А. М. Пешковский

8. И. И.Срезневский

9. Н. С. Трубецкой

10. Д. Н. Ушаков

11. Д. Н. Овсянико-Куликовский
12. А. А. Потебня

1

100

7

Комплект таблиц по русскому языку

1. Знаки препинания между однородными членами предложения.

2. Правописание корней с чередованием гласных.

3. Тире между подлежащим и сказуемым.

4. Правописание морфем.

5. Обособление согласованных определений.

6. Правописание суффиксов и имен существительных.

7. Правописание приставок.

8. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

9. Знаки препинания при обособлении предложений.

10. Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных.

11. Правописание суффиксов причастий.

12. Знаки препинания в предложениях с союзом как.

13. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами.

14. Правописание суффиксов глаголов.

15. Различение не и ни.

16. Знаки препинания и основные случаи их употребления.

17. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

18. Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

19. Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания.

20. Разделы русской пунктуации и основные группы правил.

21. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями.

22. Правописание суффиксов -к(ий) и -ск(ий) в именах прилагательных.

23. Правописание окончаний глаголов.

24. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

25. Знаки препинания в сложных предложениях.

26. Правописание буквы ы и и.

1

100

8

Словари и справочная литература

1. Л. Чеснакова — Школьный словарь строения и изменения слов русского языка.

2. З.Александров-Словарь синонимов русского языка.

3 . Н.М.Семёнова - Новый краткий словарь иностранных слов. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников.

4. В.Бурцева - Новый орфографический словарь - справочник русского языка.

5. А.П.Гуськов, Б.В. Сотин - Популярный словарь русского языка.

6. В.А.Жуков - Словарь русских пословиц и поговорок.

7. Л. Саяхова - Тематический словарь русского языка.

8. Р. Рагожникова - Словарь устаревших слов русского языка.

9. А.Тихонов - Комплексный словарь русского языка.

10. Историко-этимо логических словарь современного русского языка. I и II тома.

11. Р. Яронцев - Русская фразеология. Словарь- справочник.

12. Биобиблиографический словарь. I часть и II зарубежные писатели.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

НА РЕКЕ ОСЕНЬЮ

        Роса была холодная, обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развел костер.

        Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц все сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костер.

        Я сушился и смотрел на реку. Желтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

        На реке еще со времени боев остались брошенные переправы-плоты, заросшие ольхой, и отдельные бревна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.         

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Анна Павлова

Гастроли Павловой в Стокгольме были первым ее выходом на европейские сцены. В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Конечно, оказанные почести были приятны балерине. Но истинную радость испытала она после одного из представлений в стокгольмском театре. До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Толпа так же молча стояла какое-то время под ее окнами. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон - поблагодарить. «Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. В благодарность я могла только кланяться. Потом они начали петь милые шведские песни. Я не знала, что делать. Потом сообразила - бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень... Долго-долго толпа не хотела расходиться... Растроганная до глубины уши, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так очаровала их?»

- Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы!

Я не забуду этого ответа... С этого дня мое искусство получило для меня смысл и значение».

Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. И хотя понимала, v что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шел.

                                                   (По В. Носовой) (263 слова)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

        Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

        Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Указать виды связи в словосочетаниях:

Океанская дорога, летучая рыбка, играющий кит, белоснежный альбатрос, маленькая петрель, черную спину, темный фрегат, белеющего паруса.

8 класс

Фамилия, имя учащегося (учащейся) _______________________________

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

  1. Укажите вид связи в словосочетаниях:

Вишневый сад –

Громко кричать –

Идти к другу –

Быстро поднимаясь –

Учиться на отлично –

Ветвистое дерево –

Очень хорошо –

Крик души –

  1. Составьте словосочетания по следующим схемам и укажите вид связи в них:

Прилаг. + сущ. ______________________________________________________

Глагол + сущ. _______________________________________________________

Наречие + наречие ___________________________________________________

8 класс

Фамилия, имя учащегося (учащейся) _______________________________

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

  1. Укажите вид связи в словосочетаниях:

Вишневый сад –

Громко кричать –

Идти к другу –

Быстро поднимаясь –

Учиться на отлично –

Ветвистое дерево –

Очень хорошо –

Крик души –

  1. Составьте словосочетания по следующим схемам и укажите вид связи в них:

Прилаг. + сущ. ______________________________________________________

Глагол + сущ. _______________________________________________________

Наречие + наречие ___________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

     Географические названия

 (1)Имена рек - старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.        

(З)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым изданием. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

                                  (По Л. Успенскому)

(212 слов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

              Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства — это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

(По М. Алпатову)

Грамматическое задание

Выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант — в первых двух абзацах;

II вариант — в третьем абзаце.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Примечания:

  1. Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.
  2. В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

  1. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.
  2. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.
  3. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.
  4. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.
  5. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.
  6. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляй его водой.
  7. Я хотел бы знать: обитает ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?
  8. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.
  9. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
  10. Нельзя работать спустя рукава.
  11. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.
  12. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Сделать синтаксический разбор предложений: 1 вариант – 3; 2 вариант – 6.
  2. Выполнить морфемный разбор слов: 1 вариант –  разбавляя; 2 вариант – описав.
  3. Выполнить морфологический разбор слова: 1 вариант - называют; 2 вариант – заложил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, живущую в Риме более двух тысяч лет назад, она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нем идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются ученые. Но на родной улице нашей девочке, никто не обратится к прохожему на  латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

        Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства – «Слово о полку Игореве» - приходится переводить с древнерусского на современный язык.

        Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем времен Александра Невского или даже Пушкина.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

        Вариант 1

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения 5.
  2. Указать в тексте обстоятельства времени и места.

Вариант 2

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения 9.
  2. Указать в тексте обстоятельства времени и места.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

                                                    ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ    

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Михаил Зощенко

Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. Глаза у него были задумчивые, темно-карие, руки - маленькие, изящные. О ходил легко и быстро, с военной выправкой - сказывались годы в царской, потом в Красной Армии. Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матово-бледен.

Думаю, что он уже и тогда был высокого мнения о своем значении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зощенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старинном рыцарском значении этого слова - впрочем, ив современном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы первой мировой войны.

Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.

Однажды после затянувшейся «серапионовской» субботы мы почему-то должны были спуститься не на Мойку, как обычно, а по черной лестнице во двор. Но что-то происходило на дворе -испуганные крики, ругательства, угрозы.

Мы стояли на лестнице, внизу неясно светился прямоугольник распахнутой двери. Скоро выяснилась причина суматохи: какой-то пьяный человек, без шапки, в распахнутой шинели, с обнаженной шашкой гонялся за всеми, кто выходил из дверей или появлялся в воротах. Шашка посверкивала в слабом свете, выходить было страшно, и, переговариваясь с возмущением, мы ждали. Впрочем, недолго. Зощенко, стоявший на первой ступеньке, появился на дворе и неторопливо направился прямо к буяну. Тот замахнулся с грубым ругательством, и мы только вскрикнули, когда Зощенко не отклонился. Он стоял пряменький, подняв плечи! Шашка просвистела над его головой. Не знаю, что он сказал обезумевшему человеку, но тот, бессвязно бормоча, стал отступать. Так, с шашкой в руке, его и взяли подоспевшие милиционеры.

(В. Каверин) (272 слова)

ПРИЛОЖЕНИЕ  9

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Контрольная работа

по теме «Однородные члены предложения»

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

  1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам, (ИЛ.Крылов.)
  2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (И.А. Крылов.)
  3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)
  4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки. (И.А. Крылов.)
  1. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.С. Пушкин.) |
  2. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А.М. Горький.)
  1. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
  1. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
  1. В степи, за рекой, по дорогам везде было пусто.
  1. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой - выглядело несказанно радостным и привлекательным.
  2. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
  3. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, указать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам:I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные.)

Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант - №3,  II вариант — №9.


 ПРИЛОЖЕНИЕ  10

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Контрольная работа по теме
«Слова, грамматически не связанные
с членами предложения»

(свободный диктант)

Цель: проконтролировать знания учащихся по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения», выявить пробелы.

I вариант

Задание:поставьте пропущенные знаки препинания, перечислите номера предложений с вводными конструкциями большей степени уверенности.

Глазами художника

(1) Во время пребывания в Лондоне известный французский художникКлод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

(2) Как известно, Лондон - город туманов. (3) В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. (4) Моне, естественно, все так и изобразил.

(5) Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. (6) Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. (7) Действительно, туман был розовым.

(8) Дело в том, что Лондон - город старых кирпичных зданий. (9) Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом,  придает ему красный оттенок. (10) Художник увидел то, что другие не замечали. (11) С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

(12) Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. (13) Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово.)

(По А. Воловик.)

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.
  2. Перечислите номера предложений с вводными конструкциями, выражающими различные чувства.

2 вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор 12 предложения.
  2. Перечислите номера предложений с вводными конструкциями, выражающими различные чувства.

II вариант

Задание: поставьте пропущенные знаки препинания, перечислите номера предложений с вводными конструкциями, выражающими различные чувства.

(1) Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. (2) Мы пытались его уговорить. (3) Это по всей вероятности нам удалось бы  но один из путников решил над ним подтрунить. (4) Проводник рассердился повернулся и быстро пошел по тропе обратно. (5) Задерживать его теперь было конечно бесполезно. (6) Через несколько минут он скрылся в чаще леса. (7) Обсудив положение мы решили продолжать путь без проводника но к величайшей нашей досаде совсем потеряли тропу и не могли ее найти. (8) Мы направились на шум прибоя. (9) Но наши приключения не закончились. (10) Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. (11) Один раз наш соратник чуть было не сорвался. (12) К счастью он вовремя ухватился за корни старой ели. (13) Значит необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии слышать и видеть морскую гладь. (14) К несчастью мы еще попали в бурелом. (15) Сделав значительный крюк назад мы благополучно из него выбрались. (16) Посовещавшись мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов.)

(По В. Арсеньеву.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Итоговый КОНТРОЛЬ

Цель: проконтролировать знания учащихся по материалу 8 класса, выявить пробелы в обучении.

Итоговый тест за курс 8 класса

I вариант

1.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Парус белый из тумана начинает выплывать.

б) Охвачено сердце тревогою смутной.

в) Росы напился соловей с кленового куста.

г) Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.

а) От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

б) Черепицы стеклом светиться будут.

в) Была равнина снежная бела.

г) В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

а) Молодость бескорыстна и великодушна.

б) Простота есть необходимое условие прекрасного.

в) Глаза как ночь.

г) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

4. Найдите двусоставные предложения.

а) Вновь зарёю восток озарило.

б) Легки облака на рассвете.

в) С крыши сбросили снег.

г) Липким запахом веет полынь.

5. Определите вид простого предложения «Люблю читать приключенческую литературу».

а) Определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) безличное;

г) двусоставное.

6. Найдите определенно-личное предложение.

а) Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

б) Из полей тянуло гречишным медом.

в) Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

г) Золотым лучом деревню облило.

7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

а) Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

б) Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

в) Самолет-истребитель показался над лесом.

г) Брат учится в институте и станет инженером-строителем.

8. В каком предложении передкак ставится запятая?

а) Дождь лил как из ведра.

б) У тебя брошка как пчелка.

в) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

г) Молодость как песня жаворонка на заре.

9. Укажите, чем осложнено предложение «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».

а) Обособленным определением, выраженным причастным оборотом;

б) вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом;

в) вводным словом и однородными обособленными определениями.

10. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

б) В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

в) За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.

г) Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.

д) Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.

11. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.

а) 1, 4, 5;                 в) 1, 2, 3, 4;

б) 2, 3, 4, 5;                г) 1, 2, 3, 4, 5.

12. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

а) Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

б) Л. Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

в) Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить пo-пустому, где нужно власть употребить».

г) Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда…»

II вариант

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

а) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

б) Большая радость – делать счастливыми других.

в) Для меня жить – значит работать.

г) Удивительное зрелище – видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

а) Ум не замещает знания.

б) Всё у нас с тобой по-прежнему.

в) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

г) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.

а) На завтрак подали яйцо всмятку.

б) Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

в) Печальная песня доносиласьиздалека.

г) День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.

а) Сирень начинает отцветать.

б) Мать велела мне поставить чайник.

в) Дом будут строить каменщики.

г) У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.

а) Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

б) Охранять природу значит охранять родной край.

в) Лед как сахар.

г) Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.

а) Скамейка почернела от времени.

б) В воздухе запахло гарью.

в) Буду слушать музыку падающей листвы.

г) Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.

а) В лесу держался запах прелой листвы.

б) Поэзия не профессия.

в) Вижу горы и долины.

г) Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения «Снегом замело входы в блиндажи».

а) Определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) безличное;

г) двусоставное.

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

а) Письмо принесла девушка-почтальон.

б) Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

в) И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

г) Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».

а) Однородными членами предложения;

б) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно;

в) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными членами предложения;

г) обособленным приложением и однородными членами предложения одновременно.

11. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

б) Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

в) Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

г) Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.

12. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

а) Л. Толстой говорил, что: «Слово выражение мысли».

б) В. Даль отмечал, что язык народа – «сокровищница» нашего языка».

в) По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».

г) Ф. Тютчев размышлял:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

Ключ.

I вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

а, б

г

б, г

а

в

б

в

в

б, г, д

в

б

II вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

б

в

б

б

а, г

в

в

в

в

а, в

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....