Повторим орфографию! Правописание Н и НН в разных частях речи.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_n_i_nn._9_klass.pptx95.13 КБ
Файл pravopisanie_n_i_nn._9_klass.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи.

Слайд 2

“Орфографический лабиринт” Сл… гаемое Расст …лается Заг …рели Акац …я Ц… ркуль Ж… сткий Т…ж… лый Ш…в Ране… ый боец Нефт …( н,нн ) ая скважина Сушё( н,нн ) ая ягода Исти ( н,нн ) ая правда Рья ( н,нн )о взяться за дело ян ци (корень) о - ё ен стил - а о-ё , искл . ён корень+н н-нн ция безуд . гл., о-ё лаг – лож гор - гар

Слайд 3

Правописание Н и НН в именах прилагательных Н пишется НН пишется тополиный, комариный, гостиный пунктуационная, невежественный, искусственный, авиационный. Кожаный, дровяной , серебряный стеклянный, оловянный, деревянный . карман – карманный сон – сонный. искусный – искусна . ценная вещь – вещь ценна. Запомните написание слов: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, рьяный, пьяный, румяный, юный, синий.

Слайд 4

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных Н пишется НН пишется штопать (несов. в.) – штопаный чулок не писать (несов. в.) – неписаный закон мариновать – маринованный лакировать – лакированный Исключение: жеваный, кованый Запомните написание слов: смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, медленный.

Слайд 5

Правописание Н и НН в причастиях Н пишется НН пишется книга прочитана работа не проверена 1.прочитать(сов. в.) – прочитанный проверить(сов. в.) – проверенный 2.писанная маслом картина, много раз штопанная куртка. Правописание Н и НН в наречиях Грустный (прил.) – грустно мужественный (прил.) – мужественно взволнованный( прич .) - взволнованно

Слайд 6

ДАНО: Н или НН Студе … ый воздух Отвечать зауче …о Дрессирова … ый медведь Пересказать сокраще …о Изложение дли…о Глаже… ое белье Исти … ая правда Серебря… ый меч Уче … ые звери Плавле … ый сыр Расплавле … ый металл Гуси… ое перо Вяле … ая рыба Тучи рассея … ы Люди рассея … ы Студ ЕН ый воздух Отвечать зауч ЕНН о Дрессирова НН ый медведь Пересказать сокращ ЕНН о Изложение дли НН о Глаж ЕН ое белье Исти НН ая правда Серебр ЯН ый меч Уче Н ые звери Плавл ЕН ый сыр Расплавл ЕНН ый металл Гус ИН ое перо Вял ЕН ая рыба Тучи рассея Н ы Люди рассея НН ы

Слайд 7

Взаимопроверка. нет ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 5 ошибок – «3» 6 и более ошибок – «2»

Слайд 8

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невида … ых зверей…

Слайд 9

А.С.Пушкин «Зимнее утро» Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит … затопле … ая печь…

Слайд 10

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С дружиной своей в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет… вдохнове … ый кудесник.

Слайд 11

А.С.Пушкин «Я вас любил…» Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил… так искре…о, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Слайд 12

“3 лишний” Зва … ый обед. Румя … ые щеки. Жела … ый подарок. Берестя …ой короб. Обстреля … ый окоп. Излома… ая линия. Варе… ый картофель. Пече … ое в духовке яблоко. Нечая … ая встреча. Отчая… ый поступок. Укреплё … ый фундамент. Ветре… ый человек Неписа … ые правила. Мудрё … ый ответ. Запута … ые дела.

Слайд 13

Дома: Составить мини-рассказ “Почему необходимо быть воспитанным человеком?”, включив в каждое предложение слово с Н – НН.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9-м классе

Тема: “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи.

Цель: систематизация разрозненных знаний  учащихся по правописанию Н – НН в прилагательных, причастиях, наречиях; отработка навыков практической грамотности.

Воспитательно-образовательная: привитие интереса к правилам с целью лучшего овладения навыками орфографии; совершенствование умений работы с текстами.

Оборудование: компьютер, проектор, тесты, комплект раздаточного материала.

Ход урока

I. Формирование новых понятий и способов их развития через актуализацию прежних знаний.

“Орфографический лабиринт”

Цель: повторение орфограмм, изученных в 5-7 классах.

- Внимание на экран. Какую букву нужно вставить вместо пропуска?

Назовите орфограмму.

  • Сл…гаемое
  • Расст…лается
  • Заг…рели
  • Акац…я
  • Ц…ркуль
  • Ж…сткий
  • Т…ж…лый
  • Ш…в
  • Ране…ый боец
  • Нефт…н(?)ая скважина
  • Сушён(?)ая ягода
  • Истин(?)ая правда
  • Рья(?)о взяться за дело

  • ян
  • ци(корень)
  • о - ё
  • ен  
  • стил - а
  • о-ё, искл.
  • ён
  • корень+н
  • н-нн
  • ция
  • безуд. гл., о-ё
  • лаг – лож
  • гор - гар

II. Сообщение темы и целей урока.

Многие из вас хорошо знают правила, но затрудняются сделать правильный выбор условий грамотного написания слов с Н – НН.

Для этого необходимо знать “Условия выбора Н и НН по их морфологической принадлежности”.

Давайте вспомним, в словах каких частей речи встречается эта орфограмма?

Внимание на экран.

III. Работа с таблицами.

Две колонки в средней части таблицы по их значимости в теме – своего рода сказочное распутье, и хотя дорог только две, но ошибка в выборе между правой и левой так же чревата дурными последствиями, как и промашка героя сказки.

Вот и мы с вами словно витязь на распутье!

Отчего зависит выбор Н – НН в именах прилагательных?

Что это за слова?(стеклянный, оловянный, деревянный)

Сколько Н пишется в кратких прилагательных?

Запомните написание этих слов.

Почему в словах свиной, багряный, рьяный, пьяный, румяный, юный, синий пишется одна Н? (это корень)

От чего зависит выбор Н - НН в отглагольных прилагательных?

В причастиях?

Наречие образуется как от прилагательного, так и от причастия.

От чего зависит выбор Н – НН?

Пишем столько Н, сколько было в прилагательном и причастии.

IV. Закрепление повторенного материала.

  1. Итак, Н или НН? – работа по искомому материалу.

Запишите словосочетания, выделите орфограмму

 (самостоятельно).

ДАНО: Н или НН

  1. Студе…ый воздух
  2. Отвечать зауче…о
  3. Дрессирова…ый медведь
  4. Пересказать сокраще…о
  5. Изложение дли…о
  6. Глаже…ое белье
  7. Исти…ая правда
  8. Серебря…ый меч
  9. Уче…ые звери
  10. Плавле…ый сыр
  11. Расплавле…ый металл
  12. Гуси…ое перо
  13. Вяле…ая рыба
  14. Тучи рассея…ы
  15. Люди расея…ы

2. Взаимопроверка самостоятельной работы, выставление оценок.

3. Творческое здание: восстановите предложения по данному началу. Определите выбор употребления Н – НН.

а) Там чудеса: там леший бродит,

    Русалка на ветвях сидит;

    Там на неведомых дорожках

    Следы невида…ых зверей…

б) Вся комната янтарным блеском

   Озарена. Весёлым треском

   Трещит …           затопле…ая печь…

в)С дружиной своей в цареградской броне,

    Князь по полю едет на верном коне.

    Из темного леса навстречу ему

    Идет…          вдохнове…ый кудесник.

г) Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил…      так искре…о, так нежно,

    Как дай вам Бог любимой быть другим.

V. Творческая словарная работа.

1. Заменить синонимами наречия (у доски).

Признаться чистосердечно (откровенно).

Двигаться тихо (медленно).

Действовать быстро (мгновенно).

Слушать невнимательно (рассеянно).

Вздохнуть печально (огорчённо).

Действовать сообща (слаженно).

2.  “3 лишний”.

  1. Зва…ый обед.
    Румя…ые щеки.
    Жела…ый подарок.
  2. Берестя…ой короб.
    Обстреля…ый окоп.
    Излома…ая линия.
  3. Варе…ый картофель.
    Пече…ое в духовке яблоко.
    Нечая…ая встреча

    4.  Отчая…ый поступок.

         Укреплё…ый фундамент.

         Ветре…ый человек

    5.  Неписа…ые правила.

         Мудрё…ый ответ.

         Запута…ые дела.

VI. Работа с текстом.

Запись под диктовку.

Понимаете ли вы, что сделал Кулибин? Он создал прожектор, вещь совершенно в те времена неизвестную. Его задняя стенка была сделана из мелких кусков зеркального стекла. Эта стенка отражала свет единственной свечи столько раз, сколько в ней было кусочков.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Какой темой они объединены?

- Как можно озаглавить текст? (Изобретение Кулибина. Прожектор Кулибина.)

- Объясните постановку знаков препинания.

- Орфография тесно связана с морфологией, если знаем часть речи, то можем определить выбор Н – НН. Найдите слова с орфограммой, объясните её выбор.

- Подчеркнём эти слова как члены предложения.

VII. Тестирование с последующей проверкой.

Дома: Составить мини-рассказ “Почему необходимо быть воспитанным человеком?”, включив в каждое предложение слово с Н – НН.

Ф. И. __________________________________________ 

ТЕСТ

ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

  1. Пишется две буквы Н:

А. свежемороже…ые овощи
Б. груже…ая баржа
В. фарширова…ый перец
Г. смышле…ый малыш

  1. Пишется одна буква Н:

А. варе…ые в кастрюле
Б. организова…ые спонсорами
В. убра…ые вещи
Г. потуше…ые огни

  1. Пишется одна буква Н:

А. ударил нечая…о
Б. обветре…ые руки
В. потуше..ые ветром
Г. недоваре…ый картофель

  1. Пишется одна буква Н:

А. слома…ая ребенком
Б. искуса…ый комарами
В. броше…ый камень
Г. вытка…ый ковер

  1. Пишется две буквы Н:

А. рва…ая куртка
Б. собрание прошло организова…о
В. огни потуше…ы
Г. купле…ый товар

  1. Пишется две буквы Н:
    А. испуга…о вскрикнул
    Б. реше…ая задача
    В. давно потуше…ы
    Г. суше…ые ягоды  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Презентация используется при подготовке к ЕГЭ в 11 классе , ГИА в 9 классе, повторении пройденного материала в 7 классе общеобразовательной школы....

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Урок-презентация по русскому языку в 10-11 классах....

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи

Можно использовать как проверочный тест после изчения темы "Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи"....

Дистанционное занятие по теме "Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи. ГИА, А7"

Данный  вид работы предполагает повторение по теме "Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи". Занятие можно использовать при подготовке к ГИА, при разборе задания А7.Дистанционное занятие со...

"Правописание Н и НН в разных частях речи".

Материал урока позволяет успешно закрепить трудную тему курса....