Комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Материал содержит тексты для комплексного анализа и задания к ним, охватывающие различные аспекты: изучение изобразительных средств, создание собственного текста на основе прочитанного, работу по орфографии, пунктуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты для комплексного анализа
I
1.Подготовьтесь к выразительному чтению
Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой,
День придет — еще повстанут
Люди в памяти живой.
И в одной бессмертной книге
Будут все навек равны —
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны;
Кто за гордую твердыню,
Что у Волги у реки,
Кто за тот, забытый ныне,
Населенный пункт Борки.
И Россия — мать родная —
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная,
Жизнь одна и смерть одна.
(А.Твардовский)
2.Докажите, что это художественный текст.
3. Объясните значение слова «твердыня».
4. Какие слова употребляются в переносном значении?
5. Произведите разбор словосочетаний:золотая слава, гордая твердыня, отдаст почесть, отдаст сполна.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7.Подготовьтесь к письму по памяти
I I
1.Подготовьтесь к выразительному чтению
Четырёхстопный ямб не надоел.
Не оставляю мальчикам в забаву
Его омытых нашей кровью стрел,
Его неостывающую славу.
Я так люблю, когда, устав от дел,
Творимых по закону и уставу,
Врывается он, моложав и смел,
В поэзии свободную державу.
Он вездесущ, как ветер и гроза,
Он прост и чист, как белый лист бумаги,
Он смотрит вам по-дружески в глаза
И не кричит повсюду об отваге.
Он сам как шпага: шаг вперёд и в бой.
Пароль и отзыв, он всегда с тобой.
(Л. Озеров)
2.Перечитайте стихотворение Пушкина, начало которого стало эпиграфом сонета Л.Озерова. В чём проявляется взаимодействие двух поэтических текстов?
3.Какие средства художественной выразительности используются в стихотворении Л. Озерова?
4.Запишите предложения, в которых используются сравнения. Подчеркните грамматические основы этих предложений.
5.Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение:
а) фонетики;
б) лексики;
в) морфологии.
I I I
1.Прочитайте отрывок из статьи. Озаглавьте текст. Выпишите фрагменты текста, включающие цитирование.
«Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспомнить… Вспомни, - писал он брату, - тот ужас и отвращение, когда отец устраивал бунт из-за пересоленного2 супа и называл мать дурой…».
Но тот же Чехов в других, более поздних письмах: «Отец и мать – единственные для меня люди на земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные люди. И одно их безграничное достоинство ставит их выше3 всех похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни».
Есть ли тут противоречие? С одной стороны, «страшно, тошно вспомнить…» с другой – «Если я буду высоко стоять, то это дело их рук», а в другом письме – «Для нас дороже3 матери ничего нет в этом разъединственном мире».
Думаю, что нет никаких противоречий. В том-то и громадность Чехова, что он сумел мелкие обиды, бытовые ссоры, дурной характер отца отделить от главного – от высоких достоинств… От того чувства благодарности, которое всё равно испытывал писатель к родителям. Он сумел понять их («трудная жизнь») и простить, а простив – освободиться6 от претензий и счётов, увидеть за внешним, сиюминутным их истинные ценности, которые ставили их высоко, «выше всех похвал». Вот это и есть «самостоятельность человека, залог бессмертия его».
(А. Гербер)
2.Докажите, что это тест. Какова роль первого предложения (зачина)?
3.Какие признаки текста-рассуждения мы видим в этом отрывке?
4.Объясните значение слова деспотизм.
5.Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитаты органической частью текста? Как проявляется связь цитаты с последующей частью текста?
6.Укажите односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?
7.Составьте схему одного из сложных предложений.
8.Произведите разбор словосочетаний: высокие достоинства, писал по-разному, чувство благодарности.
9.Объясните орфограммы и пунктограммы.
10.Выполните разные виды разбора.
11.Подготовьтесь к выразительному чтению.
IV
1.Подготовьтесь к выразительному чтению.
МУЗЫКА
Кто тоску мою осудит?
Кто печали утолит?
Новой памяти не будет,
Память старая томит.
Перехватывает горло –
И плывут со всех сторон
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон…
Многозвучность,
Многострунность,
Медь, грозящая бедой…
Детство, отрочество, юность
Друг за другом чередой.
Звуки разных зим и вёсен,
Звуки празднеств и потерь,
Рёв прибоя, шёпот сосен, -
Я их слышу и теперь:
Все звучат во мне упорно,
Не сливаясь в унисон,
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон.
(Е. Николаевская)
2.Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Музыка».
3.Понаблюдайте за рифмующимися словами в третьей и четвёртой строфах. Выпишите слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.
4.Укажите синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
5.Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии и пунктуации, и выполните их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...