Рабочая программа по русскому языку в 11 классе.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень) и Программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова к учебнику Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи» 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr._11_kl_rus.yaz_.docx | 51.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Минеральные Воды
(полное наименование учреждения по Уставу)
«Утверждаю»
Обсуждена и согласована на Согласовано
методическом объединении зам. директора
Протокол № ____ от И.В. Устинова
«___» __________2013г «___» ____________2013г.
______
«____» сентября 2013г.
Рабочая программа
по русскому языку
(учебный предмет)
______________11______________
(классы)
__________2013-2014__________
(сроки реализации)
Разработчик:
Устинова И.В.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень) и Программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова к учебнику Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи» 10-11 класс.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языкурешаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнациональногообщения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь(владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи). Практическая направленностьориентирована на усиленную подготовку к ЕГЭ.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста; -пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-реферирование;
-докладирование;
-рецензирование;
-аннотирование и т.д.- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
В рабочей программе должен быть реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. С этой целью в рабочую программу включены различного рода практикумы, деловые игры. Например, практикум «Деловые документы» и деловая игра «Прием на работу». Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
- общения;
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
11 класс
Количество часов – 102
Программа по русскому языку Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова.
Учебник Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи» 10-11 класс
№п/п | Количество часов | Раздел, тема урока | Виды деятельности учителя и учащихся | Дата |
1. | 1 | Вводный урок. Требования к ЕГЭ | Рассказ учителя. Работа с тестами. Задания ФИПИ. | |
Языковедческая компетенция | ||||
2 | 1 | Интонация и ее роль в предложении. | ||
3 | 1 | Знаки препинания в конце предложения. | ||
4. | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Тест. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим | Работа с книгой, беседа. Индивидуальная работа. Тест. | |
5. | 1 | Именительный и творительный падежи в сказуемом. | Практикум | |
6. | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
7. | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Работа с частью С | Подготовка к ЕГЭ | |
8.-9 | 2 | Р\РПодготовка и написание сочинения по ч. С | Подготовка к ЕГЭ | |
10. | 1 | Анализ сочинения. Управление при словах, близких по значению. | Подготовка к ЕГЭ | |
11-12 | 2 | Однородные члены предложения и пунктуация при них | Практикум | |
13. | 1 | Контрольный диктант №1 «Повторение» | Контроль орфографических и пунктуационных навыков письма | |
14. | 1 | Анализ диктанта. Однородные и неоднородные определения | Работа с ч. А | |
15. | 1 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений | Работа с таблицами. Практикум | |
16 | 1 | Обособление определений и приложений | Работа с таблицами. Практикум | |
17 | 1 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями придаточным определительным. | Работа по тестам А6 | |
18 | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестом. | ||
19 | 1 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами | Работа с таблицами. Практикум | |
20 | 1 | Контрольный тест по ч А | ||
21 | 1 | Обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом и сравнительным оборотом | Работа с таблицами. Практикум | |
22 | 1 | Анализ контрольного теста | ||
23 | 1 | Обособленные дополнения | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
24. | 1 | Вводные слова и предложения | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
25. | 1 | Обращение. Слова-предложения да и нет | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
26. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений | Практикум. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения | |
27 | Односоставные предложения. Назывные предложения | |||
28 | Определенно-личные предложения | |||
29 | Неопределенно-личные предложения | |||
30 | Обобщенно-личные предложения | |||
31 | Безличные предложения | |||
32. | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестом ч.А, В | Задания №5,6,7 | |
33. | 1 | Контрольный тест (ч.А, В) | ||
34. | 1 | Анализ теста | ||
35-36 | 2 | Р\РПодготовка и написание сочинения-рассуждения по ч. С | ||
37 | 1 | Анализ сочинения. Основные виды сложных предложений | Работа с обобщающими таблицами | |
38 | 1 | Сложносочиненные предложения. | Практикум | |
39 | 1 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.Тест. | Практикум | |
40 | 1 | Пунктуация в предложениях с союзом и | Практикум | |
41-42 | 2 | Вопрос о классификации сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным. | Лекция учителя | |
43. | 1 | Виды придаточных. | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
44 | 1 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
45. | 1 | Бессоюзные сложные предложения и пунктуация в них. | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
46. | 2 | Сложные предложения с разными видами связи. Разновидности ССЦ | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
47. | 1 | Синтаксический разбор сложных предложений | Практикум | |
48-49 | 2 | Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест по ч А, В за I полугодие. | Индивидуальная работа.Подготовка к ЕГЭ | |
50 | 1 | Анализ теста . | Работа над ошибками | |
51 | 1 | Изобразительные средства синтаксиса. | В8 | |
52. | 1 | Художественный стиль. Общая характеристика. Язык художественной литературы и литературный язык. | Индивидуальная работа и групповая работа | |
53. | 1 | Виды тропов и стилистических фигур. Средства словесной образности. | Индивидуальная работа и групповая работа | |
54. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тест по ч В 8 | Практикум | |
55-56 | 2 | Репетиционная работа по текстам администрации | Подготовка к ЕГЭ | |
57 | 1 | Анализ репетиционной работы | Подготовка к ЕГЭ | |
58 | 1 | Морфология. Словообразование. Проблема классификации частей речи в русистике. | Повторение ч. В.Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные | |
59 | 1 | Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Тест | Лекция учителя, практикум ч. В | |
60 | 1 | Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. | Лекция учителя | |
61-62 | 2 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Работа с обобщающими таблицами | |
63-64 | 2 | Служебные части речи и их грамматические признаки. | Работа с обобщающими таблицами | |
65-66 | 2 | Контрольный диктант№ 2 и его анализ. | Контроль орфографических и пунктуационных навыков письма . Задания к диктанту по ч. В | |
67 | 1 | Грамматическая омонимия, переходные явления в области частей речи | Лекция учителя Практикум | |
68 | 1 | Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Многозначность, омонимия в русском языке | Работа с книгой, беседа. Практикум | |
69 | 1 | Синонимы, антонимы, паронимы в лексике русского языка. | Практикум А 29-30 | |
70 | 1 | Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, идиомы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.Лексические средства выразительности речи | Лекция учителя Практикум. Подготовка к ЕГЭ ч. С | |
Коммуникативная компетенция | ||||
71 | 1 | Система функциональных разновидностей современного русского языка. Лингвистические особенности текстов разных стилей. Научный, художественный, публицистический стиль | Работа с учебником. Практикум «Тезисы статьи о разных стилях речи» | |
72 | 1 | Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | ||
73 | 1 | Авторская и собственная позиция. | Составление текста. Редактирование текста | |
74 | 1 | Способы аргументации | Составление текста. Редактирование текста | |
75 | 1 | Вступление и заключение к сочинению-рассуждению | Составление текста. Редактирование текста | |
76 | 1 | Р\Р Сочинение- рассуждение | Подготовка к ЕГЭ | |
77 | 1 | Лингвистический анализ текстов разных стилей. Разговорная речь и официально-деловой стиль. Деловые документы. | Практикум | |
78 | 1 | Деловая игра «Прием на работу». Культура официально-делового общения. | Практикум «Написание деловых документов». Резюме. | |
79-80 | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест по ч А, В. | Подготовка к ЕГЭ | |
81-82 | 1 | Подготовка к ЕГЭ ч. С | Подготовка к ЕГЭ | |
83 | 1 | Анализ теста и сочинения | Подготовка к ЕГЭ | |
84 | 1 | Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств с учетом особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | Лекция учителя Конспектирование лекции учителя | |
85 | 1 | Орфография. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. | Лекция учителя Конспектирование лекции учителя | |
86 | 1 | Правописание морфем (корней) | Практикум | |
87 | 1 | Правописание морфем (приставок) | Практикум. Работа с обобщающими таблицами ч.А | |
88 | 1 | Правописание морфем (суффиксов) | Практикум. Работа с обобщающими таблицами | |
89-90 | 2 | Слитные, дефисные и раздельные написания | Практикум. Работа с обобщающими таблицами | |
91-92 | 2 | Трудные случаи орфографии. Не и ни с разными частями речи. | Практикум. Работа с обобщающими таблицами | |
93 | 1 | Контрольный диктант №3 «Орфография» | Контроль орфографических и пунктуационных навыков письма | |
94 | 1 | Работа над ошибками | ||
94-95 | 2 | Подготовка к ЕГЭ ч. С сочинение-рассуждение (Уровень С) | Подготовка к ЕГЭ | |
96 | 1 | Контрольный тест по ч. А | Подготовка к ЕГЭ | |
97 | 1 | Контрольный тест по ч. В | Подготовка к ЕГЭ | |
98 | 1 | Работа над ошибками. | ||
99 | 1 | Культуроведческая компетенция. Взаимодействие языка и культуры. | Лекция учителя | |
100 | 1 | Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. | КМД Русский язык в контексте русской культуры. | |
101-102 | 2 | Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами. Повторение и обобщение | Проблемные задания. КМД |
Список литературы
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.
Литература для учителя
Обязательная
1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
2. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
3. Концепция модернизации Российского образования;
4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета» Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
7. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах (базовый уровень)- М. Просвещение, 2007
Дополнительная
1. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005
5. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
10. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
12. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
Литература для учащихся
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
10. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
11. Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007
Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
1. Программа А.И. Власенкова «Русский язык. 10-11классы»
2. Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» (7-е изд., дораб.И доп.- М.: Просвещение, 2005).
3. Книга для учителя «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» (М.: Просвещение, 2005).
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
1. Кабинет русского языка.
3. СД.
4. Книжный фонд для воспитания культуры речи и для формирования навыков самостоятельной работы.
5. Словари школьного типа, адресованные обучающимся (орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные).
6. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...