Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tp_rya_9g.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование «Русский язык −9» (отделение со сложной структурой дефекта)
««Согласовано» | «Согласовано» |
Руководитель МО | Заместитель директора |
школы-интерната по УВР | |
_________________(С. С. Смирнова) | _______________(М. П. Кравченко) |
ФИО | ФИО |
Протокол № _____ от | |
«_____» ______________2013 г. | «_______» ______________ 2013 г. |
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
Отделения со сложной структурой дефекта
ОГКОУ школы-интерната V-VI вида
на 2013 – 2014 учебный год
Количество часов в год: 102 (3 часа в неделю)
Учебник: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.
Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб./ под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1.
№ урока | Дата | Тема урока | Цели (образовательные и воспитательные) | Коррекционная основа урока | Наглядность, учебно-метод. обесп., ИКТ |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Знакомство с учебником. | Кратко ознакомить учеников с программой 9 класса, с учебником. Дать понятие о русском языке как развивающемся явлении. Прививать любовь к родному языку; | Создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению. | Презентация. | |
Повторение (9часов: 8+1) | |||||
2 | Простое предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. | Систематизировать знания о простом предложении. Отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений. Отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении. Повторить знания о распространённых и нераспространённых умениях; | Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнтельно-сопоставительного анализа языковых явлений. | Таблицы «Простое предложение». Презентация. Задание на компьютере. | |
3 | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | Повторить особенности однородных членов предложения. Совершенствовать умения постановки знаков препинания при однородных членах предложения; | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Таблица «Однородные члены предложения». Презентация. | |
4 Р.р. | Развитие речи. Текст. Основная мысль текста. | Познакомить учащихся с повествовательным, описательным текстами и текстом-рассуждением. Сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах; | Коррекция мышления и вни-мания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности. | Презентация. | |
5 | Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. | Совершенствовать умение использовать обращения в речи. Формировать умение находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего. Совершенствовать умение составлять предложения с обращением; | Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением. | Таблица «Обращение и знаки препинания при нём». Презентация. | |
6 | Сложное предложение. Отличие сложного предложения от простого. Запятая в сложном предложении. | Совершенствовать умение различать простые и сложные предложения. Определять границы частей в сложном предложении. Совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания между частями СП; читать схемы простых и сложных предложений. | Формировать умение отличать простые предложения от сложных, определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях, строить их схему, давать характеристику. | Таблица «Сложное предложение». Презентация. | |
7 Д.р. | Диагностическая работа. | Выявить уровень знаний учащихся на начало года. Определить слабо усвоенный материал. | Анализ ЗУН на начало учебного года. Определение ЗБР каждого учащегося. | ||
8 | Сложные предложения с союзами и союзными словами что, где, когда, который. Употребление в речи. | Совершенствовать знания о сложном предложении с союзами и союзными словами. Активизировать умение употребления сложных предложений с союзами и союзными словами в речи; | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | Таблица «Сложное предложение с союзами». Презентация. | |
9 К.д. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении» | Подвести основные итоги повторения. Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | -Текст к. д. | |
10 | Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении» и работа над ошибками. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Провести работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. | Коррекция мышления посредством нахождения своих ошибок и их анализа. | Тетр уч-ся для к\р; Инд-но: табл, карточки, схемы, словари. | |
Звуки и буквы (6часов: 5 + 1) | |||||
11 | Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. | Обобщить знания учащихся о звуко – буквенном составе слова. Повторить, что изучает фонетика. Научить различать гласные и согласные звуки. Показать различие букв и звуков. Знать алфавит; правильно называть буквы алфавита; | Коррекция логического мышления через разв. умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. Коррекция слухового вним через работу по дифф. звуков в словах. | Таблица «Гласные и согласные буквы». | |
12 | Разделительные Ъ и Ь знаки. Правописание Ъ и Ь. | Помочь уяснить роль разделительных Ъ и Ь, условия выбора этих букв. Формировать умение применять правило их написания. | Корр. мышления путём развития умения самостоятельно ана-лизировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формир. языковых обобщений. | Таблица «Разделительные Ъ и Ь». | |
13 | Правописание парных звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. | Дать представление о сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова. Уметь применять соответ-ствующее правило. | Коррекция логического мышления через разв. умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. Корр. слухового вним через работу по дифф. звуков в словах | Таблица «Правописание парных звонких и глухих согласных». Презентация. | |
14 Р.р. | Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление. Составление текста объявления с использованием простых и сложных предложений. | Учить учащихся составлять деловые бумаги, объявления с использование простых и сложных предложений. Закрепить на практике полученное умение. Самостоятельно составить текст деловых бумаг; | Коррекция мыслит деят путём работы над семантикой слов. Коррекция памяти и логич мышл через анализ предложенных у-лем тем. Корр.устной речи путём создания реч. сит, побуждающей к высказ собс.мыслей на зад. тему | Презентация. | |
15 К.д. | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | Подвести итоги изучения материала по теме «Звуки и буквы». Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению. | _____________ | Текст к. д. | |
16 | Анализ контрольного диктанта по теме «Звуки и буквы» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта. | Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деят-сти. | Тетради с контрольными работами | |
Состав слова (10часов: 9 + 1) | |||||
17 | Состав слова. Роль корня, приставки, суффикса и окончания в слове. Разбор слова по составу. Порядок разбор. | Закреплять умения учащихся о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания. Отрабатывать умение выполнять разбор слова по составу, подбирать однокоренные слова; Развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. Отрабатывать умение выполнять разбор по составу. Совершенствовать умения проверять написание безударных гласных корня. Развивать навыки проверки написания парных глухих и звонких согласных; | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Презентация. | |
18 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Способы проверки гласных и согласных в корне. | Совершенствовать умение выделять приставки в словах; определять их значение. Совершенствовать умение различать варианты морфем; соблюдать порядок морфемного разбора; | Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением. | ||
19 | Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Отличие приставки от предлога. Правописание приставок и предлогов. | Совершенствовать умение различать предлоги и приставки. Познакомить с орфограммой-пробелом. Научить различать орфограмму – букву от орфограммы – пробела; | Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением. | ||
20 | Правописание приставок –раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз. | Совершенствовать умение правописания приставок –раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз-; | Повторить звонкие и глухие согласные, согласные по звонкости-глухости. Учить пользоваться правилом, определяющим выбор буквы. | ||
21 | Сложные слова с соединительными гласными и без них. | Дать понятие о соединительных гласных. Познакомить с образованием сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О-Е. Формирование умения правильно выбирать соед. гласную в сложных словах. | Коррекция мышления и речи путём составления сложных слов и введения их в предложения. | ||
22 | Сложносокращённые слова. Расшифровка сложносокращённых слов | Дать понятие о сложносокращённых словах и их видах по способу образования. Формирование умения определять лексическое значение сложносокращённых слов, правильно употреблять их с прилагательными и глаголами пр. вр. | Коррекция внимания посредством расшифровывания сложно-сокращённых слов и составления с ними предложений. | ||
23 Р.р. | Развитие речи. Расписка. Как составить расписку. | Совершенствовать умение составлять самостоятельно расписку. Подготовить учащихся к написанию расписки; | Развивать творческие умения учащихся. | Презентация. Расписка (образец). | |
24 | Обобщение материала по теме «Состав слова». | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Словообразование». Со-вершенствовать навык р-ра слов по составу и словообразовательного разбора. Вспомнить и практически отработать правила написания сложносокращённых слов, букв Ы-И после приставок, корней с чередованием. | Коррекция абстрактного мыш-ления путём построения слово-образовательных цепочек. Кор-рекция недостатков речевого ра-звития путём выполнения упра-жнений аналитико-синтетичес-кого характера по данной теме. | Презентация. | |
25 К.д. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | Подвести итоги изучения материала по теме «Состав слова». Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению. | _____________ | Текст к. д. | |
26 | Анализ контрольного диктанта по теме «Состав слова» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта. | Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деят-сти. | Тетради с контрольными работами | |
Части речи (56 часов: 44 + 12) | |||||
Имя существительное (11 часов: 9 + 2) | |||||
27 | Имя существительное как часть речи. Повторение изученного об имени существительном. Смысловые группы имён существительных. Значение предметности Кто? Что? Грамматические признаки имён существительных. | Повторить основные сведения о существительном как части речи. Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи (без названия терминов). Закрепить умение определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль. | Коррекция образного мышления через работу над семантикой существительных с абстрактным значением. Коррекция внимания и речи путём выполнения заданий на определение синтаксической роли существительных и их грамматических признаков. | ||
28 | Правописание собственных и нарицательных существительных. | Вспомнить правила написания окончаний существительных Е-И, правило правописания Ь на конце существительных после шипящих. Развитие навыка правильного написания окончаний существи-тельных 1,2,3 склонений и существите-льных на -ИЯ, -ИЙ, ИЕ. | Корр грамм строя речи уч-ся пу-тём отработки навыка написания падежных окончаний сущ-ных ед. и мн. числа. Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана (сопос-ие сущ-х 2 и 3скл.с шип на кон) | -комп.табл.ф.А-3 «Буквы Е-И в падеж-ных оконч-х сущ-х»; -комп.таб.ф.А-3 «Падежи» -табл.для 5кл. «Правоп Е-И в окон сущ-х ед.ч. | |
29 | Склонение имён существительных. | Формировать умение склонять имена существительные. Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду; | Корр. самоконтроля над речевыми высказываниями; корр. грамм. строя языка методом выполнения упражнений аналитико-синтетического характера. | Таблица «Склонение имён существительных». Презентация. | |
30 | Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. | Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. Формировать навык правописания окончаний существительных. | Корр грамм строя речи уч-ся пу-тём отработки навыка написания падежных окончаний сущ-ных ед. и мн. числа. Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана. | ||
31 Р.р. | Развитие речи. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень». | Закрепить и углубить знания учащихся об описании как типе текста. Вспомнить отличия художественного описания от делового. Подготовить учащихся к описанию картины, обратив внимание на особенности природы зимой. Вырабатывать умение составлять текст-описание. Развивать творческие способности учащихся, внимательное отношение к художественному полотну. Воспитание эстетического вкуса учащихся. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (построение текста) по картине И. Левитана. Коррекция речевого недоразвития путём создания текста опи-сательного характера. | Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» | |
32 | Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь после шипящих на конце существительных. | Закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих в именах существительных. Отработать орфографическое правило. | Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана (сопос-ие сущ-х 2 и 3скл.с шип. на кон). | Презентация. Таблица «Ь после шипящих на конце существительных». | |
33 | Несклоняемые имена существительные. Роль несклоняемых существительных. | Познакомить учащихся с несклоняемыми существительными и особенностями их употребления в косвенных падежах. Формирование умения правильно определять падеж несклоняемых существительных и употреблять несклоняемые существительные в речи. | Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми сущест-вительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями. | Таблица «Несклоняемые имена существительные». Презентация. | |
34 | Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. | Формировать умении склонять имена существительные. Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду. Проверить умение учащихся определять склонение; | Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми существительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями. | Презентация. | |
35 Р.р. | Развитие речи. Заметка. Составление заметки в школьную газету. | Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. Формировать навык правописания окончаний существительных. | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением плана заметки и отбора лексического материала | Презентация. Образец заметки. | |
36 К.д. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Проверить знания учащихся по теме «Имя существительное». Выявить слабо усвоенный материал. | ______________ | Текст к.д. по теме «Имя существительное». | |
37 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в работе. Помочь разобрать индивидуальные и (при наличии) дисграфические ошибки. Выполнить работу над ошибками. | Коррекция мыслительных про-цессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | Тетради с контрольной работой; Словари, схемы, справочники, таблицы. | |
Имя прилагательное (11 часов: 8 + 3) | |||||
38 | Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. Значение признаков, свойств, качеств предмета, обозначаемых прилагательными. | Вспомнить осн. знания об имени прилагательном, полученные ранее. Закрепить навык нахождения имён прил-ных и определения их морф признаков. Развитие умения подбирать синонимы к прил-ным; обосновывать выбор падежных окончаний прил-ных; использовать в речи фразеолог обороты, в состав которых входят имена прилагательные | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | Комп.табл.ф.А-3 «Падежные окончания прил-ых в ед.ч.» Таблица «Правописание падежных оконч.прил.ед.ч.» | |
39 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | Совершенствовать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова. Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного; | Коррекция устной речи через построение логичного выска-зывания на лингвист тему (рас-суждение о выборе букв). Коррек-ция логического мышления через выполнение упр-ий на нахождение слов с изученной орфограммой и её графическое обозначение. | Таблица «Правописание падежных оконч.прил.ед.ч.». Презентация. | |
40 | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. | Дать понятие о притяжательных прила-гательных (без определения понятия), их значении и грамматических признаках. Развитие умения правильно образовывать, писать и употреблять притяжательные прилагательные в речи, а также уметь отличать их от относительных и качественных прилагательных. | Коррекция речевой патологии методом составления предложений с использованием притяжательных прилагательных. | Презентация. Таблица «Притяжательные прилагательные». | |
41 Р.р. | Развитие речи. Составление портретной характеристики с опорой на картину Корина «Александр Невский» | Учить детей составлять план. Наблюдать над ролью описания в тексте. Подготовить учащихся к созданию собственного произведения. Составить самостоятельно портретную характеристику | Строить связный текст на основе личных наблюдений. Использовать в своём сочинении изобразительно-выразительные средства языка. | Репродукция картины Корина «Александр Невский». | |
42 К.д. | Контрольный диктант за I полугодие. | Определить уровень и качество ЗУН учащихся. Выявить уровень сформиро-ванности ЗБР. Определить наиболее слабо усвоенный материал. | _______________ | Текст к.д.за I полугод; Листочки с печатями для провед диктанта. | |
43 | Анализ контрольного диктанта и его анализ. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самос-тоятельности учебной деят-сти. | Листочки с работами; Тетради для выполнения работы над ошибками; Словари, таблицы, карточки. | |
44 | Роль имён прилагательных в описании как типе речи. | Формирование навыка употребления прилагательных в речи, определение его морфологических признаков. | Корр. внимания и речи через выполнение заданий по определению синт. роли прилаг-ных. Корр. речевой патологии через обогащение речи учащихся именами прилагательными. | Презентация. | |
45 Р.р. | Развитие речи. Подробное изложение «Основание Москвы». | Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить уч-ся к на-писанию изложения текста-рассуждения с эл-ми сочинения. Разв умения высказывать свою т зр по проблеме, изложенной в тексте. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (элементы сочинения). | -текст изложения. | |
46 Р.р. | Развитие речи. Написание деловых бумаг. Объяснительная записка. | Дать понятие об объяснительной записке, её композиционных частях. | Коррекция контрольно-оценочных действий учащихся путём привлечения их внимания к особенностям собственной речи в процессе работы над сочинением. | Презентация. Образец объяснительной записки. | |
47 К.д. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Подвести основные итоги изучения те-мы «Имя прилагательное». Проконтролировать степень усвоения учащимися изученного материала. Выявить слабо понятый материал. | _______________ | -текст к.д; -тетради для контроль-ных работ. | |
48 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте. Оказать помощь в разборе индивидуальных ошибок. Выполнить работу над ошибками. | Корр мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | -тетради с контроль-ными работами; -словари, таблицы и т.п. | |
Личные местоимения (9 часов: 6 + 3) | |||||
49 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лицо и число местоимений. | Дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимения как средстве связи предложений в тексте, о синтак-сической функции местоимений. Развитие умения находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль. | Коррекция внимания и речи через выполнение заданий на нахождение местоимений в тексте и определение их синтаксической роли. | Презентация. Таблица «Личные местоимения». | |
50 | Склонение личных местоимений. | Показать особенности склонения личных местоимений. | Коррекция недостатков речевого развития путём монологических высказываний учащихся о личных местоимениях и их правописании. | Таблица «Склонение личных местоимений». Презентация. | |
51 | Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3-его лица. | Познакомить уч-ся с нормами употреб-ления местоимений в речи. Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их. Формир. навыка осмысленного использования местоимений в связной речи | Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными место-имениями, употреблёнными в различных падежных формах. | Презентация. Таблица «Правописание местоимений с предлогами». | |
52 | Употребление в речи личных местоимений. Исправление в тексте. | Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их. | Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными место-имениями, употреблёнными в различных падежных формах. | Презентация. | |
53 Р.р. | Развитие речи. Подробное изложение текста «Мохнатая семейка» с опорой на план и с использованием местоимений. | Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить уч-ся к написанию изложения текста-рассуждения с эл-ми сочинения. Разв умения высказывать свою т зр по проблеме, изложенной в тексте. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (элементы сочинения). | Текст изложения. | |
54 Р.р. | Развитие речи. Письмо. Письмо бабушке. | Помочь осознать роль писем в жизни человека. Дать представление о видах писем. Развивать навыки правильного оформления письма. | Коррекция мышления и внимания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности. | Письмо. Конверт. Презентация. | |
55 К.д. | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Проверить знания учащихся по теме «Местоимение». Выявить слабо усвоенный материал. | ______________ | Текст к.д; Тетради для контрольных работ. | |
56 | Анализ контрольного диктанта по теме «Личные местоимения» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Помочь разобрать индивидуальные ошибки. Выполнить работу над ош. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | Тетради с контрольными работами; Словари, таблицы и т.п. | |
57 Р.р. | Развитие речи. Сочинение – описание по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». | Вспомнить типы текстов и особенности их строения. Подг-ть уч-ся к самостоятельному составлению текста сочинения по картине. Развивать творческие способности, умение наблюдать и описывать увиденное. | Корреция недостатков реч развития и образного мышления через работу по составлению текста соч с использованием подобранного лексического материала. | Репродукция картины Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». | |
Глагол (12 часов: 10 + 2) | |||||
58 | Глагол как часть речи. Повторение изученного. Лексические группы глаголов. Грамматические признаки глагола. Неопределённая форма глагола. Число, род. | Повторить знания о глаголе, полученные в 5-8 классах. Закрепить умение правильно выбирать орф-мы в напис. безуд личн оконч глаг; определять его синт роль и роль в речи. Вспомнить грамматические признаки глагола как части речи. Закрепить навык выделения глагола в тексте. | Коррекция мыслительных про-цессов путём дифференциации языковых явлений и установления между ними взаимосвязи. | Презентация. | |
59 | Правописание глаголов неопределённой формы на –чь. Правописание –ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах неопределённой формы. | Познакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Учить находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, правильно произносить и писать глаголы с –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике. | Таблица «Не с глаголами». Презентация. | |
60 | Правописание НЕ с глаголами. | Продолжить знакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Закрепить полученные знания по правильному произношению и написанию глаголов с –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике. | Таблица «Не с глаголами». Презентация. Карточки. | |
61 | Изменение глаголов по лицам и числам. Личные окончания. | Вспомнить категорию лица и числа глаголов. Развивать умение изменять глаголы по лицам и правильно употреблять глаголы в собственной речи | Коррекция мышления через вы-полнение упражнений, направ-ленных на определение лица и числа глаголов. | ||
62 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа. | Познакомить учащихся с написанием Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Учить правильно писать окончания –ешь, -ишь. | Коррекция мышления и внимания путём составления письменного плана теоретического материала учебника. Коррекция грамма-тического строя речи через монологический ответ по плану | Презентация. Таблица «Правописание глаголов 2 лица ед. числа». | |
63 | Глаголы I и II спряжения с ударными и безударными личными окончаниями. Окончания глаголов I и II спряжения. | Познакомить со способом определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределённой форме глагола. Развивать умение определять спряжение глагола. Учить различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании. | Коррекция грамматического строя речи уч-ся путём конструирования предложений с использованием глаголов. | Таблица «Спряжение глаголов». Презентация. | |
64 | Повелительная форма глагола в просьбах, приказах, инструкциях. | Продолжить изучение глаголов повели-тельного наклонения. Развивать умения находить глаголы в повелит наклонении, отличать их от глаголов др наклонений, образовывать их формы и правильно использовать в речи. | Коррекция недостатков устной речи через выполнение упр-ий, связанных со стилистическими особенностями использования глаголов пов. наклонения в речи. | ||
65 Р.р. | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Настоящий друг» с использованием глаголов. | Написать сочинение – рассуждение с элементами описания внешности человека. | Коррекция письменной речи путём изложения текста с исполь-зованием портретной лексики. | Образец сочинения «Настоящий друг» | |
66 | Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание Ь в глаголах в повелительной форме, в неопределённой форме, в форме 2 лица. | Развивать умения находить глаголы в пов накл. Познакомить с условиями употребления Ь на конце глаголов в повелит наклонении. | Коррекция недостатков интонац стороны речи уч-ся через раб над правильным произнесением и употреблением гл повелит накл. | Презентация. | |
67 Р.р. | Развитие речи. Анкета. Автобиография. | Познакомить учащихся со строением автобиографии. Подготовить учащихся к созданию собственной автобиографии. | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Коррекция смыслового восприятия через работу над содержанием текста автобиографии. | Презентация. Образцы анкет и автобиографий (у каждого на парте). | |
68 К.д. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Проверить знания учащихся по теме «Глагол». Выявить слабо усвоенный материал. | ____________ | Текст к.д; Тетради для контрольных работ. | |
69 | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» и работа над ошибками. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления. | Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостояте-льности учебной деятельности. | Тетради с контрольными работами; Словари, таблицы и т.п. | |
Наречие (7 часов: 6 + 1) | |||||
70 | Наречие как часть речи. Значения и вопросы для выделения наречий. Роль наречий в тексте. Составлении словосочетаний «глагол + наречие» для описания. | Познакомить учащихся с новой частью речи – наречием. Показать роль наречий в тексте. Учить составлять словосочетания «глагол + наречие» для описания. | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | Презентация. | |
71 | Наречия, которые обозначают время, место, способ действия. Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге. | Познакомить с наречиями, обозначающими время, место, способ действия. Учить задавать вопросы к местоимениям. Познакомить с наречиями, которые характеризуют глаголы речи в диалоге. Закрепить умение находить наречия в тексте. | Коррекция мышления путём развития умения самостоятельно анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формир. языковых обобщений. | Таблица. Презентация. | |
72 | Правописание наречий с А-О на конце. | Познакомить с условием выбора правописания О и А на конце наречий. Повторить способы образования слов. | Коррекция мыслительных процессов (отбор материала, определение условий написания, дифференциация учебного материала). | Таблица. Презентация. | |
73 | Использование наречий движения в речи. | Учить использовать наречия движения в своей речи. Уметь находить наречия движения в тексте. | Коррекция мыслительных процессов (отбор материала, определение условий написания, дифференциация учебного материала). | Презентация. | |
74 Р.р. | Развитие речи. Сочинение на тему «Когда я болен» с использованием в тексте наречий. | Вспомнить особенности повествования как типа текста и композицию рассказа. Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль. | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением плана сочинения и отбора лексического материала | Образцы сочинений. Презентация. | |
75 К.д. | Контрольный диктант по теме «Наречие». | Проверить знания учащихся по теме «Наречие». Выявить слабо усвоенный материал. | ______________ | Текст к.д. по теме «Наречие». | |
76 | Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие». | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в работе. Помочь разобрать индивидуальные и (при наличии) дисграфические ошибки. Выполнить работу над ошибками. | Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | Тетради с контрольной работой; Словари, схемы, справочники, таблицы. | |
Имя числительное (6 часов: 5 + 1) | |||||
77 | Понятие об имени числительном. Правописание числительных от 5 до 20 и 30. Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900. Правописание числительных с Ь на конце и в середине. | Дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи. Познакомить с общим значением, морф признаками и синт ролью числительных. Показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением. Формирование умения находить числительные в тексте. | Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопос-тавительного анализа языковых явлений (выполнение упражнений на разграничение числительных и других частей речи с числовым значением.) | Презентация. Таблица «Имя числительное». | |
78 | Количественные и порядковые числительные. | Дать понятие о количественных и порядковых числительных. Формирование умения определять разряд количественных числительных. Позн-ть уч-ся с порядковыми числительными. Показать их синт. роль и назначение в речи. Формирование умения разграничивать колич и порядк числит, порядк числит-ые и сложные прил-ные со значением числа. Разв умения изменять поряд числит и согласовывать их с сущ-ными, умения определять род, число и падеж порядк. числительных. | Коррекция логич мышл через развитие умения производить сравнит-сопоставит анализ языкового материала (разрядов числит-ых) и правильно определять разряд числительного. Коррекция монолог речи через ответы на вопросы лингвист характера. | Таблица «Порядковые и количественные числительные». Презентация. | |
79 | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | Сформировать умение правильно употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Коррекция недостатков речевого развития через формирование умения правильно использовать в речи имена числительные. | Таблица «Правописание числительных». Презентация. | |
80 Р.р. | Развитие речи. Числа в деловых бумагах. Объявление, телеграмма. | Учить составлять тексты объявления и телеграммы. Самостоятельно составить текст объявления и телеграммы, используя числительные; | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала | Презентация. | |
81 Р.р. | Развитие речи. Доверенность. Заявление, расписка. | Учить составлять тексты доверенностей. Самостоятельно составить текст доверенности, используя числительные. Учить писать заявление, расписку. Самостоятельно составить текст заявления, расписки, используя числительные. | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала | Презентация. | |
82 К.д. | Контрольный диктант по теме «Имя числительное». | Проверить знания учащихся по теме «Имя числительное». Выявить слабо усвоенные темы. | _____________ | Текст к.д; Тетради для контрольных работ. | |
Предложение (12 часов: 11 + 1) | |||||
83 | Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. | Показать отличие нераспространённых и распространённых предложений. Формировать умение различать распространённые и распространённые предложения. Повторить предложения с одним главным членом (пока без термина «односоставные предложения»). | Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнтельно-сопоставительного анализа языковых явлений. | Таблица. Презентация. | |
84 | Развитие речи. Сочинение – описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | Вспомнить основные особенности повествования и описания как типа текста. Подготовить уч-ся к написанию сочинения-рассказа по сюжетной картине. Помочь передать в сочинении основную мысль картины. Развитие воображения и творческих способностей учащихся. | Коррекция вербального мышления через работу по составлению плана сочинения (составление вопросного плана.) | Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | |
85 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | Познакомить учащихся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с однородными членами. Формировать навык определения однородных членов предложения, обоснования постановки знаков препинания. | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Таблица «Знаки препинания в препинания в предложениях с однородными членами». Презентация. | |
86 | Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения. | Развивать умение «видеть» распространённые и нераспространённые однородные члены в предложении. | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания на лин-гвистическую тему. | Таблица. Презентация. | |
87 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Познакомить учащихся с понятием обращение, его ролью в речи, постановкой знаков препинания. Развивать умение составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией. | Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением. | Презентация. Таблица «Обращение». | |
88 | Контрольный диктант за год. | Определить уровень и качество ЗУН уч-ся на конец учебного года. Выявить уровень сформированности ЗАР. Определить наиб слабо усвоенный материал. | ___________ | Текст к.д.за год; Листочки с печатями | |
89 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления. | Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостояте-льности учебной деятельности. | Листочки с работами; Тетради для выполнения работы над ошибками; Словари, таблицы, карточки. | |
90 | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | Обобщить материал о сложном предложении. Формировать умение постановки знаков препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но. | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | Презентация. Таблица. | |
91 | Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Постановка знаков препинания перед этими словами. | Развивать умение определять границы частей сложного предложения. Развивать умение постановки знаков препинания в СПП (без определения понятия). | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | Таблица. Презентация. | |
92 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Познакомить учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора». Формировать умения составлять предложения с прямой речью. Формировать умения составлять предложения с прямой речью, выделять их пунктуационно, строить схемы. Выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания | Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры предложений с прямой речью. Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над пунктуационным правилом и его применением на практике. | Таблица «Прямая речь». Презентация. | |
93 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Подвести итоги изучения предложений. Закрепить навык постановки знаков препинания. | _______________ | Текст к.д; Тетради для контрольных работ. | |
94 | Анализ контрольного диктанта по теме «Предложение» и работа над ошибками. | Проанализировать ошибки, допущенные учащимися в работе, и выполнить работу по их исправлению. Способствовать развитию самостоятельной работы учащихся. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | Тетради с контрольными ра-ботами; Словари, таблицы и т.п. | |
Повторение (8 часов: 7 + 1) | |||||
95 | Части речи. Изменяемые и неизменяемые части речи. | Обобщить знания учащихся о частях речи. Повторить изменяемые и неизменяемые части речи. | Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопос-тавительного анализа языковых явлений (частей речи) | Презентация. | |
96 | Имя прилагательное и порядковые числительные. Наречие. | Обобщить знания учащихся об особенностях имён прилагательных и числительных. Развивать умение распознавать их и правильно употреблять. Обобщить знания учащихся об особенностях наречий. Развивать умение распознавать их и правильно употреблять; | Корр. грамм строя языка через выполнение упр-ий аналитико-синтетического характера | Презентация. | |
97 | Имя существительное и местоимение. | Обобщить знания об особенностях имён существительных и местоимений. Развивать умения распознавать их и правильно употреблять; | Корр. грамм строя языка через выполнение упр-ий аналитико-синтетического характера | Презентация. | |
98 | Простое предложение. Однородные члены и знаки препинания при них. | Обобщить знания учащихся о видах предложений по интонации, цели высказывания. Совершенствовать умение правильно строить ПП. Развивать умение распознавать однородные члены предложения. Совершенствовать умение правильно строить предложения с однородными членами. | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Таблица. Презентация. | |
99 | Обращение. Диалог. Прямая речь. | Совершенствовать знания об обращении, диалоге. Совершенствовать умение находить обращения в предложении. Учить составлять диалог. Усовершенствовать знания учащихся о предложениях с прямой речью. Повторить строение предложений с прямой речью. | Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением. | Презентация. Таблица. | |
100 | Сложное предложение. | Систематизировать и обобщить изученные теоретические сведения по синтаксису СП. Уметь производить синтаксический разбор простого и сложного предложений. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через выполнение упр-ий, направленных на соотнесение интонации и пунктуации предложения; на самост выбор интонации в соотв с грамматико-смысловой структурой предложения. | Презентация. | |
101 | Развитие речи. Сочинение «Кем я хочу быть». | Создать рассказ, написанный на основе творческого воображения. Способствовать развитию творческого воображения учащихся. Развитие умения осмысливать границы темы сочинения, раскрывать тему. | Коррекция письменной речи уч-ся путём составления текста-рассуждения с использованием рабочих материалов. | Презентация. Образцы сочинений. | |
102 | Подведение итогов за год. | Подвести итоги изучения курса русского языка 9 класса по всем разделам. Проверить степень усвоенности учебного материала и умение им пользоваться практически. | Коррекция познавательной дея-тельности через выполнение за-даний. | Презентация. |
Учитель Кудрявцева Ю. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)
Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...
Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)
Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку/словесности для казахстанских школ, 2014 г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку/словесности для казахстанских школ, 2014 г. с РУССКИМ языком обучения...
Рабочая программа по предмету "Русский язык". 8 класс (вспомогательная школа)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, ...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (школа VIII вида)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: ...