Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме

Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tp_rya_9g.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование «Русский язык −9» (отделение со сложной структурой дефекта)

««Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора

школы-интерната по УВР

_________________(С. С. Смирнова)

_______________(М. П. Кравченко)

ФИО

ФИО

Протокол № _____ от

«_____» ______________2013 г.

«_______» ______________ 2013 г.

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

Отделения со сложной структурой дефекта

ОГКОУ школы-интерната V-VI вида

на 2013 – 2014 учебный год

Количество часов в год: 102 (3 часа в неделю)

Учебник: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб./ под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1.


№ урока

Дата

Тема урока

Цели (образовательные и воспитательные)

Коррекционная основа урока

Наглядность, учебно-метод. обесп., ИКТ

1

Русский язык как развивающееся явление. Знакомство с учебником.

Кратко ознакомить учеников с программой 9 класса, с учебником. Дать понятие о русском языке как развивающемся явлении. Прививать любовь к родному языку;

Создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению.

Презентация.

Повторение (9часов: 8+1)

2

Простое предложение. Распространённые и нераспространённые предложения.

Систематизировать знания о простом предложении. Отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений. Отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении. Повторить знания о распространённых и нераспространённых умениях;

Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнтельно-сопоставительного анализа языковых явлений.

Таблицы «Простое предложение».

Презентация.

Задание на компьютере.

3

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Повторить особенности однородных членов предложения. Совершенствовать умения постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

Таблица «Однородные члены предложения».

Презентация.

4

Р.р.

Развитие речи. Текст. Основная мысль текста.

Познакомить учащихся с повествовательным, описательным текстами и текстом-рассуждением. Сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах;

Коррекция мышления и вни-мания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности.

Презентация.

5

Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении.

Совершенствовать умение использовать обращения в речи. Формировать умение находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего. Совершенствовать умение составлять предложения с обращением;

Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением.

Таблица «Обращение и знаки препинания при нём».

Презентация.

6

Сложное предложение. Отличие сложного предложения от простого. Запятая в сложном предложении.

Совершенствовать умение различать простые и сложные предложения. Определять границы частей в сложном предложении. Совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания между частями СП;

читать схемы простых и сложных предложений.

Формировать умение отличать простые предложения от сложных, определять границы частей сложного предложения,  ставить знаки препинания в сложных предложениях, строить их схему, давать характеристику.

Таблица «Сложное предложение».

Презентация.

7

Д.р.

Диагностическая работа.

Выявить уровень знаний учащихся на начало года. Определить слабо усвоенный материал.

Анализ ЗУН на начало учебного года. Определение ЗБР каждого учащегося.

8

Сложные предложения с союзами и союзными словами что, где, когда, который. Употребление в речи.

Совершенствовать знания о сложном предложении с союзами и союзными словами. Активизировать умение употребления сложных предложений с союзами и союзными словами в речи;

Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока)

Таблица «Сложное предложение с союзами».

Презентация.

9

К.д.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении»

Подвести основные итоги повторения. Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению.

Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД

-Текст к. д.

10

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении» и работа над ошибками.

Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Провести работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.

Коррекция мышления посредством нахождения своих ошибок и их анализа.

Тетр уч-ся для к\р;

Инд-но: табл, карточки, схемы, словари.

Звуки и буквы (6часов: 5 + 1)

11

Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. Русский алфавит. Гласные и согласные звуки.

Обобщить знания учащихся о звуко – буквенном составе слова. Повторить, что изучает фонетика. Научить различать гласные и согласные звуки. Показать различие букв и звуков. Знать алфавит; правильно называть буквы алфавита;

Коррекция логического мышления через разв. умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. Коррекция слухового вним через работу по дифф. звуков в словах.

Таблица «Гласные и согласные буквы».

12

Разделительные Ъ и Ь знаки. Правописание Ъ и Ь.

Помочь уяснить роль разделительных Ъ и Ь, условия выбора этих букв. Формировать умение применять правило их написания.

Корр. мышления путём развития умения самостоятельно ана-лизировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формир. языковых обобщений.

Таблица «Разделительные Ъ и Ь».

13

Правописание парных звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные.

Дать представление о сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова. Уметь применять соответ-ствующее правило.

Коррекция логического мышления через разв. умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. Корр. слухового вним через работу по дифф. звуков в словах

Таблица «Правописание парных звонких и глухих согласных».

Презентация.

14

Р.р.

Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление. Составление текста объявления с использованием простых и сложных предложений.

Учить учащихся составлять деловые бумаги, объявления с использование простых и сложных предложений. Закрепить на практике полученное умение. Самостоятельно составить текст деловых бумаг;

Коррекция мыслит деят путём работы над семантикой слов. Коррекция памяти и логич мышл через анализ предложенных у-лем тем. Корр.устной речи путём создания реч. сит, побуждающей к высказ собс.мыслей на зад. тему

Презентация.

15

К.д.

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

Подвести итоги изучения материала по теме «Звуки и буквы». Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению.

_____________

Текст к. д.

16

Анализ контрольного диктанта по теме «Звуки и буквы» и работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта.

Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деят-сти.

Тетради с контрольными работами

Состав слова (10часов: 9 + 1)

17

Состав слова. Роль корня, приставки, суффикса и окончания в слове. Разбор слова по составу. Порядок разбор.

Закреплять умения учащихся о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания. Отрабатывать умение выполнять разбор слова по составу, подбирать однокоренные слова; Развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. Отрабатывать умение выполнять разбор по составу. Совершенствовать умения проверять написание безударных гласных корня. Развивать навыки проверки написания парных глухих и звонких согласных;

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

Презентация.

18

Правописание гласных и согласных в корне слова. Способы проверки гласных и согласных в корне.

Совершенствовать умение выделять приставки в словах; определять их значение. Совершенствовать умение различать варианты морфем; соблюдать порядок морфемного разбора;

Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением.

19

Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Отличие приставки от предлога. Правописание приставок и предлогов.

Совершенствовать умение различать  предлоги и приставки. Познакомить с орфограммой-пробелом. Научить различать орфограмму – букву от орфограммы – пробела;

Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением.

20

Правописание приставок –раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз.

Совершенствовать умение правописания приставок –раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз-;

Повторить звонкие и глухие согласные, согласные по звонкости-глухости. Учить пользоваться правилом, определяющим выбор буквы.

21

Сложные слова с соединительными гласными и без них.

Дать понятие о соединительных гласных. Познакомить с образованием сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О-Е. Формирование умения правильно выбирать соед. гласную в сложных словах.

Коррекция мышления и речи путём составления сложных слов и введения их в предложения.

22

Сложносокращённые слова. Расшифровка сложносокращённых слов

Дать понятие о сложносокращённых словах и их видах по способу образования. Формирование умения определять лексическое значение сложносокращённых слов, правильно употреблять их с прилагательными и глаголами пр. вр.

Коррекция внимания посредством расшифровывания сложно-сокращённых слов и составления с ними предложений.

23

Р.р.

Развитие речи. Расписка. Как составить расписку.

Совершенствовать умение составлять самостоятельно расписку. Подготовить учащихся к написанию расписки;

Развивать творческие умения учащихся.

Презентация.

Расписка (образец).

24

Обобщение материала по теме «Состав слова».

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Словообразование». Со-вершенствовать навык р-ра слов по составу и словообразовательного разбора. Вспомнить и практически отработать правила написания сложносокращённых слов, букв Ы-И после приставок, корней с чередованием.

Коррекция абстрактного мыш-ления путём построения слово-образовательных цепочек. Кор-рекция недостатков речевого ра-звития путём выполнения упра-жнений аналитико-синтетичес-кого характера по данной теме.

Презентация.

25

К.д.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Подвести итоги изучения материала по теме «Состав слова». Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению.

_____________

Текст к. д.

26

Анализ контрольного диктанта по теме «Состав слова»  и работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта.

Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деят-сти.

Тетради с контрольными работами

Части речи (56 часов: 44 + 12)

Имя существительное (11 часов: 9 + 2)

27

Имя существительное как часть речи. Повторение изученного об имени существительном. Смысловые группы имён существительных. Значение предметности Кто? Что? Грамматические признаки имён существительных.

Повторить основные сведения о существительном как части речи. Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи (без названия терминов). Закрепить умение определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль.

Коррекция образного мышления через работу над семантикой существительных с абстрактным значением. Коррекция внимания и речи путём выполнения заданий на определение синтаксической роли существительных и их грамматических признаков.

28

Правописание собственных и нарицательных существительных.

Вспомнить правила написания окончаний существительных Е-И, правило правописания Ь на конце существительных после шипящих. Развитие навыка правильного написания окончаний существи-тельных 1,2,3 склонений и существите-льных на -ИЯ, -ИЙ, ИЕ.

Корр грамм строя речи уч-ся пу-тём отработки навыка написания падежных окончаний сущ-ных ед. и мн. числа. Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана (сопос-ие сущ-х 2 и 3скл.с шип на кон)

-комп.табл.ф.А-3 «Буквы Е-И в падеж-ных оконч-х сущ-х»;

-комп.таб.ф.А-3 «Падежи»

-табл.для 5кл. «Правоп  Е-И в окон сущ-х ед.ч.

29

Склонение имён существительных.

Формировать умение склонять имена существительные. Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду;

Корр. самоконтроля над речевыми высказываниями; корр. грамм. строя языка методом выполнения упражнений аналитико-синтетического характера.

Таблица «Склонение имён существительных».

Презентация.

30

Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. Формировать навык правописания окончаний существительных.

Корр грамм строя речи уч-ся пу-тём отработки навыка написания падежных окончаний сущ-ных ед. и мн. числа. Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана.

31

Р.р.

Развитие речи. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Закрепить и углубить знания учащихся об описании как типе текста. Вспомнить отличия художественного описания от делового. Подготовить учащихся к описанию картины, обратив внимание  на особенности природы зимой. Вырабатывать умение составлять текст-описание. Развивать творческие способности учащихся, внимательное отношение к художественному полотну. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (построение текста) по картине И. Левитана. Коррекция речевого недоразвития путём создания текста опи-сательного характера.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»

32

Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

Закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих в именах существительных. Отработать орфографическое правило.

Корр. словесно-логич. мышления через выполнение упр-ий сравнительно-сопоставит плана (сопос-ие сущ-х 2 и 3скл.с шип. на кон).

Презентация.

Таблица «Ь после шипящих на конце существительных».

33

Несклоняемые имена существительные. Роль несклоняемых существительных.

Познакомить учащихся с несклоняемыми существительными и особенностями их употребления в косвенных падежах. Формирование умения правильно определять падеж несклоняемых существительных и употреблять несклоняемые существительные в речи.

Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми сущест-вительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями.

Таблица «Несклоняемые имена существительные».

Презентация.

34

Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.

Формировать умении склонять имена существительные. Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду. Проверить умение учащихся определять склонение;

Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми существительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями.

Презентация.

35

Р.р.

Развитие речи. Заметка. Составление заметки в школьную газету.

Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. Формировать навык правописания окончаний существительных.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением плана заметки и отбора лексического материала

Презентация.

Образец заметки.

36

К.д.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Проверить знания учащихся по теме «Имя существительное». Выявить слабо усвоенный материал.

______________

Текст к.д. по теме «Имя существительное».

37

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» и работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в работе. Помочь разобрать индивидуальные и (при наличии) дисграфические ошибки. Выполнить работу над ошибками.

Коррекция мыслительных про-цессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

Тетради с контрольной работой;

Словари, схемы, справочники, таблицы.

Имя прилагательное (11 часов: 8 + 3)

38

Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. Значение признаков, свойств, качеств предмета, обозначаемых прилагательными.

Вспомнить осн. знания об имени прилагательном, полученные ранее. Закрепить навык нахождения имён прил-ных и определения их морф признаков. Развитие умения подбирать синонимы к прил-ным; обосновывать выбор падежных окончаний прил-ных; использовать в речи фразеолог обороты, в состав которых входят имена прилагательные

Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока.

Комп.табл.ф.А-3 «Падежные окончания прил-ых в ед.ч.»

Таблица «Правописание падежных оконч.прил.ед.ч.»

39

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных.

Совершенствовать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова. Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

Коррекция устной речи через построение логичного выска-зывания на лингвист тему (рас-суждение о выборе букв). Коррек-ция логического мышления через выполнение упр-ий на нахождение слов с изученной орфограммой и её графическое обозначение.

Таблица «Правописание падежных оконч.прил.ед.ч.».

Презентация.

40

Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи.

Дать понятие о притяжательных прила-гательных (без определения понятия), их значении и грамматических признаках. Развитие умения правильно образовывать, писать и употреблять притяжательные прилагательные в речи, а также уметь отличать их от относительных и качественных прилагательных.

Коррекция речевой патологии методом составления предложений с использованием притяжательных прилагательных.

Презентация.

Таблица «Притяжательные прилагательные».

41

Р.р.

Развитие речи. Составление портретной характеристики с опорой на картину Корина «Александр Невский»

Учить детей составлять план. Наблюдать над ролью описания в тексте. Подготовить учащихся к созданию собственного произведения. Составить самостоятельно портретную характеристику

Строить связный текст на основе личных наблюдений. Использовать в своём сочинении изобразительно-выразительные средства языка.

Репродукция картины Корина «Александр Невский».

42

К.д.

Контрольный диктант за I полугодие.

Определить уровень и качество ЗУН учащихся. Выявить уровень сформиро-ванности ЗБР. Определить наиболее слабо усвоенный материал.

_______________

Текст к.д.за I полугод;

Листочки с печатями для провед диктанта.

43

Анализ контрольного диктанта и его анализ.

Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления.

Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самос-тоятельности учебной деят-сти.

Листочки с работами;

Тетради для выполнения работы над ошибками;

Словари, таблицы, карточки.

44

Роль имён прилагательных в описании как типе речи.

Формирование навыка употребления прилагательных в речи, определение его морфологических признаков.

Корр. внимания и речи через выполнение заданий по определению синт. роли прилаг-ных. Корр. речевой патологии через обогащение речи учащихся именами прилагательными.

Презентация.

45

Р.р.

Развитие речи. Подробное изложение «Основание Москвы».

Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить уч-ся к на-писанию изложения текста-рассуждения с эл-ми сочинения. Разв умения высказывать свою т зр по проблеме, изложенной в тексте.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (элементы сочинения).

-текст изложения.

46

Р.р.

Развитие речи. Написание деловых бумаг. Объяснительная записка.

Дать понятие об объяснительной записке, её композиционных частях.

Коррекция контрольно-оценочных действий учащихся путём привлечения их внимания к особенностям собственной речи в процессе работы над сочинением.

Презентация.

Образец объяснительной записки.

47

К.д.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Подвести основные итоги изучения те-мы «Имя прилагательное». Проконтролировать степень усвоения учащимися изученного материала. Выявить слабо понятый материал.

_______________

-текст к.д;

-тетради для контроль-ных работ.

48

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте. Оказать помощь в разборе индивидуальных ошибок. Выполнить работу над ошибками.

Корр мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

-тетради с контроль-ными работами;

-словари, таблицы и т.п.

Личные местоимения (9 часов: 6 + 3)

49

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лицо и число местоимений.

Дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимения как средстве связи предложений в тексте, о синтак-сической функции местоимений. Развитие умения находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль.

Коррекция внимания и речи через выполнение заданий на нахождение местоимений в тексте и определение их синтаксической роли.

Презентация.

Таблица «Личные местоимения».

50

Склонение личных местоимений.

Показать особенности склонения личных местоимений.

Коррекция недостатков речевого развития путём монологических высказываний учащихся о личных местоимениях и их правописании.

Таблица «Склонение личных местоимений».

Презентация.

51

Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3-его лица.

Познакомить уч-ся с нормами употреб-ления местоимений в речи. Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их. Формир. навыка осмысленного использования местоимений в связной речи

Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными место-имениями, употреблёнными в различных падежных формах.

Презентация.

Таблица «Правописание местоимений с предлогами».

52

Употребление в речи личных местоимений. Исправление в тексте.

Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их.

Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными место-имениями, употреблёнными в различных падежных формах.

Презентация.

53

Р.р.

Развитие речи. Подробное изложение текста «Мохнатая семейка» с опорой на план и с использованием местоимений.

Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить уч-ся к написанию изложения текста-рассуждения с эл-ми сочинения. Разв умения высказывать свою т зр по проблеме, изложенной в тексте.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения свя-зного высказывания (элементы сочинения).

Текст изложения.

54

Р.р.

Развитие речи. Письмо. Письмо бабушке.

Помочь осознать роль писем в жизни человека. Дать представление о видах писем. Развивать навыки правильного оформления письма.

Коррекция мышления и внимания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности.

Письмо.

Конверт.

Презентация.

55

К.д.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Проверить знания учащихся по теме «Местоимение». Выявить слабо усвоенный материал.

______________

Текст к.д;

Тетради для контрольных работ.

56

Анализ контрольного диктанта по теме «Личные местоимения» и работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Помочь разобрать индивидуальные ошибки. Выполнить работу над ош.

Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

Тетради с контрольными работами;

Словари, таблицы и т.п.

57

Р.р.

Развитие речи. Сочинение – описание по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

Вспомнить типы текстов и особенности их строения. Подг-ть уч-ся к самостоятельному составлению текста сочинения по картине. Развивать творческие способности, умение наблюдать и описывать увиденное.

Корреция недостатков реч развития и образного мышления через работу по составлению текста соч с использованием подобранного лексического материала.

Репродукция картины Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

Глагол (12 часов: 10 + 2)

58

Глагол как часть речи. Повторение изученного. Лексические группы глаголов. Грамматические признаки глагола. Неопределённая форма глагола. Число, род.

Повторить знания о глаголе, полученные в 5-8 классах. Закрепить умение правильно выбирать орф-мы в напис. безуд личн оконч глаг; определять его синт роль и роль в речи. Вспомнить грамматические признаки глагола как части речи. Закрепить навык выделения глагола в тексте.

Коррекция мыслительных про-цессов путём дифференциации языковых явлений и установления между ними взаимосвязи.

Презентация.

59

Правописание глаголов неопределённой формы на –чь. Правописание –ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах неопределённой формы.

Познакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Учить находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, правильно произносить и писать глаголы с –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике.

Таблица «Не с глаголами».

Презентация.

60

Правописание НЕ с глаголами.

Продолжить знакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Закрепить полученные знания по правильному произношению и написанию глаголов с –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике.

Таблица «Не с глаголами».

Презентация.

Карточки.

61

Изменение глаголов по лицам и числам. Личные окончания.

Вспомнить категорию лица и числа глаголов. Развивать умение изменять глаголы по лицам и правильно употреблять глаголы в собственной речи

Коррекция мышления через вы-полнение упражнений, направ-ленных на определение лица и числа глаголов.

62

Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа.

Познакомить учащихся с написанием Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Учить правильно писать окончания –ешь, -ишь.

Коррекция мышления и внимания путём составления письменного плана теоретического материала учебника. Коррекция грамма-тического строя речи через монологический ответ по плану

Презентация.

Таблица «Правописание глаголов 2 лица ед. числа».

63

Глаголы I и II спряжения с ударными и безударными личными окончаниями. Окончания глаголов I и II спряжения.

Познакомить со способом определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределённой форме глагола. Развивать умение определять спряжение глагола. Учить различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании.

Коррекция грамматического строя речи уч-ся путём конструирования предложений с использованием глаголов.

Таблица «Спряжение глаголов».

Презентация.

64

Повелительная форма глагола в просьбах, приказах, инструкциях.

Продолжить изучение глаголов повели-тельного наклонения. Развивать умения находить глаголы в повелит наклонении, отличать их от глаголов др наклонений, образовывать их формы и правильно использовать в речи.

Коррекция недостатков устной речи через выполнение упр-ий, связанных со стилистическими особенностями использования глаголов пов. наклонения в речи.

65

Р.р.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Настоящий друг» с использованием глаголов.

Написать сочинение – рассуждение с элементами описания внешности человека.

Коррекция письменной речи путём изложения текста с исполь-зованием портретной лексики.

Образец сочинения «Настоящий друг»

66

Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание Ь в глаголах в повелительной форме, в неопределённой форме, в форме 2 лица.

Развивать умения находить глаголы в пов накл. Познакомить с условиями употребления Ь на конце глаголов в повелит наклонении.

Коррекция недостатков интонац стороны речи уч-ся через раб над правильным произнесением и употреблением гл повелит накл.

Презентация.

67

Р.р.

Развитие речи. Анкета. Автобиография.

Познакомить учащихся со строением автобиографии. Подготовить учащихся к созданию собственной автобиографии.

Коррекция мышления через внимание к худ детали. Коррекция смыслового восприятия через работу над содержанием текста автобиографии.

Презентация.

Образцы анкет и автобиографий (у каждого на парте).

68

К.д.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Проверить знания учащихся по теме «Глагол». Выявить слабо усвоенный материал.

____________

Текст к.д;

Тетради для контрольных работ.

69

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» и работа над ошибками.

Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления.

Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостояте-льности учебной деятельности.

Тетради с контрольными работами;

Словари, таблицы и т.п.

Наречие (7 часов: 6 + 1)

70

Наречие как часть речи. Значения и вопросы для выделения наречий. Роль наречий в тексте. Составлении словосочетаний «глагол + наречие» для описания.

Познакомить учащихся с новой частью речи – наречием. Показать роль наречий в тексте. Учить составлять словосочетания «глагол + наречие» для описания.

Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока.

Презентация.

71

Наречия, которые обозначают время, место, способ действия.  Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге.

Познакомить с наречиями, обозначающими время, место, способ действия. Учить задавать вопросы  к местоимениям. Познакомить с наречиями, которые характеризуют глаголы речи в диалоге. Закрепить умение находить наречия в тексте.

Коррекция мышления путём развития умения самостоятельно анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формир. языковых обобщений.

Таблица.

Презентация.

72

Правописание наречий с А-О на конце.

Познакомить  с условием выбора правописания О и А на конце наречий. Повторить способы образования слов.

Коррекция мыслительных процессов (отбор материала, определение условий написания, дифференциация учебного материала).

Таблица.

Презентация.

73

Использование наречий движения в речи.

Учить использовать наречия движения в своей речи. Уметь находить наречия движения в тексте.

Коррекция мыслительных процессов (отбор материала, определение условий написания, дифференциация учебного материала).

Презентация.

74

Р.р.

Развитие речи. Сочинение на тему «Когда я болен» с использованием в тексте наречий.

Вспомнить особенности повествования как типа текста и композицию рассказа. Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением плана сочинения и отбора лексического материала

Образцы сочинений.

Презентация.

75

К.д.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Проверить знания учащихся по теме «Наречие». Выявить слабо усвоенный материал.

______________

Текст к.д. по теме «Наречие».

76

Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие».

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в работе. Помочь разобрать индивидуальные и (при наличии) дисграфические ошибки. Выполнить работу над ошибками.

Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

Тетради с контрольной работой;

Словари, схемы, справочники, таблицы.

Имя числительное (6 часов: 5 + 1)

77

Понятие об имени числительном. Правописание числительных от 5 до 20 и 30. Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900. Правописание числительных с Ь на конце и в середине.

Дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи. Познакомить с общим значением, морф признаками и синт ролью числительных. Показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением. Формирование умения находить числительные в тексте.

Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопос-тавительного анализа языковых явлений (выполнение упражнений на разграничение числительных и других частей речи с числовым значением.)

Презентация.

Таблица «Имя числительное».

78

Количественные и порядковые числительные.

Дать понятие о количественных и порядковых числительных. Формирование умения определять разряд количественных числительных. Позн-ть уч-ся с порядковыми числительными. Показать их синт. роль и назначение в речи. Формирование умения разграничивать колич и порядк числит, порядк числит-ые и сложные прил-ные со значением числа. Разв умения изменять поряд числит и согласовывать их с сущ-ными, умения определять род, число и падеж порядк. числительных.

Коррекция логич мышл через развитие умения производить сравнит-сопоставит анализ языкового материала (разрядов числит-ых) и правильно определять разряд числительного. Коррекция монолог речи через ответы на вопросы лингвист характера.

Таблица «Порядковые и количественные числительные».

Презентация.

79

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Сформировать умение правильно употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

Коррекция недостатков речевого развития через формирование умения правильно использовать в речи имена числительные.

Таблица «Правописание числительных».

Презентация.

80

Р.р.

Развитие речи. Числа в деловых бумагах. Объявление, телеграмма.

Учить составлять тексты объявления и телеграммы. Самостоятельно составить текст объявления и телеграммы, используя числительные;

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала

Презентация.

81

Р.р.

Развитие речи. Доверенность. Заявление, расписка.

Учить составлять тексты доверенностей. Самостоятельно составить текст доверенности, используя числительные. Учить писать заявление, расписку. Самостоятельно составить текст заявления, расписки, используя числительные.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала

Презентация.

82

К.д.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

Проверить знания учащихся по теме «Имя числительное». Выявить слабо усвоенные темы.

_____________

Текст к.д;

Тетради для контрольных работ.

Предложение (12 часов: 11 + 1)

83

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Показать отличие нераспространённых и распространённых предложений. Формировать умение различать распространённые и распространённые предложения. Повторить предложения с одним главным членом (пока без термина «односоставные предложения»).

Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнтельно-сопоставительного анализа языковых явлений.

Таблица.

Презентация.

84

Развитие речи. Сочинение – описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Вспомнить основные особенности повествования и описания как типа текста. Подготовить уч-ся к написанию сочинения-рассказа по сюжетной картине. Помочь передать в сочинении основную мысль картины. Развитие воображения и творческих способностей учащихся.

Коррекция вербального мышления через работу по составлению плана сочинения (составление вопросного плана.)

Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

85

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Познакомить учащихся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с однородными членами. Формировать навык определения однородных членов предложения, обоснования постановки знаков препинания.

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

Таблица «Знаки препинания в препинания в предложениях с однородными членами».

Презентация.

86

Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения.

Развивать умение «видеть» распространённые  и нераспространённые однородные члены в предложении.

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания на лин-гвистическую тему.

Таблица.

Презентация.

87

Обращение. Знаки препинания  при обращении.

Познакомить учащихся с понятием обращение, его ролью в речи, постановкой знаков препинания. Развивать умение составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией.

Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением.

Презентация.

Таблица «Обращение».

88

Контрольный диктант за год.

Определить уровень и качество ЗУН уч-ся на конец учебного года. Выявить уровень сформированности ЗАР. Определить наиб слабо усвоенный материал.

___________

Текст к.д.за год;

Листочки с печатями

89

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления.

Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостояте-льности учебной деятельности.

Листочки с работами;

Тетради для выполнения работы над ошибками;

Словари, таблицы, карточки.

90

Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обобщить материал о сложном предложении. Формировать умение постановки знаков препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но.

Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока)

Презентация.

Таблица.

91

Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Развивать умение определять границы частей сложного предложения. Развивать умение постановки знаков  препинания в СПП (без определения понятия).

Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока)

Таблица.

Презентация.

92

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Познакомить учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора». Формировать умения составлять предложения с прямой речью. Формировать умения составлять предложения с прямой речью, выделять их пунктуационно, строить схемы. Выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания

Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры предложений с прямой речью. Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над пунктуационным правилом и его применением на практике.

Таблица «Прямая речь».

Презентация.

93

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Подвести итоги изучения предложений. Закрепить навык постановки знаков препинания.

_______________

Текст к.д;

Тетради для контрольных работ.

94

Анализ контрольного диктанта по теме «Предложение» и работа над ошибками.

Проанализировать ошибки, допущенные учащимися в работе, и выполнить работу по их исправлению. Способствовать развитию самостоятельной работы учащихся.

Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

Тетради с контрольными ра-ботами;

Словари, таблицы и т.п.

Повторение (8 часов: 7 + 1)

95

Части речи. Изменяемые и неизменяемые части речи.

Обобщить знания учащихся о частях речи. Повторить изменяемые и неизменяемые части речи.

Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопос-тавительного анализа языковых явлений (частей речи)

Презентация.

96

Имя прилагательное и порядковые числительные. Наречие.

Обобщить знания учащихся об особенностях имён прилагательных и числительных. Развивать умение распознавать их и правильно употреблять. Обобщить знания учащихся об особенностях наречий. Развивать умение распознавать их и правильно употреблять;

Корр. грамм строя языка через выполнение упр-ий аналитико-синтетического характера

Презентация.

97

Имя существительное и местоимение.

Обобщить знания об особенностях имён существительных и местоимений. Развивать умения распознавать их и правильно употреблять;

Корр. грамм строя языка через выполнение упр-ий аналитико-синтетического характера

Презентация.

98

Простое предложение. Однородные члены и знаки препинания при них.

Обобщить знания учащихся о видах предложений по интонации, цели высказывания. Совершенствовать умение правильно строить ПП. Развивать умение распознавать однородные члены предложения. Совершенствовать умение правильно строить предложения с однородными членами.

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

Таблица.

Презентация.

99

Обращение. Диалог. Прямая речь.

Совершенствовать знания об обращении, диалоге. Совершенствовать умение находить обращения в предложении. Учить составлять диалог. Усовершенствовать знания учащихся о предложениях с прямой речью. Повторить строение предложений с прямой речью.

Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением.

Презентация.

Таблица.

100

Сложное предложение.

Систематизировать и обобщить изученные теоретические сведения по синтаксису СП. Уметь производить синтаксический разбор простого и сложного предложений.

Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через выполнение упр-ий, направленных на соотнесение интонации и пунктуации предложения; на самост выбор интонации в соотв с грамматико-смысловой структурой предложения.

Презентация.

101

Развитие речи. Сочинение «Кем я хочу быть».

Создать рассказ, написанный на основе творческого воображения. Способствовать развитию творческого воображения учащихся. Развитие умения осмысливать границы темы сочинения, раскрывать тему.

Коррекция письменной речи уч-ся путём составления текста-рассуждения с использованием рабочих материалов.

Презентация.

Образцы сочинений.

102

Подведение итогов за год.

Подвести итоги изучения курса русского языка 9 класса по всем разделам. Проверить степень усвоенности учебного материала и умение им пользоваться практически.

Коррекция познавательной дея-тельности через выполнение за-даний.

Презентация.

Учитель Кудрявцева Ю. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)

Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...

Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)

Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку/словесности для казахстанских школ, 2014 г.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку/словесности для казахстанских школ, 2014 г. с РУССКИМ языком обучения...

Рабочая программа по предмету "Русский язык". 8 класс (вспомогательная школа)

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (школа VIII вида)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: ...