Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Первый урок по изучению темы "Имя числительное" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislit_kak_chast_rechi_6_klass.doc | 68.5 КБ |
imya_chis._kak_chast_rechi_6_klass_.rar | 104.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Светова Елена Николаевна;
Квалификационная категория - I;
Место проживания: 607452 Нижегородская область, Бутурлинский район село Большие Бакалды, улица Октябрьская, д.10, кв. 1;
Название учебного заведения: филиал МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» - Большебакалдская ООШ;
Дисциплина – русский язык
Учебник, по которому ведется обучение: Русский язык: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 33-е изд. - М.: Просвещение, 2011;
Тема: Имя числительное как часть речи;
Класс - 6;
Продолжительность урока – 45 минут;
Оборудование к уроку:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебная доска,
- карточки,
- учебник,
- тетради,
- мел,
- шариковые ручки,
Структура урока:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Повторение пройденного материала – 10 минут.
- Сообщение темы и цели урока – 3 минуты.
- Новая тема – 15 минут.
- Закрепление – 10 минут.
- Итоги урока – 3 минуты.
- Домашнее задание – 2 минуты.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Задачи урока:
- Образовательная:
Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
- Развивающая:
Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).
- Воспитательная:
Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.
Ход урока.
- Оргмомент. (Пятнадцатое февраля. Классная работа).
- Новая тема.
1)Мобилизующий этап.
Учитель | Ученики. |
- Прочитайте пословицы: Два сапога – пара. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один горшок, а много ложек. Одного поля ягода. - Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ. - Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. - Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор. - Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. - Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве. - Расскажите о ней все, что вам известно. | Можно объединить пословицы: Два сапога – пара и Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению Сапога, одного, ягода. Можно объединить пословицы: Один с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много. Сошкой, ложкой, горшок, ложек. В каждой пословице есть по два существительных (рассказ об имени существительном) – 1 ученик. |
2)Формулирование темы и целей урока.
Учитель. | Ученик. |
- Еще раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. - Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Запишем тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. 1.Познакомиться с именем числительным как…; 2.Учиться отличать имя числительное … . | Два, одного, один, семеро. Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи». Цель нашего урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. |
3)Изучение нового материала.
3.Закрепление.
Учитель. | Ученики. |
- Работа с учебником. Страницы 138-140. Что осталось непонятным. Выполним упражнение 345 на с 139. - Спишите, определите разряд числительного. - Подчеркните выделенные слова как члены предложения. | Читают. Работа с доской (по очереди). Входят семь (к.) богатырей, семь (к) румяных усачей. С первого (п) щелка прыгнул поп до потолка: со второго (п) щелка лишился поп языка, а с третьего (п) щелка вышибло ум у старика. Три (к) девицы под окном пряли поздно вечерком. В третий (п) раз закинул он невод, пришел невод с одной (к) рыбкой. Три (к) – нечетное число. Семь (к) и четыре (к) – одиннадцать (к) |
4.Итоги урока.
Учитель | Ученики. |
- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? - Расскажите правило об именах числительных. | Сегодня мы познакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи. Ответы учеников. |
5.Домашнее задание:
$59 , упр. 346.
Подписи к слайдам:
Два сапога – пара.Одного поля ягода.Один с сошкой, а семеро с ложкой.Один горшок, а много ложек.
Имя числительное как часть речи.
Цели урока:
Познакомиться с именем числительным как ...частью речи.Учиться отличать имя числительное…от других частей речи.
Происхождение.
Один на десяти – одиннадцать.Два на десяти – двенадцать.Два десятка – двадцать.Три десятка – тридцать.Пять десятков – пятьдесят.Шесть десятков – шестьдесят.Семь десятков – семьдесят.Восемь десятков – восемьдесят.
Людей тьма - тьмущая.Тьма народу.
Грамматические свойства.
Один, пять миллион.Один – м.р., одна – ж.р., одно – ср.р.
Грамматические свойства.
Один – ед.ч., одни – мн.ч.Миллион – ед.ч., миллионы – мн.ч.
Склонение.
И.п. один дом.Р.п. одного дома.Д.п. одному дому.В.п. один дом.Т.п. одним домом.П.п об одном доме.
ого
ому
им
ом
Склонение.
И.п. миллион домов.Р.п. миллиона домов.Д.п. миллиону домов.В.п. миллион домов.Т.п. миллионом домов.П.п. о миллионе домов.
Склонение.
И.п. стоят пять домов.В.п. построили пять домов.Р.п. около пяти домов.Д.п. к пяти домам.Т.п. за пятью домами.П.п. в пяти домах.
Разряды по значению.
Три книги стоят на полке.Сколько? Количество.Два да три - пять.Сколько? Число.Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.Какую? Какой? Какое? Порядок предметов при счете.
Разряды по значению.
Сколько? – количественные числительные.Какой? – порядковые числительные.
Разряды по значению.
Три книги стоят на полке.Два да три - пять.Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.
Упражнение.
Имя числитель-ное.
Имя существи-тельное
Имя прилага-тельное
Наречие.
Упражнение.
Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Упражнение.
Имя числитель-ное.
Имя существи-тельное.
Имя прилага-тельное.
Наречие.
Четверо, четыре, четвертый, семь, седьмой, семеро.
Четверо-классник, тройня, семилетка, семикласс-ник, семерка.
Четырех-летнее, четверо-ногий, семимиль-ными.
Четырежды, всемером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....