Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Светова Елена Николаевна

Первый урок по изучению темы "Имя числительное" в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Светова Елена Николаевна;

Квалификационная категория  -  I;

Место проживания: 607452 Нижегородская область, Бутурлинский район село Большие Бакалды, улица Октябрьская, д.10, кв. 1;

Название учебного заведения: филиал МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» - Большебакалдская ООШ;

Дисциплина – русский язык

Учебник, по которому ведется обучение:  Русский язык: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений/  [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 33-е изд. - М.: Просвещение, 2011;

Тема: Имя числительное как часть речи;

Класс - 6;

Продолжительность урока – 45 минут;

Оборудование к уроку:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- учебная доска,

- карточки,

- учебник,

- тетради,

- мел,

- шариковые ручки,

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Повторение пройденного материала – 10 минут.
  3. Сообщение темы и цели урока – 3 минуты.
  4. Новая тема – 15 минут.
  5. Закрепление – 10 минут.
  6. Итоги урока – 3 минуты.
  7. Домашнее задание – 2 минуты.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  1. Развивающая:

Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (Пятнадцатое февраля.  Классная работа).
  2. Новая тема.

1)Мобилизующий  этап.

Учитель

Ученики.

- Прочитайте пословицы:

Два сапога – пара.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один горшок, а много ложек.

Одного поля ягода.

- Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.

- Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы.

- Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.

- Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы.

- Определите, слова какой части речи имеются  в каждой пословице в одинаковом количестве.

- Расскажите о ней все, что вам известно.

Можно объединить пословицы:

Два сапога – пара и Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению

Сапога, одного, ягода.

Можно объединить пословицы: Один с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.

Сошкой, ложкой, горшок, ложек.

В каждой пословице есть по два существительных (рассказ об имени существительном) – 1 ученик.

2)Формулирование темы и целей урока.

Учитель.

Ученик.

- Еще раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или  иначе связаны с понятием числа.

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем тему урока в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с именем числительным как…;

2.Учиться отличать имя числительное … .

Два, одного, один, семеро.

Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи».

Цель нашего урока:

1.Познакомиться с именем числительным как частью речи;

2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи.

3)Изучение нового материала.

Учитель.

Ученики.

1.Рассказ учителя о происхождении числительных.

- Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много.  Эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много).

Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать (запишите оба слова, обратите внимание на орфограмму).

- Устно образуйте остальные числительные.

Идем далее. Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать (запишите). Четыре десятка — ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.

 От пять десятков образовалось пятьдесят (запишите, подчеркните мягкий знак). От шесть десятков — ... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах.

Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.) Запишите их.

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

2.Грамматические свойства числительных.

- А теперь поговорим об особенностях этой части речи.

Рассмотрим слова один,  пять, миллион. (Запишите)

Слово один имеет формы рода (один – одна – одно), а слова  пять и миллион  -этих форм не имеют. (Запишите)

Слова один, миллион имеют формы числа (один – одни, миллион – миллионы), а слово пять по числам не изменяется. (Запишите).

Но самое главное различие между ними заключается в их поведении при склонении.

- Давайте просклоняем словосочетание один дом. (Ученик у доски). (Запись в тетради).

Слово один склоняется точно так же, как любое прилагательное: во всех падежах  его окончания выражают грамматическую зависимость от существительного.

- А теперь просклоняем словосочетание миллион домов. (Ученик у доски, остальные в тетрадях).

Слово миллион во всех падежах ведет себя как существительное: оно способно «командовать» другим существительным.

- Обратите внимание, как ведет себя слово пять.

А у слова пять поведение совсем особое. В именительном и винительном падежах оно, как существительное, командует другими существительными (запишите).

Зато в остальных падежах оно само подчиняется существительному, согласуясь с ним точно так же, как прилагательное (запишите).

- А теперь сделайте вывод об особенностях числительного.

3.Разряды по значению.

- Ну, и еще одна особенность имени числительного.

- Прочитайте первое предложение.

1.Три книги стоят на полке. (Запишите его)

Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.

- 2.Два да три – пять. (запишите его)

Проделайте такую же работу со вторым предложением.

- Теперь поработаем с третьим предложением.

3Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. (Запишите его)

- На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?

-Запишем алгоритм.

Сколько? – количественные числительные.

Какой? – порядковые числительные.

Почему они так называются?

4.Физкультминутка.

Мы – веселые мартышки!

Мы играем громко слишком.

Всё в ладоши хлопаем,

Все ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Пальчик поднесем к виску,

Дружно прыгнем к потолку.

Три шага налево,

Три шага направо,

Шаг вперед, один назад.

И четыре –прямо.

- Какие числительные вам запомнились?

- Определите их разряд.

5.Синтаксическая функция.

А теперь давайте посмотрим, какими членами предложения являются числительные. Подчеркните в этих предложениях имя числительное как член предложения.

- Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении.

6.Отличие числительных от других частей речи.

- Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в тетрадях

Один на десяти — одиннадцать,

два на десяти — двенадцать

Два десятка — двадцать,

три десятка — тридцать.

Пять десятков -  пятьдесят,

Шесть десятков – шестьдесят,

Семь десятков – семьдесят,

Восемь десятков – восемьдесят.

Людей тьма-тьмущая, тьма народу.

Один, пять, миллион.

один – м.р.,  одна –  ж.р., одно – ср. р.

Один – ед.ч., одни – мн.ч.

Миллион – ед.ч., миллионы – мн.ч.

И.п. один дом.

Р.п. одного дома.

Д.п. одному дому.

В.п. один дом.

Т.п. одним домом.

П.п. об одном доме.

И.п. миллион домов.

Р.п. миллиона домов.

Д.п. миллиону домов.

В.п. миллион домов.

Т.п. миллионом домов.

П.п. о миллионе домов.

И.п. стоят пять домов.

В.п. построили пять домов.

Р.п. около пяти домов.

Д.п. к пяти домам.

Т.п. за пятью домами.

П.п. в пяти домах.

По грамматическим свойствам эти слова не относятся ни к существительным, ни к прилагательным, а образуют особую часть речи – числительное.

В предложении Три книги стоят на полке числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов.

Во втором предложении числительные два, три, пять.

Они отвечают на вопрос сколько?  И обозначают числа.

В предложении Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье. Они отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете.

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое?

Сколько? – количественные числительные.

Какой? – порядковые числительные.

Три, один, четыре.

Количественные.

1.Три книги стоят на полке.

2.Два да три – пять.

3Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.

Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.

Имя числительное.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Наречие

Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).

3.Закрепление.

Учитель.

Ученики.

- Работа с учебником.

Страницы 138-140. Что осталось непонятным.

Выполним упражнение 345  на с 139.

- Спишите, определите разряд числительного.

- Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Читают.

Работа с доской (по очереди).

Входят семь (к.) богатырей, семь (к) румяных усачей. С первого (п) щелка прыгнул поп до потолка: со второго (п) щелка лишился поп языка, а с третьего (п) щелка вышибло ум у старика. Три (к) девицы под окном пряли поздно вечерком. В третий (п) раз закинул он невод, пришел невод с одной (к) рыбкой. Три (к) – нечетное число. Семь (к) и четыре (к) – одиннадцать (к)

 

4.Итоги урока.

Учитель

Ученики.

- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?

- Расскажите правило об именах числительных.

Сегодня мы познакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи.

Ответы учеников.

5.Домашнее задание:

$59 , упр.  346.



Подписи к слайдам:

Два сапога – пара.Один с сошкой, а семеро с ложкой.Один горшок, а много ложек.Одного поля ягода.
Два сапога – пара.Одного поля ягода.Один с сошкой, а семеро с ложкой.Один горшок, а много ложек.
Имя числительное как часть речи.
Цели урока:
Познакомиться с именем числительным как ...частью речи.Учиться отличать имя числительное…от других частей речи.
Происхождение.
Один на десяти – одиннадцать.Два на десяти – двенадцать.Два десятка – двадцать.Три десятка – тридцать.Пять десятков – пятьдесят.Шесть десятков – шестьдесят.Семь десятков – семьдесят.Восемь десятков – восемьдесят.
Людей тьма - тьмущая.Тьма народу.
Грамматические свойства.
Один, пять миллион.Один – м.р., одна – ж.р., одно – ср.р.
Грамматические свойства.
Один – ед.ч., одни – мн.ч.Миллион – ед.ч., миллионы – мн.ч.
Склонение.
И.п. один дом.Р.п. одного дома.Д.п. одному дому.В.п. один дом.Т.п. одним домом.П.п об одном доме.
ого
ому
им
ом
Склонение.
И.п. миллион домов.Р.п. миллиона домов.Д.п. миллиону домов.В.п. миллион домов.Т.п. миллионом домов.П.п. о миллионе домов.
Склонение.
И.п. стоят пять домов.В.п. построили пять домов.Р.п. около пяти домов.Д.п. к пяти домам.Т.п. за пятью домами.П.п. в пяти домах.
Разряды по значению.
Три книги стоят на полке.Сколько? Количество.Два да три - пять.Сколько? Число.Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.Какую? Какой? Какое? Порядок предметов при счете.
Разряды по значению.
Сколько? – количественные числительные.Какой? – порядковые числительные.
Разряды по значению.
Три книги стоят на полке.Два да три - пять.Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.
Упражнение.
Имя числитель-ное.
Имя существи-тельное
Имя прилага-тельное
Наречие.
Упражнение.
Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Упражнение.
Имя числитель-ное.
Имя существи-тельное.
Имя прилага-тельное.
Наречие.
Четверо, четыре, четвертый, семь, седьмой, семеро.
Четверо-классник, тройня, семилетка, семикласс-ник, семерка.
Четырех-летнее, четверо-ногий, семимиль-ными.
Четырежды, всемером.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....