Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_9_klassa.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Тип урока: комплексного применения знаний и способов действий.
Цели:
- Систематизация знаний по теме «Сложноподчиненные предложения».
- Выработка умений определять виды подчинительной связи в СПП и грамматическую роль придаточных предложений.
- Совершенствование навыков самоконтроля через использование лингвистического тренажера «Грамматическая роль придаточных частей в сложноподчиненных предложениях».
- Подготовка к ГИА.
Ход урока
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания
Расскажите о сложноподчиненных предложениях, опираясь на план (1 человек)
- Какие предложения называют сложноподчиненными?
- Способы связи предикатов в СПП.
- Виды придаточных предложений.
- Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (взаимооценка)
- Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия
Прочитайте текст В. Крапивина и ответьте на вопросы:
- Какова основная мысль текста?
- Какие проблемы поднимает автор?
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.
(3)Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гривой беда.
(4)Подошел как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)- Березу объезжаешь, значит?
(8)- Нет,- тихо сказал Алька. (9)-Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)- Ну, скоро твоей игре конец!
(12)- Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)- Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою – под корешок.
(16)-Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)-Ха!(18)Не надо!(19)А мост?
(20)-А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)- Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждет на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)- Слушай, малек, давай заключим договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!
(30)- Хватай и двигай вперед, - ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)- Ползешь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38) – Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)- А ну, Касюков, - негромко сказал мужчина, - отвечай, ты что это с ребенком делаешь?
(45)- А что, Матвей Сергеевич, - все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, - трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)- Вот я возьму эту рейку, - тихо сказал он, - и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А ты, малец, зачем этого балбеса слушал?
(52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька.
(53)- Березу?
(54)- Ага.(55)Вон ту. (56)Потому что будет мост…(57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)- Твоя, что ли, береза? - поинтересовался он.
(60)- Моя…(61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
(64)- Нет, - сказал Матвей Сергеевич. (65)- Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67) – Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
- Этап применения знаний и способов действий
- Выпишите из текста только сложноподчиненные предложения.
- Определите вид придаточных предложений.
- Найдите СПП с однородным подчинением придаточных.
- Найдите предложение, соответствующее схеме.
[ ], (будто ), и [ ], (что ).
- Составьте схему 43 предложения.
- Работа с лингвистическим тренажером.
Прокомментируйте грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста.
Определительные: определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное. | (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы! |
Придаточное определительное в сложноподчиненном предложении помогает понять... | |
Изъяснительные: дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемого) | (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. |
Грамматическая конструкция сложного предложения с разными видами связи … | |
Условия: указывает на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления. | (52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька. |
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении (№ пр.) помогает читателю понять то условие, которое… | |
Цели: указывают на цель, назначение действия. | (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. |
….отражает придаточное цели в сложноподчиненном предложении 21. | |
Причины: указывает на причину или обоснование действия (события, явления) | (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам. |
В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения… | |
Уступки: указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие) | (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? |
Придаточное уступки в СПП 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию… | |
Сравнения: поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим. | (22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. |
…можно увидеть в построении сложноподчиненного предложения 22. |
- Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Проверка (сличение с образцом, спроецированным на экране)
Определительные: определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное. | (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы! |
Придаточное определительное в сложноподчиненном предложении помогает понять каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта. | |
Изъяснительные: дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемого). | (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. |
Грамматическая конструкция сложного предложения с разными видами связи воссоздает суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчиненных предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика береза превращается в лошадь, а сам он - в великана. | |
Условия: указывает на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления. | (52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька. |
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении (№ пр.) помогает читателю понять то условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленную рейку» ради спасения березы. | |
Цели: указывают на цель, назначение действия. | (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. |
Убежденность мальчика в том, что березу не стоит рубить, отражает придаточное цели в сложноподчиненном предложении 21: Алька уверен, что мост можно построить в любом месте. | |
Причины: указывает на причину или обоснование действия (события, явления). | (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам. |
В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зеленую Гриву «волшебной, великанской» лошадью. | |
Уступки: указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие). | (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? |
Придаточное уступки в СПП 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего Алька боялся больше всего: обозленный «незваный гость» уничтожит березу. | |
Сравнения: поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим. | (22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. |
Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчиненного предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить в то, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево. |
- Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению
Дома выполним упражнение 183 часть 1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Прокомментируйте грамматические связи в двух любых сложноподчиненных предложениях.
- Этап рефлексии
Обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Литература:
- Русский язык: учебник для 9кл. общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2005.-204 с.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.-171 с.
- Гостева, Ю.Н. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-222 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...
Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"
Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении, формировании способности определять сложное предложение....
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...