Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Трещева Мария Викторовна

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_9_klassa.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

«Повторение  по теме «Сложноподчиненные предложения»

Тип урока: комплексного применения знаний и способов действий.

Цели:

  1. Систематизация знаний по теме «Сложноподчиненные предложения».
  2. Выработка умений определять виды подчинительной связи в СПП и грамматическую роль придаточных предложений.
  3. Совершенствование навыков самоконтроля через использование лингвистического тренажера «Грамматическая роль придаточных частей в сложноподчиненных предложениях».
  4. Подготовка к ГИА.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания

Расскажите о сложноподчиненных предложениях, опираясь на план (1 человек)

  1. Какие предложения называют сложноподчиненными?
  2. Способы связи предикатов в СПП.
  3. Виды придаточных предложений.
  4. Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (взаимооценка)
  1. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия

Прочитайте текст В. Крапивина и ответьте на вопросы:

  1. Какова основная мысль  текста?
  2. Какие проблемы поднимает автор?

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.

(3)Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гривой беда.

(4)Подошел как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.

(6)Парень спросил:

(7)- Березу объезжаешь, значит?

(8)- Нет,- тихо сказал Алька. (9)-Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)- Ну, скоро твоей игре конец!

(12)-  Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)- Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою – под корешок.

(16)-Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на  землю.

(17)-Ха!(18)Не надо!(19)А мост?

(20)-А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)- Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждет на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)- Слушай, малек, давай заключим договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!

(30)- Хватай и двигай вперед, - ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)- Ползешь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38) – Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)- А ну, Касюков, - негромко сказал мужчина, - отвечай, ты что это с ребенком делаешь?

(45)- А что, Матвей Сергеевич, - все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень,  - трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)- Вот я возьму эту рейку, - тихо сказал он, - и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А ты, малец, зачем этого балбеса слушал?

(52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька.

(53)- Березу?

(54)- Ага.(55)Вон ту. (56)Потому что будет мост…(57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)- Твоя, что ли, береза? - поинтересовался он.

(60)- Моя…(61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.

(64)- Нет, - сказал Матвей Сергеевич. (65)- Чего же дерево губить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67) – Расти, сынок.  (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

  1. Этап применения знаний и способов действий
  1. Выпишите из текста только сложноподчиненные предложения.
  2. Определите вид придаточных предложений.
  3. Найдите СПП  с однородным подчинением придаточных.
  4. Найдите предложение, соответствующее схеме.

[  ], (будто   ), и [  ], (что  ).

  1. Составьте схему 43 предложения.
  2. Работа с лингвистическим тренажером.

Прокомментируйте грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста.

Определительные:

определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!

Придаточное определительное в сложноподчиненном предложении помогает понять...

Изъяснительные:

дополняют, поясняют один из  членов главного предложения (чаще сказуемого)

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.

Грамматическая конструкция сложного предложения с разными видами связи …

Условия:

указывает  на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления.

(52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении (№ пр.) помогает читателю понять то условие, которое…

Цели:

указывают на цель, назначение действия.

(21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

….отражает придаточное цели в сложноподчиненном предложении 21.

Причины:

указывает на причину или обоснование действия (события, явления)

(2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.

В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения…

Уступки:

указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие)

(36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

Придаточное уступки в СПП 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию…

Сравнения:

поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.

(22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

…можно увидеть в построении сложноподчиненного предложения 22.

  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Проверка (сличение с образцом, спроецированным на экране)

Определительные:

определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!

Придаточное определительное в сложноподчиненном предложении помогает понять каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта.

Изъяснительные:

дополняют, поясняют один из  членов главного предложения (чаще сказуемого).

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.

Грамматическая конструкция сложного предложения с разными видами связи воссоздает суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчиненных предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика береза превращается в лошадь, а сам он -  в великана.

Условия:

указывает  на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления.

(52)- Он сказал…березу срубят…если не понесу, - прошептал Алька.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении (№ пр.) помогает читателю понять то условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленную рейку» ради спасения березы.

Цели:

указывают на цель, назначение действия.

(21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

Убежденность мальчика в том, что березу не стоит рубить, отражает придаточное цели в сложноподчиненном предложении 21: Алька уверен, что мост можно построить в любом месте.

Причины:

указывает на причину или обоснование действия (события, явления).

(2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.

В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зеленую Гриву «волшебной, великанской» лошадью.

Уступки:

указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие).

(36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

Придаточное уступки в СПП 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего Алька боялся больше всего: обозленный «незваный гость» уничтожит березу.

Сравнения:

поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.

(22)Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчиненного предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить в то, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево.

  1. Этап  информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению

Дома выполним упражнение 183 часть 1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Прокомментируйте грамматические связи  в двух любых сложноподчиненных предложениях.

  1. Этап рефлексии

Обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Литература:

  1. Русский язык: учебник для 9кл. общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2005.-204 с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.-171 с.
  3. Гостева,  Ю.Н. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"

Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении,  формировании способности определять сложное предложение....

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...